Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 9. Литературные процессы в культуре XIX-XX вв.




 

36. Реализм как одно из ведущих художественных направлений XIX в. Обусловленность реализма позитивистскими ориентациями культуры. Социоцентризм. Исследование взаимодействия человека и социального окружения. Пафос объяснения. Исчезновение романтического двоемирия: представление об имманентности миру управляющих им законов. Проблема обусловленности человеческих поступков. Развитие методов психологического анализа. Принцип воссоздания жизни в формах «самой жизни». Понимание правдоподобия как «правды жизни». Интерес к типическим проявлениям человека и мира. Реалистический тип как символ. Стилистическое единство реализма и «открытость» его родовидовой системы.

Разновидности реалистического романа во французской литературе. Аналитический роман Стендаля «Красное и черное». Интерес к внутренним мотивам человеческих поступков и стремлений. Организующая сюжетная идея (впоследствии чрезвычайно популярная) - история молодого человека (парвеню), взбирающегося вверх по социальной лестнице и терпящего крах. Погружение событий частной жизни и биографий героев в целом в общий неумолимый ход большой Истории.

Цикл «Человеческая комедия» Бальзака как целое. Социальный, исторический и психологический детерминизм как устойчивые методы бальзаковского «исторического романа о современности» («Евгения Гранде», «Отец Горио», «Полковник Шабер» и др.). «Шагреневая кожа» как философское вступление ко всему циклу. Специфика Бальзаковского стиля: романтические черты внутри реалистической системы мышления.

Реализм в английской литературе. Роман Остен («Гордость и предубеждение»): поэтика диалога. Взаимодействие характеров. Текст и подтекст. Точка зрения рассказчика.

Диккенсовский тип романа. Схождение разных литературных традиций у Диккенса: сочетание принципов моралистической литературы XVIII в., приключенческого романа («роман похождений»), социально-психологических методов реализма и традиций народного английского юмора. Полюса безобразного (ужасного) и трогательного у Диккенса. Элементы гротеска. Поиск островков человечности в «расчеловеченном» эгоистическом мире («Домби и сын»). «Святочное», рождественско-сказочное, праздничное начало в стихии диккенсовского повествования.

«Ярмарка тщеславия» Теккерея: «роман без героя». Тщеславие как господствующая страсть современного автору общества. Образ кукольника в романе. Структура повествования.

 

37. Реализм второй половины XIX в.: отражение изменившейся культурной реальности. Флоберовский роман («Госпожа Бовари») как предельно четкое выражение принципов реализма. «Научная» и «безличная» позиция автора как манифестация объективности. Проблема социальной среды и ее детерминирующего воздействия на личность. Проблема обусловленности действий героев. Флоберовская ирония.

Французский натурализм второй половины XIX в.: Золя и братья Гонкуры. Перенесение научных (позитивистских) методов исследования реальности в литературу. Опора на факты и «человеческие документы». Отсутствие запретных тем (патологии и эротики и т.п.). Изображение жизни как процесса, детерминированного не только социально-исторически, но, прежде всего, биологически (проблема наследственности и физиологических механизмов поведения и психики). Проблема судьбы художника в романе Золя «Творчество». Проблематика романа «Доктор Паскаль».

Романы и новеллы Мопассана.

 

38. Особенности искусства реализма в русской культуре. Своеобразие раннего русского реализма (Пушкин, Гоголь, Лермонтов). Его демократическая ориентация. Включение искусства в общекультурный процесс. Ведущая роль литературы и ее влияние на театр, живопись, музыку. Ее просветительская, гражданская, нравственно-воспитывающая направленность. Множественность социальных срезов в искусстве русского критического реализма. Гоголь, Федотов, Островский, Некрасов, Толстой. Сатирический взгляд на действительность с позиций нравственного идеала, «смех сквозь невидимые лицу слезы» (от Гоголя – к Салтыкову-Щедрину и Сухово-Кобылину). Взаимосвязь героя и среды (Достоевский, Гончаров, Чехов). Народ как действующая сила истории, носитель нравственного начала (Успенский, Толстой, Лесков). Поэтическое осмысление природы, национальных характеров, народной жизни (Тургенев, Тютчев, Фет, Короленко, Чехов, Горький). Роман Л.Толстого как вершина реалистического психологизма. Полифонический роман Достоевского.

 

39. Художественная культура модерна. Сосуществование и взаимопроникновение реалистических и антиреалистических тенденций. Ощущение катастрофизма надвигающейся эпохи. Поиск новых, адекватных усложняющейся действительности художественных средств.

Эстетизм в литературе. О.Уайльд - постулирование превосходства искусства над жизнью и идея жизнетворчества, организации жизни по законам искусства. «Портрет Дориана Грея» как манифестация принципов эстетизма.

Французский символизм. «Проклятые поэты»: поэзия вне общества, вне его традиций и моральных установлений (Бодлер, Рембо, Верлен, Малларме). «Антиреалистические» тенденции символизма, его связь с романтизмом. Подчеркивание иррационального аспекта мира. Апология безграничной творческой свободы и индивидуального самовыражения, обесценивание любых коллективистских установок («Цветы зла» Бодлера). Одиночество и отшельничество как принципиальная творческая позиция. Символистская поэтика: музыкальная композиция (Верлен), ассоциативный «разорванный стиль» (Рембо), поэтические эксперименты Малларме. Многозначность слова и многомерность образа-символа, присутствие скрытых смыслов. Теория поэтического «ясновидения» (Рембо). Связь символизма с декадентским мироощущением.

Влияние идеалистической философии Шопенгауэра и Ницше на литературу рубежа веков. Глубокое расслоение художественной литературы на разнообразные противоборствующие явления.

 

40. Понятие «серебряного века» (художественного ренессанса) русской культуры рубежа XIX-XX вв. Сложность и противоречивость духовных исканий: мессианские, богоискательские, эсхатологические, мифологические, социально-утопические, пролетарско-революционные идеи в русском искусстве. Тяготение к синтезу искусств. Соотношение символизма и декадентства. Философия В.Соловьева как основа мировоззрения русских символистов. «Старшие» и «младшие» символисты. Теория символа. Дуализм символистского мышления, разграничение реального и идеального. Культ личной свободы (в поэтическом и этическом смысле). Идея жизнетворчества. Творчество Блока. Акмеизм как литературное направление. Русский футуризм. Концепция «самовитого слова». Творчество Хлебникова. Ранний Маяковский: глобальный конфликт с миром, эгоцентризм и футуристический эпатаж как способ титанического самоутверждения. Общие черты поэтики различных художественных направлений эпохи.

 

41. Художественная культура модернизма. Основные направления в западноевропейской литературе первой половины XX в. Авангардистская антитрадиционность. Итальянский футуризм: нигилистическое, разрушительное начало как поиск новых форм жизни и творчества. Программа глобальной переделки мира и выработки особого эпатирующего стиля поведения («футурист жизни»). Дадаизм (Т.Тцара и др.): обессмысливание слов и поэтических структур, иррационализм как выражение всеобъемлющего протеста, в том числе социального, антивоенного. Немецкий экспрессионизм. Субъективное преломление реальности, нагромождение гротескно-фантастических образов, ситуация кризисов и потрясений как отражение хаоса жизни и смятения человека (И.Бехер, Г.Майринк). Французский сюрреализм. Отказ от любых стереотипов мышления, норм логики и здравого смысла, погружение в мир сновидений и галлюцинаций. Фиксация подсознательного («автоматическое письмо»). Идея революции сознания. Поэтические эксперименты А.Бретона, Л.Арагона, П.Элюара в технике сюрреализма. Манифесты как особый характер авангардистской литературы.

 

42. Художественные новации литературы «потока сознания» (М.Пруст, В.Вулф, Дж.Джойс). Различные подходы к изображению внутреннего монолога. Раскрытие подсознательных пластов психики. Связь с достижениями психоанализа. Мир воспоминаний как объект исследования, особая трактовка времени и пространства (Пруст). Время как неспособность истины совпадать с самой собой. Влияние философии Бергсона. Знаковые миры в романах Пруста. Познание как припоминание. Изображение процессов чтения и письма в «Поисках утраченного времени». «Улисс» Джойса в контексте ирландской культуры того времени. Ироническое отстранение существующих ценностей. Роман Джойса как «одиссея художественной формы»: разнообразие повествовательных техник.

 

43. Творчество Ф.Кафки. Фантастико-метафорическое выражение исторических процессов дегуманизации общества. Обнажение античеловеческой сущности современной бюрократической цивилизации. Потерянность человека в чуждом и страшном мире («Процесс»). Невозможность обретения своего места в бытии и смысла существования («Замок»). Проблема вины героя. Элементы гротеска: роль жеста в изображении персонажей. Женские образы в романах Кафки. Проблема «невозможности умереть» (М.Бланшо). Необходимость «непонимания» текстов Кафки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...