Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 5. Слово в культуре Возрождения.




17. Типологические черты культуры Возрождения. Новые представления о мире и человеке. Самоутверждение автономного субъекта. Внутренние противоречия антропоцентризма. Восстановление связи с древнегреческой и латинской культурой («любовь к древним»). Двойственная позиция по отношению к Средним векам. Новый синтез культурных миров. Взаимоориентация и взаимопроникновение различных языков в культуре Возрождения. Идеал гуманистической учености и обращение к народным традициям. Роль филологии в мировоззрении Ренессанса. Зарождение нового отношения к Слову. Слово Божие и слово человеческое. Становление национальных литератур. Расцвет типографского дела. Появление массового читателя.

Итальянское Возрождение. Речь Петрарки на Капитолии: отделение поэзии от религии. Лирика Петрарки: зарождение индивидуализма, открытие «внутреннего Я». Земная страсть как высокое одухотворенное чувство. Поиск новой гармонии между земным и божественным миром и безысходные противоречия. Формулировка главнейших антиномий новоевропейской души. Поэзия как исповедь. Сонет в творчестве Петрарки.

«Декамерон» Боккаччо: становление жанра европейской новеллы. Конститутивные признаки жанра. Прием сюжетного обрамления книги новелл. Архитектоника «Декамерона»: «горизонтальное» и «вертикальное» измерения. Противоречие между обрамлением и обрамляемым. Широкая панорама бытовой и частной жизни. Реабилитация телесно-материального аспекта человеческой жизни и возвращающееся чувство греховности земных наслаждений.

Метаморфозы рыцарской поэзии: «Неистовый Роланд» Ариосто. Итальянизация каролинговского эпического цикла. Структура поэмы, основные герои и сюжетные линии. Стихия сказочности. Свобода и Божественное Провидение. Трансформация образа рыцаря: момент авторской иронии в поэме.

 

18. Зарождение гуманизма в немецкой культуре. Итальянские влияния. Опора на собственные средневековые традиции. Обращение к античной культуре как к арсеналу средств борьбы с католической церковью: популярность сатирических диалогов Лукиана. Религиозная проблематика литературы немецкого Возрождения. Отказ от идеализированного видения человека и мира как общее свойство немецкого художественного сознания. Тяготение к сатире. Заострение образов, фарсовый колорит. Стремление к широкому охвату и систематизации жизненных явлений.

Тема глупости в немецкой литературе. «Корабль дураков» Бранта. Понятие неразумия, приходящее на смену понятию греха. Тесная связь с национальной традицией. «Энциклопедическая» форма и дидактизм поэмы.

Эразм Роттердамский как руководитель «республики гуманитарных наук». «Похвала Глупости» Эразма как центр «дурачествующей» литературы Возрождения. Жанр похвального слова и пародии на него. Композиция «Похвалы Глупости». Мория как образ подлинной мудрости, не отделяющей себя от жизни. Отказ от противопоставления «мудрости» и «неразумия». Жизнь как игра противоречивых стремлений. Недопустимость односторонности в подходе к явлениям жизни. Изменение интонации речи Мории во второй части книги: переход юмора в сатиру. Обличение глупости предрассудков. Отождествление Глупостью себя с самим духом религии Христа и возможные интерпретации этого фрагмента. «Силены Алкивиада» как ключик к аллегориям Госпожи Глупости.

Вопрос о еврейских священных книгах и борьба гуманистов с обскурантами в начале XVI в. Роль Иоганна Рейхлина в полемике. «Письма темных людей» как сатира, призванная поддержать Рейхлина. Содержание и стиль «Писем». Лютеровский перевод Библии и его роль в становлении немецкой национальной литературы. Литературная деятельность У. фон Гуттена.

 

19. Особенности французского Возрождения. Итальянское влияние и его преодоление. Творчество Рабле: синтез ученой и народной карнавальной традиции. Карнавализация литературы. Мудрость в маске шутовства. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Проявление концепции гротескного тела в сюжете и стиле романа. Веселое «отелеснивание» бестелесной средневековой правды. «Пантагрюэлизм» как выражение нового мироощущения. Жизнеутверждающий характер смеха Рабле. Незавершенность, неуравновешенность картины мира в романе. Телемское аббатство как прообраз идеального жизнеустройства. Образ Панурга.

Поэзия Плеяды. «Защита и прославление французского языка» Дю Белле как поэтический манифест Плеяды. Принцип подражания древним и его национальная модификация. Подражание как промежуточное звено в создании французской поэзии. Лирика Ронсара и Дю Белле. Петраркизм и антипетраркизм. Роль Плеяды в вызревании эстетики классицизма.

«Опыты» Монтеня как основа последующей литературно-философской эссеистики. Философская проблематика «Опытов». «Книга, неотделимая от своего автора». Особенности психологического самоанализа Монтеня: внимание к самым незаметным впечатлениям и переживаниям. «Обмирщение» психологии. «Нестройность» и «неупорядоченность» композиции как результат запечатления в слове экспериментального метода самонаблюдения.

 

20. Жанровое, стилистическое и тематическое разнообразие творчества Шекспира. Основные жанры: историческая хроника, комедия, трагедия, трагикомедия, сонеты. Источники сюжетов шекспировского театра. Магистральный сюжет комедий Шекспира: клубок из нескольких любовных историй со всякими превратностями и превращениями, внешними переменами в положении героев и внутренними метаморфозами чувства. Любовь как центральная ценность комедийного мира Шекспира. Поэтизация и идеализация естественных чувств. Власть Природы над человеческим сердцем. Фальстаф – народный смеховой персонаж карнавального типа («Виндзорские насмешницы»).

Отражение кризиса ренессансного сознания в трагедиях Шекспира. «Гамлет» как трагедия трагедий: обращенность к самой основе трагического. Роль Тени в трагедии. Существование героя на грани двух миров. Значение метафоры «Порвалась дней связующая нить…». Монологи Гамлета. Его «безумие» и «безволие». Проблема театра и жизни.

Трагедии 1600-х гг. Тема высокого назначения и достоинства человека, его способности творить свою судьбу. Доблесть героическая и демоническая. Выявление катастрофической непрочности существования человека и миропорядка. Конфликт протагониста с миром, осознание им истинной сущности мира и своих возможностей как преодоление трагического заблуждения. «Отелло», «Макбет», «Король Лир».

 

21. Роман Сервантеса как феномен перехода к культуре Нового времени. Уникальное художественное пространство романа. Фабула и герой «Дон Кихота» как плод писательского вымысла. Сущность донкихотовской ситуации: протест активной личности, воодушевленной представлением о жизни, достойной человека, против убожества жизненных условий. Пародийное и серьезное начало романа. Воспроизведение обобщенной модели рыцарского романа. Двойственность авторской иронии. Элементы эксцентрики и гротеска. Тема «истинного рыцарства» человеческой натуры. Мудрое безумие героя. Три выезда Дон Кихота как три этапа становления творческой концепции Сервантеса. Донкихотская пара. Многоплановость реальности и множество точек зрения в романе. Многоязычность текста (роман как «лингвистический эксперимент»). Повествование как сюжет повествования: обнажение приемов наррации. Органичная взаимосвязь формы и содержания романа. Нанизывание вставных эпизодов и проблема целостности произведения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...