История педагогики и образования
Стр 1 из 9Следующая ⇒
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ История педагогики и образования
г. Череповец
Модуль 1. Содержание разделов дисциплины Раздел 1 1. Воспитание в первобытном обществе. Зарождение воспитания на ранних ступенях развития человечества. Воспитание детей в семье. Обряд инициаций и подготовка к ним как форма организованного воспитания. 2. Воспитание и обучение в условиях древнейших цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока Домашнее воспитание и его традиции. Придворные и храмовые школы. Обучение ремеслам. Развитие воспитания в Древнем Китае. 3. Воспитание и школа в Античном мире. Условия и причины становления различных систем воспитания в древнегреческих полисах. Система воспитания в Афинах. Система воспитания в Спарте. Развитие педагогической мысли в Древней Греции. Воспитание в эпоху эллинизма. Воспитание в Древнем Риме. 4. Воспитание и школа в эпоху Средневековья. Образование и просвещение в Византии. Школа и педагогическая мысль в Западной Европе (до начала 17 века). Школьная практика и педагогическая мысль в эпоху Возрождения. 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы (17-18 веков). Развитие школьного образования. Появление новых типов школ. Начало систематизации педагогического знания. Педагогическая концепция Я. А. Коменского как составная часть его проекта переустройства общества. Эмпирико-сенсуалистическая концепция Джона Локка. Факторы формирования и развития личности в трактовке К. А. Гельвеция и Д. Дидро. Концепция естественного воспитания Ж. -Ж. Руссо. 6. Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в 19 в. Развитие различных типов школ. Влияние немецкой классической философии на развитие педагогической мысли в Европе. Педагогическое творчество И. Г. Песталоцци. Создание Гербартом педагогической теории как научной системы знаний о воспитании и образовании. Вопросы воспитания в социальных учениях второй половины 19в (Р. Оуэн, Ш. Фурье, К. А. Сен-Симон и др. )
7. Зарубежная педагогика и школа в конце 19-начале 20 веков. Тенденции развития школы и педагогики в Европе и Северной Америке. Реформаторская педагогика или «новое воспитание»: идеи свободного воспитания, трудовая школа и гражданское воспитание, прагматическая педагогика, зарождение экспериментальной педагогики, возникновение педологии и ее влияние на развитие педагогики и психологии. Практическая деятельность педагогов реформаторов. 8. Зарубежная школа и педагогика в Новейшее время. Основные педагогические течения. Итоги школьных реформ в середине 20 в. Попытки модернизации общеобразовательной школы. Приоритеты и проблемы воспитания и образования в современных условиях. Реформирование обучения и воспитания.
Раздел 2
9. Воспитание у восточных славян в 6-9 вв. Общий взгляд. Воспитание детей восточных славян. 10. Школа и педагогическая мысль в Киевской Руси и русском государстве (10-конец 17 в. ) Крещение Руси и его влияние на воспитание и обучение детей и юношества. Мастера грамоты. Древнерусская школа «Учения книжного». Педагогические идеи и памятники древнерусской литературы. Просвещение и школа в Новгородской республике. Школа и педагогическая мысль в Московской Руси. Братские школы на Украине и Беларуси. Киевская Академия. Развитие школы в Русском Централизованном государстве 17 века. Педагогические взгляды и практическая деятельность по созданию новых учебных книг. 11. Школа и педагогика в России 18 в. Просветительные реформы начала 18 в. Создание государственных школ. Открытие профессиональных школ. Деятельность Л. Ф. Магницкого и В. Н. Татищева. Создание Петербургской Академии наук с университетом и гимназией. Возникновение закрытых дворянских учебных заведений в послепетровскую эпоху. М. В. Ломоносов и развитие просвещения в России. Открытие Московского университета. Педагогическая мысль во второй половине 17 в.
12. Школа и педагогическая мысль в России до 90-х годов 19 в. Развитие системы образования на основе устава учебных заведений 1804 года. Устав учебных заведений 1828 года, усиление роли государства в организации школьного дела. Развитие общего и профессионального образования в 30-40 годах. Школьные реформы 60-х годов. Земская деятельность в области начального образования. Изменения в гимназическом обучении. Развитие женского образования. Школьные уставы 70-х годов. Распространение церковно-приходских школ. Развитие педагогического образования. Развитие педагогической мысли во второй половине 19 в. Развитие педагогической науки в России. К. Д. Ушинского и его «педагогическая антропология». Педагогические взгляды и деятельность К. Д. Ушинского. Его влияние на деятельность теоретиков и практиков народной школы (Н. Ф. Бунаков, Н. А. Корф, Д. Д. Семёнов, Д. И. Тихомиров). Деятельность Л. Н. Толстого по созданию школы для крестьянских детей. Мысли Л. Н. Толстого об организации народной школы и педагогического процесса в ней. 13. Школа и педагогика в России в конце 19-начале 20 вв. (до 1917г. ) Школьные реформы. Педагогические направления и идеи: развитие педагогической антропологии (П. Ф. Лесгафт), развитие экспериментальной педагогики (А. П. Нечаев ), развитие идеи свободного воспитания (К. Н, Вентцель и др. ) Проблема духовности личности в трудах русских философов (Н. А. Бердяев, В. В. Розанов и др. ) 14. Отечественные школа и педагогика советского периода. Деятельность Гос. Комитета по народному образованию. Октябрьский переворот 1917г. Первые документы о народном образовании. Реализация партийно-государственной школьной политики в деятельности Наркомпроса (А. В. Луначарский, Н. К. Крупская). Изменения в организации народного образования. Деятельность школ различного типа. Государственные установки на реализацию всеобщего обучения. Содержание и методы учебно-воспитательной работы. Программы ГУСа, поиски новых организационных форм и методов обучения: обучение на основе комплексов, лабораторный план, метод проектов. Официальные документы 30-х годов о школе. Унификация структуры общеобразовательной школы (1934 г. ). Признание урока как основной формы обучения. Введение новых учебных планов, программ и стабильных учебников. Разработка педагогами 20-30-х годов целей, содержания, организация методов школьного воспитания, общего и политехнического образования, вопросов школьного самоуправления, деятельности детских и юношеских организаций (П. П. Блонский, А. П. Пинкевич, С. Т. Шацкий и др. ) Педагогическое новаторство А. С. Макаренко. Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны. Развитие педагогической науки в 1960-1980гг.
15. Школа и педагогика России в конце 20 в. Школьная система. Политика о путях образования и воспитания. Практика образования и воспитания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|