Раздел 10. Литературные процессы в культуре второй половины XX вв.
44. Интеллектуальная проза первой половины XX в. Т.Манн - создатель интеллектуального романа. Эпический стиль Т.Манна и особое понимание «объективности» как иронии. Энциклопедическая многосоставность романа «Волшебная гора», использование обобщающих символов и сложных литературных реминисценций. Спор гуманизма и декадентства в романе. «Иосиф и его братья»: роман-миф. Роль мифа в структуре и содержании модернистских художественных текстов. Миф в фашистской идеологии. Роман об Иосифе как «битва на территории врага». Проблематика человеческого поступка. Трагедия необретенного пути. «Доктор Фаустус»: трагедия неправильного исторического выбора и ответственности за него. Творчество Гессе: поиски гармонии человека и исторической реальности. Образ Востока. Тема трагической самоизоляции и отчуждения человека от мира. Концепция игры («Игра в бисер»).
45. Экзистенциализм как философское направление. Экзистенция как человеческий способ бытия. Ощущение кризиса всех позитивных ценностей. Утверждение уникальности человеческого существования и поиски смысла жизни в трагическом и абсурдном мире. «Пограничные ситуации», проблема выбора. Понимание свободы как тяжелого бремени для человека. (Сартр). Требование нон-конформизма. Экзистенциальные феномены: «страх», «тошнота» (Сартр), «скука» (Камю) как особые модусы человеческого существования. Экзистенциалистские произведения Сартра («Тошнота» и др.) и Камю («Посторонний», «Чума»). Теория абсурдного романа в «Мифе о Сизифе» Камю.
46. Западноевропейская культурная ситуация после Второй мировой войны. Литература абсурда в контексте культуры середины XX в. Литературный текст как «история, рассказанная идиотом, полная шума и ярости, лишенная всякого смысла и значения». Театр Ионеско. Антидрама «Лысая певица»: «трагедия языка». Персонажи, лишенные метафизических корней и психологии. Философская проблема утраты осознания времени и места. Зияющие дыры в сознании героев. Ощущение пугающей пустоты и ужаса перед миром, не имеющим смысла. Приемы парадоксального осмысления мира. Трагифарс «Стулья»: пьеса об итогах человеческого существования. Тема умирания как один из основных мотивов театра Ионеско. Проблематика романа «Наедине с одиночеством»: экзистенциальная тоска и попытки ее преодоления. Творчество Беккета: драмы, радиопьесы, романы. «Опустошенность» героев Беккета. Стремление исчерпать возможные варианты действия. Речевая деятельность как проклятие и спасение. Рассказывание историй.
47. Авангардистский «новый роман» как феномен перехода к постмодерну (А. Роб-Грийе, Н.Саррот). Новое мироощущение: абсолютизация разочарования в действительности. Творчество Роб-Грийе: роман «из пыли» рассыпающегося мира. Отсутствие связей с широким ценностным контекстом. Рассуждения Роб-Грийе «о нескольких устаревших понятиях». Неотделимость размышлений о строении и функционирования текста от самого текста. Структурная и смысловая разомкнутость, установка на альтернативность восприятия. «Поэтика возможного»: повторения, вариации, уводящие от отправной точки. Идеальный текст-модель и серийность равновероятных вариантов. Мотив стирания-переписывания текста. Образ ластика. Романы Саррот: теория «тропизмов». Отказ от «гнилых трясин» психологического романа.
48. Литературные процессы в американской культуре первой половины XX в. Социальный роман Т.Драйзера. Жизненный крах психологии собственничества и продажности («Американская трагедия»). Хемингуэй и литература «потерянного поколения». Романтико-гуманистические традиции в литературе (У.Фолкнер, М.Митчелл, Д.Дос Пассос, Ф.Фицджеральд, К.Сэндберг, Р.Фрост, Д.Беллоуз, Р.Кент). Поиски гуманистических нравственных ориентиров в атмосфере распада социальных связей и кризиса традиционных общечеловеческих ценностей. Интерес к «маленькому человеку» как носителю безусловной «правды жизни». Модернистские тенденции в поэзии США (Т.С.Элиот, Э.Паунд).
Роль литературы в американской литературе второй половины XX в. Исследование противоречий современного мира. Трагизм усредненного и обезличенного существования (Дж.Сэлинджер, Дж.Апдайк). Мотивы одиночества и эскейпизма. Движение «битников» («разбитого поколения») - поэт А.Гинзберг, прозаик Дж.Керуак. Протест против «истэблишмента», стандартизации жизни. Проповедь бродяжничества, свободной любви и отрешения от мира общественной лжи и насилия. Формирование молодежной «контркультуры». Проблемы американской «цивилизации потребления». Раскрытие асоциального и аморального подтекста в прагматических ценностях современного человека: научно-фантастические романы-предупреждения К.Воннегута, Р.Бредбери.
49. Русская литература в условиях тоталитаризма. Разрушение преемственности российской культуры. Поглощение культуры классовой идеологией. «Революция и искусство», «искусство и народ» – центральные проблемы художественной жизни и творчества. Неоднозначность художественного сознания. Литература «соцреализма». Идеологические истоки соцреализма, становление его основополагающих художественных принципов (М.Горький). Связь с практикой революции и тоталитаризма. Формирование «социального заказа» и принципа «партийности». «Железный поток» Серафимовича и «Разгром» Фадеева как образцы соцреализма. Нормативность и тенденциозность изображения действительности. Агитационно-пропагандистское начало (Маяковский и др.). Культ вождя. Функции литературы соцреализма в тоталитарном обществе. Особенности художественного сознания демократического крыла интеллигенции. Противоборство позитивно-созидательных и мифологизирующих тенденций в литературе. Разоблачение социальных мифов (Замятин, Зощенко, Мандельштам, Булгаков, Платонов). Жанр антиутопии. Раскрытие присущей тоталитарному обществу обстановки лжи, насилия и моральной деградации. Критика дегуманизированного мира и его подавляющей человеческую личность псевдоколлективистской психологии.
Советская послевоенная литература. Развитие советской литературы времен «железного занавеса» (кон.40-х - нач.50-х), в условиях «оттепели» (рубеж 50-60-х) и в период «застоя» (сер.60-х - сер.80-х). Формирование важнейших направлений: «военная» и «деревенская» проза. Правда о тоталитарной системе и осмысление судеб народа в эпоху национальной катастрофы (произведения Солженицына, Твардовского и др.). Идеологическое расслоение литературы: конформистская и апологетическая литература, с одной стороны, и социально-критическое направление авторов «Нового мира» Твардовского (и их последователей), с другой. Падение «железного занавеса» и прекращение «холодной войны». Попытки воссоединения расколотого мира, сближения Запада и Востока. «Возвращенная литература», литература «Самиздата» и русского зарубежья как факторы литературного процесса.
50. Литературные процессы в ситуации постмодерна. Освоение опыта авангарда и восстановление авторитета классического наследия. Сложный сплав домодернистских традиций и иронически переосмысленных модернистских художественных традиций. Стирание граней между «высоким искусством» и «китчем», между серьезной проблемностью и занимательностью. Проза Х.Борхеса, поздний Дж.Фаулз, «Имя розы» У.Эко как яркие образцы постмодернистской литературы. Полистилизм искусства. Текст и метатекст в культуре постмодерна.
51. Специфика русского постмодернизма. Между экзистенциализмом и постмодерном: А.Синявский. Смерть как моделирующий метаобраз постмодернизма (Битов, Венедикт Ерофеев, С.Соколов). А.Битов как представитель «интеллектуальной» прозы. Сближение русского постмодернизма с американским «актуализмом». Идея борьбы идеалов Порядка, Гармонии с миром и Свободы личностного самовыражения. Творчество В.Пелевина как образец постмодернистской эстетики. 90-е гг. – признаки кризиса в русском постмодернизме (Т. Толстая, Викт.Ерофеев и др.).
Основные понятия дисциплины: Авторский замысел, аллегория, аллюзия, драма, ирония, композиция, лирика, метафора, метонимия, олицетворение, проза, реминисценция, ритм, рифма, силлабо-тоническое стихосложение, синекдоха, стих, строфа, сюжет, тема, фабула, эпос, роман, дифирамб, идиллия, комедия, ода, риторика, сатира, хоровая и сольная мелика, элегия, элегия, ямб, эпиникий, гимнография, куртуазная лирика, летопись, литургическая поэзия, моралите, новелла, патерик, патристика (апологетика), притча, рыцарский роман, фаблио, шванк, баллада, барокко, «высокие» и «низкие» жанры, гонгоризм, гротеск, гуманизм, диссонанс, историческая хроника, классицизм, маньеризм, маринизм, натурализм, пародия, плутовской роман (пикареска), поэтика, реализм, «роман воспитания», «роман похождений», романтизм, романтический герой, сентиментализм, стилистическая полифония, утопия, фантасмагория, эмблематика, авангардизм, антиутопия, декадентство, «интеллектуальная проза», китч, литература «потерянного поколения», литература «потока сознания», литература «разбитого поколения», литература «Самиздата», литература «соцреализма», «новый роман», нонконформизм, постмодернизм, «проклятые поэты», роман-притча, «серебряный век», символизм, социальный миф, социальный роман, «старшие» и «младшие» символисты, сюрреализм, футуризм, экзистенциализм, экспрессионизм, эстетизм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|