Полевая фаза. Экспедиционно-туристическая деятельность. Спортивно-туристическая деятельность. Познавательно-туристическая деятельность
Полевая фаза. Экспедиция — основа всей научной деятельности школьников. . Задача планирования экспедиции — правильно выбрать направление исследования, район и историческое время. Направление обязано быть не технически емким. Например, запись сказаний, сказок, песен, обычаев — все это вполне по силам школьникам. Важный аспект успеха экспедиции — погружение в эпоху. Хорошо, если с помощью уместных рассказов, замечаний, обсуждений получится прочувствовать само время, его культурное обрамление, его привязку к ландшафту. Не менее важный аспект экспедиции — контакты с местным населением. Научная экспедиция, в том числе «обычная взрослая», на стадии поиска всегда работает с местным населением. Не секрет, что большинство полевых находок сделано на самом деле простыми охотниками, грибниками, пастухами и лесниками. Бережное, тонкое, ненавязчивое взаимодействие с местными жителями — залог успеха любой экспедиции. Экспедиционно-туристическая деятельность Поскольку экспедиция является полевым мероприятием, ей свойственны многие атрибуты обычной походной или спортивно-туристической жизни. Походы или спортивный (в разной степени) туризм обычно очень хорошо знаком многим педагогам. Главный аспект данной методики заключается в том, что все это является вторичным по отношению к поисково-исследовательской деятельности. Туристическая деятельность терминологически делится на спортивно-туристическую и познавательно-туристическую (собственно туризм, как его понимают во всем мире). Спортивно-туристическая деятельность Любой полевой многодневный выход считается спортивным мероприятием с присвоением спортивных званий, разрядов, со своими соревнованиями и т. д. Очевидно, для достижения следующего уровня спортивный руководитель собирает команду (туристическую группу), которой данный маршрут пройти по силам, но с существенным напряжением сил, знаний, специфических навыков.
Главный отличительный момент в подготовке именно экспедиции, а не спортивного похода — не делать технически и физически сложный маршрут. Иначе ни на какие исследования, поиски, обсуждения ни сил, ни времени не останется.. Член экспедиции обязан идти (плыть), внимательно всматриваясь в окружающее, часто останавливаться, вслушиваться, вживаться в местность. Иначе никакого поиска и никаких открытий не будет. Очень хорошей формой экспедиции является схема с одним или несколькими базовыми лагерями. Вокруг данных лагерей строится поисково-туристическая деятельность с осмотром окрестностей, иногда даже прочесыванием, с радиальными выходами налегке на 1-2 дня. Подбор снаряжения. Он должен быть несколько завышенным, чем положено для нулевой категории в данной местности. В то же время, полевые условия позволяют получать прекрасные навыки спортивного туризма. Точнее, навыки простой полевой автономной жизни. Которые применимы к спортивно-туристической деятельности. И разведение костра в неудобных условиях, и переправы, и отслеживание погоды, и умение ориентироваться, и многое другое — все это востребовано и в экспедиции. Познавательно-туристическая деятельность Столкнувшийся с реалиями организации экспедиции школьников, руководитель может с удивлением заметить, что в поле пошли не только те, кто занимался с ним круглый код, но и масса новичков. Но даже если этого не произошло, первоначальное знакомство с известными объектами культурного наследия необходимо и неизбежно. Обычно в начале путешествия стоит запланировать несколько чисто познавательных ознакомительных выходов для введения в курс дела новичков и для дополнительного образования уже бывалых поисковиков. Необходимо подготовить хороший рассказ об объектах, дать возможность свободно походить вокруг, осмотреться, «почувствовать» ландшафт и эпоху к которой относится объект. К тому же даже на хорошо известных объектах есть что делать исследователю с неэкскурсионной задачей. Например, отметить текущее состояние объекта, текущие опасности (природные и антропогенные факторы), возможно, надо правильно заснять объект. Всегда надо быть готовым к тому, что ручьи, оползни, хозяйственная деятельность, а порой и работа черного археолога, вскроют некоторые новые и неожиданные элементы. Истинный исследователь должен искать всегда.
Содержание данного вида деятельности: развитие физической выносливости, общая физическая подготовка ознакомление с необходимыми знаниями по выживанию в разных природных условиях навыки действий в экстремальных ситуациях использование оздоровительной функции туристической деятельности использование новых впечатлений в качестве источника новых идей изучение района экспедиции: природные особенности, особенности маршрута изучение истории местности, истории ее изучения, известных археологических объектов контакты с краеведами и иными местными жителями (лесниками, охотниками и т. п. ) распределение обязанностей в группе определение весовых нагрузок для членов группы с учетом индивидуальных особенностей составление списка необходимого общественного, личного и специального снаряжения составление пищевой раскладки на путешествие определение перечня групповой аптечки оформление необходимых документов Формы деятельности: ознакомительные пешие экскурсии по окрестностям, где дети узнают об особенностях местной природы, истории, культуры. этот момент носит не только познавательно-оздоровительный, но и социальный характер. детям прививается на практике мысль о том, что «в чужой монастырь со своим уставом не ходят» одно-двухдневные радиальные выходы-семинары помогут развить у детей чувства красоты и глубинной связи с природой, укрепить навыки самостоятельности, психологическую гибкость в непривычных и порой экстремальных условиях.
Формы деятельности: в экспедиции: беседы с местными жителями разъяснительного характера. часто имеют определяющее значение для сохранности культурно-исторического объекта. в межсезонье: написание заметок, статей в популярные издания, проведение лекций, фотовыставок, показ фильмов, участие в различных диспут-клубах Специфические исследования, культурно-историческая среда, постоянный контакт с местным населением вместе дают запланированно положительный эффект в отношении толерантности к различным группам населения, различным национальностям и культурным образованиям.
Прогнозируемые результаты: применение на практике навыков выживания в разных условиях, полученных знаний заметное улучшение здоровья освобождение от стрессов удовлетворение познавательной потребности повышение мотивации познавательной деятельности получение качественно новой информации, впечатлений, вдохновения приобретение чувства уверенности в своих силах применение на практике навыков самоконтроля, саморегуляции общение с людьми других культур умение согласовывать свои действия, поступаться личными интересами ради общего дела умение добиваться лучших результатов, исходя из своих возможностей самовыражение создание реконструкций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|