Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 7. Литературные процессы в культуре Нового времени.




 

23. Постренессансное состояние западноевропейской литературы. Осмысление результатов умственной революции предшествующей эпохи. Перелом в науке о Вселенной. Изобретение телескопа и микроскопа. Новое мироощущение: углубление трагических и мистических настроений. «Мысли» Паскаля: человек как «мыслящий тростник». Величие и ничтожество человека. Необходимость взгляда в глубины собственной души. Представление о личности в XVII в.: личность как сложное, многоплановое явление, полное противоречий, находящееся в состоянии борьбы с самим собой и с миром и непрерывно изменяющееся в ходе этой борьбы. Рациональная и иррациональная стороны бытия человека и мира и различное понимание их соотношения в литературе Нового времени. Появление литературных направлений в XVII в.

Маньеризм и барокко: проблема их разграничения. Отрицание ренессансной гармонии как основа маньеризма. Крайности спиритуализма и чувственности. Неразрешимость конфликтов. Стремление к усложнению художественной формы. Теория и художественная практика барокко. Происхождение термина «барокко». Фантазия и разум как два противоборствующих элемента стиля. Поэтика диссонанса, контрапункта, напряженная эмоциональная экспрессия и патетика как особенности барочного переживания мира. Схождение крайностей в барочном сознании: реальность - иллюзорность, вера - скепсис, свобода - фатум. Множественность точек зрения. Религиозный пафос и мистицизм в культуре католического барокко. Эстетические трактаты Тезауро и Грасиана: концепция остроумия и метафоры. Эмблематика. Поэзия Марино, Гонгоры, Кеведо. Проблематика и творческий метод. Эксперименты в области стиля. Драматургия Тирсо де Молины («Севильский озорник, или каменный гость») и Кальдерона («Жизнь есть сон»).

«Низовое» барокко. Испанский плутовской роман (пикареска) XVII в. («Ласарильо с Тормеса»; «Гусман де Альфараче» Алемана; «Дон Паблос» Кеведо; «Хромой бес» Гевары) как энциклопедия житейской мудрости («рыцарский роман наизнанку»). Реалистический сюжет-ситуация: «воспитательный роман со знаком минус». Человек как механический «продукт условий». Изобразительная техника плутовского романа: «документальная» форма автобиографии и незаконченность рассказа, мотивированная тем, что «автор-герой» еще жив.

 

24. Английское барокко: поэзия Донна. Поэтическая программа самопознания с помощью искусства слова. Сознание трагического несовершенства человека. Изображение острых душевных конфликтов. Тема греха и покаяния («Благочестивые сонеты»). Барокко и классицизм в творчестве Мильтона. Поэзия Мильтона в контексте пророческой поэтической традиции. Религиозно-философский эпос «Потерянный рай». Величественная масштабность образов поэмы. Влияние революции: политический подтекст. Отклонение от пуританских догм: сочетание чувственной стихии с высокой духовностью. Оригинальная трактовка Библейской истории. Укорененность этой трактовки в протестантских способах толкования Писания. Противоречивость образа Сатаны. Образ Евы как воплощение человечества в его стремлении к познанию. Язык и стиль поэмы.

Немецкое барокко. Борьба за создание национальной нормы литературного языка. Языковые общества. Опиц и его роль в формировании поэтической теории («Книга о немецкой поэзии»). Тема Тридцатилетней войны в творчестве немецких поэтов. Религиозно-философская проблематика в их лирике. Поэзия Флеминга. Грифиус – центральная фигура немецкой поэзии XVII в. Лирика Гофмансвальдау. Немецкая проза Нового времени. «Симплициссимус» Гриммельсгаузена: элементы плутовского и воспитательного романа. Вопрос о смысле жизни и о перспективах общественного бытия. Отражение представлений о мыслительном процессе в тексте романа.

Прециозная поэзия во Франции. Лирика Вуатюра. Эволюция прециозного романа от пасторального (д’Юрфе) до галантно-героического (Скюдери). Произведения эпистолярного жанра: «Португальские письма» Гийерага.

 

25. Классицизм как художественная форма картезианской философии. Идея гармонически и математически устроенного космоса. Представление о неизменности этических и эстетических норм. Понятия «хорошего» и «дурного» вкуса. Опора на вечные образцы античного искусства. Идея устроения поэтического текста согласно определенным принципам и правилам. Классицизм как метафизический стиль, осуществляющий последовательное, систематическое абстрагирование действительности и отливающий ее в вечные идеальные формы, противоположные чувственному материалу. Нормативная поэтика классицизма в трактате Буало «Поэтическое искусство». Декартовский принцип ясности и отчетливости. Теория высоких и низких жанров и стилей. Драматургические принципы классицизма. Драма как наиболее органичное воплощение эстетики классицизма. Отказ от зрелищных эффектов, «вербальный» характер пьес, речевые выразительные средства как основа действия.

Драматургия Корнеля («Комическая иллюзия», «Сид», «Гораций»). «Сид» как образец жанра трагедии, одновременно воплощающий и нарушающий его идеальные схемы. Моральная концепция: императивы долга и чести, торжествующие над личными чувствами. Неожиданность «счастливой» развязки - отход от правил образцовой трагедии.

Трагедии Расина («Андромаха», «Британник», «Береника», «Федра»). Влияние янсенизма на его мировоззрение и творчество. «Федра» Расина: человеческая душа, лишенная благодати. Сила и бессилие разума в борьбе со страстью. Трагическая вина Федры: невозможность возвыситься над человеческой природой. Психологический метод Расина. Мифологический элемент в трагедии: «двойная оптика».

Комедийный театр Мольера («Тартюф, или Обманщик», «Дон Жуан, или Каменный гость», «Скупой», «Мещанин во дворянстве»). Традиции фарса и моралите у Мольера. От бытовой комедии-фарса к «высокой» комедии. Моралистическая заданность пьес Мольера. Тема лицемерия и искренности: образы Тартюфа и Дон Жуана. Комедия Мольера как комедия характеров. Связь характеров героев с их сословным положением. Идея театра - «школы жизни». Своеобразие мольеровского классицизма.

 

26. Литературные процессы в русской культуре XVII в. Перестройка средневековой жанровой системы: эволюция старых жанров и появление новых. Усиление авторского начала. Публицистическая литература Смутного времени. Повествовательная проза второй половины века. Рост интереса к частной жизни и индивидуальным судьбам. Бытовая и авантюрная «плутовская» повесть («Повесть о Горе-Злосчастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве»). Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада. Бунт личности против судьбы. Монастырь как избавление от Горя. Значение Слова в ситуации церковного раскола.

Автобиографическое произведение «Житие протопопа Аввакума». Изложение основ «старой веры». Значимость голоса автора. Особенности художественного языка Аввакума («вяканье»).

Особый характер русского барокко: частичное возвращение к средневековым принципам в стиле и мировоззрении. «Ренессансные» функции русского барокко. Силлабическая поэзия (Симеон Полоцкий и др.). Витиеватость стиля, «плетение словес», любовь к контрастам.

 

Раздел 8. Литература Просвещения и романтизма.

 

27. Просветительство как всеевропейское интеллектуальное движение. Программа обновления жизни на основании законов разума и справедливости. Отражение просветительской картины мира в литературе. Активная позиция художника. Интерес к личности в ее социальном бытии. Подчеркнутая концептуальность литературы. Дидактизм. Жанровая свобода. Преобладание прозаических жанров над поэтическими. Роман как форма, наиболее отвечающая просветительским задачам познания и адекватного изображения жизни. Многообразие типов романа. Интерес к полному и документально точному воспроизведению действительности. Принцип типизации. Противоречивость идейных установок просветителей.

Литература английского Просвещения. «Робинзон Крузо» Дефо: элементы романа-путешествия, автобиографического приключенческого романа, романа воспитания. Проблема формирования человеческой личности и формирующих ее условий. Человек и цивилизация. Жизненное кредо Робинзона. Роль описания бытовых мелочей в романе. Прославление созидательного труда. Сатирико-фантастический роман Свифта «Путешествие Гулливера» и идеи релятивизма в культуре Просвещения. Иная версия «робинзонады»: человек в мире безумия и нелепости. Композиция книги. Полемика с социально-историческим оптимизмом «Робинзона» Дефо. Критика человеческой природы как таковой. Самокритика разума в романе: образы йеху и гуигнгнмов.

Эпистолярные романы Ричардсона («Памела», «Кларисса Гарлоу», «История сэра Чарльза Грандисона»). Расширение сферы романа: интерес к частной жизни, исследование человеческих чувств. Движение страсти по приказу добродетели.

Просветительский реализм Филдинга. «История Тома Джонса, найденыша». Перипетии и ситуация узнавания. Вопрос о человеческой природе: поиск «средней линии» между концепциями Свифта и Ричардсона. Отказ от идеализации героя, полнокровность его характера. Металитературные элементы текста: открытый диалог автора с читателем, разрушение иллюзии реальности, обнажение художественной условности повествования. Концепция юмора в романе.

Французское Просвещение. «Персидские письма» Монтескье. Тема Востока как проявление интереса к иной цивилизации, к экзотике. Проблема свободы. Просветительский классицизм: традиции и новаторство. Трагедии Вольтера («Заира», «Магомет»). Проблема религии в драматургии Вольтера. «Заира»: открытие эпохи трагической чувствительности. Философские повести Вольтера («Кандид», «Простодушный» и др.): пародия на авантюрный роман греческого типа. Проблема мирового зла. Герои как «рупоры» идей. Столкновение различных концепций действительности. Испытание философских идей реальностью: познание посредством опыта. Полемика с Руссо: гибель «естественного» человека в борьбе с конкретным злом. Присутствие автора в тексте и управление судьбой героев. Язык и стиль повестей Вольтера.

Литературное творчество Дидро: «изнанка» просветительского сознания. «Племянник Рамо»: диалог Философа и Шута. Противоречивость образа Племянника Рамо и его победа в споре. Проблема искусства и таланта. «Жак-фаталист»: новизна художественного метода. Хаотичность действительности и текста. Сближение эпоса и драмы. Проблема фатализма. Отношения хозяина и слуги. Дидро как реформатор французской драматургии («мещанская драма»).

«Мемуары» и комедийный театр Бомарше.

 

28. Смена философских акцентов в культуре позднего Просвещения. Сентиментализм: культ добродетели и чувствительности сердца. Представления о взаимоотношениях чувства и разума. Отрицание примата разума и рассудочной логики в познании мира и человека. Усложнение просветительской концепции характера. Вопрос о способе изображения человеческой природы.

Английский сентиментализм. Религиозно-философская проблематика «кладбищенской» поэзии. «Ночные думы» Юнга. Романы Стерна («Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»). Субъективное сознание как исходный пункт его творчества. Эмоциональная атмосфера романов. Изображение прихотливой смены настроений и психологических полутонов. Искусство скрытого намека. Чувствительность как предмет иронии (сентиментализм и «постсентиментализм»). Доброта и эгоизм героев. Значение индивидуального в человеке: «эстетика конька». «Чудаки» Стерна. Демонстративное отречение от всех литературных правил и норм. Смешение традиционных типов повествования. Обнажение всех художественных приемов. Возможность наблюдения за процессом написания романа. Фрагментарная форма изложения. Нарушение хронологии. Графическое изображение творческого метода автора в «Тристраме Шенди». Принцип ассоциации идей. Нарочитый беспорядок в структуре романа как воплощение логического замысла и как модель мыслительного процесса.

Французский сентиментализм. Руссо и руссоизм. Идея «естественного человека». Критика цивилизации с позиций культа природы. Роман «Юлия, или Новая Элоиза» как энциклопедия руссоизма в художественной форме. Метаморфоза чувств: торжество «жестокой добродетели» над любовью. Естественное и гражданское состояние человека. Противоречия в мировоззрении Руссо. «Случайная» смерть Юлии. История милорда Эдуарда. Психологизм «Исповеди» Руссо.

Альтернативное направление во французской литературе XVIII в.: выход за пределы просветительской идеологии. Творчество Прево («История Манон Леско»). Парадоксальный, «иррациональный» характер Манон: сочетание высокого и низменного, прекрасного и вульгарного. «Опасные связи» Ш. де Лакло.

 

29. Просвещение в немецкой культурной среде. Тяготение к отвлеченным теоретическим проблемам. Лессинг: драматургия («Эмилия Галотти», «Натан Мудрый») и литературная критика («Лаокоон»). Движение «Бури и натиска». Бунтарский индивидуализм, культ чувства и природы. Ранее творчество Гете: любовная лирика, философские оды, драма «Гец фон Берлихинген». Символизм «предметной» поэзии Гете. Эпистолярный роман «Страдания юного Вертера»: немецкий вариант сентиментализма. Пафос страдания и жертвы. Кризис мятежного титанизма. Образы Гомера и Оссиана. Раннее творчество Шиллера: лирика, драмы «Разбойники», «Коварство и любовь». Лирика 1780-х гг.: «Ода к радости», «Боги Греции».

Веймарский классицизм – заключительный этап немецкого Просвещения. Содружество Гете и Шиллера. Отказ от индивидуального бунтарства, подчинение объективным законам. Обращение к принципам античного искусства («благородная простота и спокойное величие»). Влияние теории Винкельмана и философии истории Гердера. Творчество Шиллера веймарского периода: труды, посвященные проблемам эстетики, философская лирика, баллады, классические трагедии. Трилогия «Валленштейн». «Мария Стюарт», «Орлеанская дева», «Вильгельм Телль». Характерные особенности драматургии Шиллера.

Творчество Гете после переезда в Веймар. Замысел романа «Театральное призвание Вильгельма Мейстера». Драмы веймарского периода: «Эгмонт», «Ифигения в Тавриде», «Торквато Тассо». «Римские элегии», «Коринфская невеста» – защита языческого жизнеутверждающего начала. Воспитательный роман «Годы учения Вильгельма Мейстера». Изменение первоначального замысла: обращение героя от театральной деятельности к практической. Влияние воспитательного романа Гете на романтический роман. «Западно-восточный диван»: идейно-художественные особенности позднего поэтического сборника Гете.

Драматическая поэма «Фауст» как духовный центр творчества Гете и выражение глубинных основ европейской культуры. «Фаустовская душа» - обобщение поисков, обретений, утрат, надежд и разочарований новоевропейской мысли. Творческая история «Фауста». Народная легенда о докторе Фаусте и ее специфическая интерпретация у Гёте. Диалектика в раскрытии главных образов – Фауста и Мефистофеля. Сущность их договора. Композиция «Фауста». Принципиальная смысловая незавершенность и открытость поэмы. Аллегории и символы в «Фаусте». Универсальный, всеобъемлющий тип художественного мышления Гёте.

 

30. Русская литература XVIII в. Переходный характер литературы Петровского времени: движение от барокко к классицизму. Творчество Феофана Прокоповича. Литература 1730-50-х гг: формирование классицизма. Восприятие европейских традиций и национальное своеобразие. Формирование мировоззренческой платформы русского Просвещения. Социально-политическая и эстетическая программа просветителей. Теория просвещенного абсолютизма. Пафос государственного строительства и общественных преобразований. Тематика и жанровая система русского классицизма. Одическая и сатирическая поэзия. Интерес к событиям современности. Литературная деятельность Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова. Этапы реформы стихосложения. Упорядочение литературного языка. Теория трех языковых «штилей» (Ломоносов). Период 1760-х – начала 1770-х: журнальная сатира (Новиков), повесть (Чулков). Выдающиеся писатели конца XVIII в. Фонвизин и его роль в становлении русской национальной комедии. Комедия «Недоросль» как вершина русской драматургии XVIII в. Классицистические принципы и элементы гротеска. Поэзия Державина: начало дворянского периода отечественной литературы. Образы Петра и Фелицы в державинских одах. Монументальное видение России. Философские раздумья о Боге и человеке («Бог»). Образная система и особенности стиля Державина. Развитие русского сентиментализма. Радищев: «бунтовщик хуже Пугачева». «Путешествие из Петербурга в Москву»: философская, социальная, эстетическая проблематика. «Чувствительный путешественник» в российской культурной реальности. Эмоциональный строй произведения и тема чувствительности. Структура текста. Сентиментализм в творчестве Карамзина: повесть «Бедная Лиза». Писатель как «сердца наблюдатель по профессии». Чувство как главный двигатель творческого процесса. Стиль повести. Языковая реформа Карамзина: отрицание ломоносовского принципа «трех штилей», ориентация на «средний» слог. Крылов: новаторский характер басен и их глубокая связь с драматургией. Двуплановость смысла басен. Особенности стиха Крылова.

31. Романтизм как тип творчества, художественный метод и стиль в европейской культуре. Значение философии Фихте и Шеллинга для теории романтизма. Представления романтиков об интеллектуальной и творческой деятельности. Искусство как священная игра, отдаленно воспроизводящая бесконечную игру мироздания. Переоценка мировой литературной традиции. Отказ от художественных принципов классицизма. Формулировка оппозиции классического и романтического начал в культуре. Критика литературной нормативности как таковой. Интерес ко всему уникальному и неповторимому. «Категорический императив гениальности» (Ф.Шлегель). Конфликт «гения» и «толпы». Самоощущение романтиков: дух избранничества и пророческий тон. Конфронтация с действительностью. Ситуация двоемирия. Романтическая ирония – «настроение», которое с высоты оглядывает все вещи, бесконечно возвышаясь над всем обусловленным, включая и «собственное свое искусство, и добродетель, и гениальность» (Ф.Шлегель). Новое понимание природы языка. Интерес к мифологии, собирание и изучение фольклора. Идеализация Средневековья. Принцип историзма.

Философия романтизма – национальный вклад немецкой культуры в мировой художественный процесс. Формирование эстетической платформы нового искусства в рамках йенской школы. Романтическая повесть и роман (Вакенродер, Тик, Ф.Шлегель, Ж.-П. Рихтер и др.). Романтическая лирика (Брентано, Новалис) и ее герой: от органической цельности и слияния всех душевных сил до трагической разорванности, ощущения одиночества и бесцельности существования. Творчество Новалиса. Символика «Гимнов к ночи». «Ученики в Саисе» - «подлинно символический роман природы». Образ ребенка в романе. Мотив тайны и ее познания. Сказка о Розоцветик и Гиацинте. «Генрих фон Офтердинген»: апофеоз поэзии. «Голубой цветок» как символ творческого самораскрытия личности по внутреннему закону. «Биокомпозиция» произведений Новалиса.

Новое открытие греческого мифа в творчестве Гельдерлина: ощущение «варварских» истоков греческой красоты. Образ Эллады как прошлого, настоящего и будущего человечества. Лирический герой Гельдерлина: подвиг внутреннего освобождения. «Гиперион, или Греческий отшельник»: проблема миросозидающей, исторической и политической активности человека. Спор о целях и средствах изменения мира. Образ Диотимы. Идея «эксцентрического» пути. «Смерть Эмпедокла»: проблема взаимоотношений человека и природы, его исторической деятельности, непосредственности знания. Тема жертвы и вторичного рождения. Особенности лирики Гельдерлина.

Образы античной мифологии в драматургии Клейста («Пентесилея»). Патологическое и неестественное. Страсть к кровавым и отталкивающим подробностям.

Фантастический мир Гофмана. «Фантазии в манере Калло», «Ночные рассказы», «Серапионовы братья» – вершина романтической новеллистики в Германии. Ирония над современным жалким состоянием человека. Антикосмическое существо уютного бюргерского быта и его фантасмагорическая изнанка. Гротеск у Гофмана. Мотив власти вещей над человеком. Образы, передающие жизнь, лишенную жизни: куклы и автоматы. Переплетение двух миров: проявление космической жизни в мертвых вещах быта. Иррациональные ужасы, разрушающие уютные филистерские представления о мире. Музыкальная стихия произведений Гофмана. Образ Иоганнеса Крейслера. «Житейские воззрения кота Мурра»: романтический образ мира и художественная структура романа. Атмосфера княжеского двора. Проблема любви и искусства. Тема гениальности и духовной свободы. Проблема душевного разлада. Романтическая ирония Гофмана.

Творчество Г.Гейне как явление переходного периода.

 

32. Литература английского предромантизма. «Песни Оссиана» Дж. Макферсона. Переосмысление понятий прекрасного и возвышенного (Э.Бёрк). Зарождение и основные мотивы «готического» романа. «Замок Отранто» Г.Уолпола. Поэзия Блейка: «Песни невинности», «Песни опыта», «Бракосочетание рая и ада», «пророческие поэмы». Творчество Блейка в контексте традиции пророческой поэзии. Концепция Воображения и творчества. Романтический мифологизм («трансцендентальный реализм»), «эмблематические» персонажи. Представления Блейка о Добре и Зле и персонификации этих понятий в его поэзии.

Поэты «озерной школы»: литературные манифесты, стихотворения, поэмы. Теоретические размышления и поэзия Кольриджа: «Сказание о старом мореходе», «Кристабель», фрагмент «Кубла Хан». Байрон и байронизм: открытие одинокого, разочарованного, опустошенного героя-скитальца, но наделенного воинствующим вольнолюбием, духом противоречия, язвительности и презрения по отношению к «толпе» («Чайльд-Гарольд»). Титаническая («восточные поэмы») и демоническая («Манфред», «Каин») ипостаси байронической личности. Тотальный конфликт с миром и разлад с самим собой. Шелли: лирика, символическая драма «Освобожденный Прометей». Образ Прометея: проблема свободного жизнетворчества и переустройства мира. Китс: «Изабелла, или Горшок с базиликом», «Канун святой Агнесы», «Ода о греческой вазе», «Ода к соловью». Эстетическая проблематика поэзии Китса: «Гиперион», «Ламия». В.Скотт как создатель жанра исторического романа («Квентин Дорвард»).

 

 

33. Французский романтизм. Тесная связь с современностью, внимание к политическим вопросам. Идея рока: следование судьбе как сохранение целостности собственной личности. Романтическая фантастика: повести Нодье и Готье. Религиозная линия: Шатобриан, Ламартин, Виньи, Нерваль. Тема «мировой скорби».

Гюго: романтическая реформа театра в теории (предисловие к драме «Кромвель» как «скрижали романтизма») и на практике («Эрнани»). Отказ от классицистических канонов. Введение принципов контраста, гротеска, стилистической полифонии и романтической бунтарской проблематики. Лирика Гюго. Роман «Собор Парижской Богоматери» как исторический роман нового типа («от Вальтера Скотта обратно к Гомеру»). Роман-мистерия: борьба гармонизирующих и разрушительных сил. Фейерверк романтических контрастов, образных метаморфоз, сюжетных перипетий (красота - уродство, верность - предательство, страстная любовь - равнодушие, обожание - ненависть, ангельская чистота - демонизм и т.п.). Причудливая панорама средневекового Парижа (от обитателей трущоб до королевского дворца). Собор как воплощение времени, истории, созидательной мощи народа. Любовь Квазимодо и Клода Фролло к Эсмеральде как идейно-композиционный стержень романа. Тема рока, объединяющая всю пестроту мира романа.

Тема «болезни века» в творчестве Мюссе: «Исповедь сына века». Романы Жорж Санд («Консуэло»). Искусство как высшая сфера действительности. Искусство и любовь: различные способы сосуществования мужской и женской души в творчестве.

 

34. Своеобразие американского романтизма. Становление американской национальной литературы. Взаимодействие с европейской художественной мыслью: отказ от прямого подражания. Осмысление уникального исторического опыта нации, лишенной древних корней. «Американская мечта». Императив оригинальности и самобытности. Внимание к американскому типу сознания, общества, культуры. Цель – постижение американского как существенно другого по сравнению с европейским. Обостренное чувство новизны. Идея демократии. Философские идеи Эмерсона и Токвиля. Идея органической целостности бытия. Эмпирическое и трансцендентное, достоверное и воображаемое, интуиция и рационализм и литературе американского романтизма. Проблема свободы личности и связанные с ней противоречия. Личность и общество. Социальная и экзистенциальная проблематика. Взаимодействие просветительского рационализма и мистицизма.

Авантюрно-приключенческие романы Купера. Тема продвижения цивилизации на запад. Индейцы и белые: столкновение двух типов сознания. Натти Бампо как носитель нравственного начала. Поэзия вольной природы и героического подвига. Стремительное развитие сюжета.

«Романтический роман» Готорна: «Алая буква». Проблематика вступительного очерка. Контраст «Таможни» и основного текста. Анализ пуританской психологии. Романтическое отчуждение Эстер. Аллегории и символы в романе.

Развитие жанра короткого рассказа, впитавшего в себя местные легенды, сказки, исторические анекдоты (В.Ирвинг, Н.Готорн), и исполненного пафоса освоения Нового Света и связанных с ним коллизий. Новеллистика По. Противоречия творчества По. Романтическая поэтика смешения фантастики с реальностью. Серия «страшных рассказов», построенных на психологических казусах и кошмарах («Тайна Мари Роже», «Черный кот», «Сердце-обличитель»). Проблематика художественного творчества («Проклятие дома Ашеров») и тема летаргии. Мотив двойника. По как основатель жанра детектива («Убийство на улице Морг»). Поэзия По. Стихотворение «Ворон» и авторский его анализ.

Роман Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит». Мифологические и библейские мотивы. Образы кита и океана. Богоборчество капитана Ахава: «Я – само обезумевшее безумие». Структура романа.

Лирика Уитмена («Листья травы»). Воспевание отдельной личности и космического братства людей. Слияние лирического героя с вселенской жизнью. Грандиозные символы. Библейская ритмика и проповеднический пафос стихов. Противоречия индивидуализма и веры в «американскую мечту»: появление трагических мотивов.

 

35. Романтизм в России. Жанр романтической элегии. Развитие жанра баллады (Жуковский). Роль оригинального творчества и переводов Жуковского в истории русского романтизма. «Героическая» поэзия романтиков-декабристов (Рылеев, Кюхельбекер, Бестужев-Марлинский). Русская романтическая поэма: Гнедич, Пушкин, Рылеев, Козлов, Баратынский, Подолинский, Лермонтов. Типический образ героя и структура конфликта: общая схема и варианты ее интерпретации. Роль романтического начала в творчестве Пушкина: «южные поэмы», романтическая лирика, «маленькие трагедии», «Дубровский», «Египетские ночи», «Пиковая дама». «Южные поэмы» Пушкина: темы романтического отчуждения, любви, свободы. «Цыганы» как «высшее и самое полное цветение русского романтизма» (Анненков). Ирония над романтическим сознанием в «Евгении Онегине». «Мцыри» и «Демон» Лермонтова как завершение развития жанра романтической поэмы. Образ романтического героя во вселенском масштабе. Романтизм в лирике и прозе Лермонтова. Русский байронизм. «Герой нашего времени»: романтические и реалистические элементы. Структура романа.

Романтизм Гоголя: оживление фольклорных традиций («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий»). Осознание расколотости, раздвоения мира. Романтическая трактовка специфической петербургской темы («Петербургские повести»). Диссонансы петербургской жизни. Повесть «Портрет» в контексте эстетических раздумий Гоголя. Сатирическая манера в произведениях Гоголя: деформация обыденного мира, издевка над обывателями. Элементы романтизма в «Мертвых душах».

Русская романтическая повесть (Бестужев-Марлинский, Погодин, Полевой, Одоевский) и роман (Одоевский). «Русские ночи» Одоевского: композиция, философская проблематика, художественные особенности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...