Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реакции, идущие с выделением газа




Опыт №3

Налейте в пробирку 1-2 мл раствора сульфида натрия и добавьте столько же раствора серной кислоты.

Запишите наблюдения:____________________________________________

Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт № 4

Налейте в пробирку 1-2мл раствора карбоната натрия и добавьте столько же раствора серной кислоты.

Запишите наблюдения:__________________________________________

Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реакции, идущие с образованием малодиссоциирующего

Вещества.

Опыт №5

Налейте в пробирку 1-2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте две-три капли фенолфталеина. Затем прилейте раствор серной кислоты.

Запишите наблюдения: ____________________________________________

Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экспериментальные задания.                                                             Растворить образовавшийся в опыте № 1 осадок, и записать при этом происходящие реакции в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде:

Запишите наблюдения: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде:  _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Контрольные вопросы

1. Какие реакции называются ионными?

2. В каких случаях реакции ионного обмена протекают до конца?

3. В каком направлении протекают реакции ионного обмена?

4. Объясните, почему в опытах №1 и №2 образовались осадки?

5. Объясните, почему в опытах №3 и №4 выделились газообразные вещества?

6. Какими еще кислотами можно было подействовать на растворы сульфита натрия и карбоната натрия (в опытах №3 и №4), чтобы получить аналогичные результаты?

7. Объясните, почему в опыте №5 произошло обесцвечивание? Как называется реакция между щелочью и сильной кислотой?

8. В каких случаях реакции ионного обмена в растворах электролитов являются необратимыми?

9.В каких случаях реакции ионного обмена в растворах электролитов являются обратимыми?

10.В каких случаях реакции ионного обмена в растворах электролитов не протекают?

12.Формулы каких веществ в ионных уравнениях записывают в виде ионов?

13.Формулы каких веществ в ионных уравнениях записывают в виде молекул?

Литература

Ерохин Ю.М. «Химия» Москва: Академа, 2005г. Гл 6, стр. 74 - 80.


Лабораторное занятие №2

 «Испытание растворов солей индикаторами.

Гидролиз солей»

Цель: отработка практических навыков определения среды раствора соли, составления уравнений реакций гидролиза солей по первой стадии.

Теория

Вода по отношению к веществам может быть растворителем, реагентом. В том случае, когда вода выступает средой реакции и реагентом, говорят о процессе гидролиза.

Гидролиз солей - реакция обменного взаимодействия соли с водой, в результате которой образуется слабый электролит.

При гидролизе, как правило, степени окисления элементов сохра­няются, на основании чего и составляются уравнения гидролиза:

МAn + HOH = MOH  + HАn

Соль         основание   кислота

Гидролизу не подвергаются:

1) соли, нерастворимые в воде;

2)  растворимые соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием.

 

Сильные кислоты H2SO4 , HNO3, HClO3, HClO4, HCl, HBr, HI
Сильные основания щелочи

(Например, NaCl, K24, LiNО3, BaBr2, CaI2 и т. д.).

Гидролизу подвергаются:

1) растворимые соли, в состав которых входит хотя бы один сла­бый ион (Na2C03, CuS04, NH4F и т. д.).

 

Слабые кислоты H2CO3, H2SO3 , H2SiO3 , H2S, HNO2, HF, HCN, почти все органические кислоты
Слабые основания Нерастворимые в воде основания, NH4OH

Это обратимый гидролиз.

 

2) Соли, напротив которых в таблице растворимости стоит про­черк, необратимо гидролизируются:

Al2S3+ 6 Н 2 О ® 2Al(OH)3 ¯ + 3H2S ­

При составлении уравнений обратимого гидролиза по первой стадии следует при­держиваться следующего алгоритма:

Образец №1. Соль образована слабой кислотой и сильным основанием

1. Записать уравнение диссоциации соли. Na 2 C О3 Û 2 Na + + 3 2-

слабый анион


2. Выбрать слабый ион: катион или анион.

3. Записать его взаимодействие с водой. C О32- + Н+ОН- Û НСО3 - + ОН-

4. Определить среду раствора: ОН- - щелочная среда, Н+ - кислая среда, отсутствие Н+ и ОН- нейтральная.

Это случай гидролиза по аниону.

Образец №2. Соль образована сильной кислотой и слабым основанием

1. Записать уравнение диссоциации соли. FeCl 3 Û Fe 3+ +3 Cl -

слабый катион

2. Выбрать слабый ион: катион или анион.         

3. Записать его взаимодействие с водой. Fe 3+ + Н+ОН- Û Fe ОН2++ Н+

4. Определить среду раствора                                                   кислая                     

Это случай гидролиза по катиону.

 

Если соль образована слабой кислотой и слабым основанием (например, NH4NO2), то проходит гидролиз и по катиону и по аниону.

                                                               

Гидролиз солей, образованных многоосновными кислотами и многокислотными основаниями идет ступенчато. Каждая последующая стадия идет в меньшей степени, чем предыдущая.

Порядок выполнения работы

Оборудование и реактивы:

штатив с пробирками; универсальная индикаторная бумажка, растворы солей

сульфата натрия, нитрата меди (II), сульфида натрия.

Задание №1 Испытание растворов солей индикатором. Налейте в пробирку немного раствора каждой соли, а затем испытайте действие растворов этих солей на универсальной индикаторной бумажке. Занесите данные в таблицу, укажите среду раствора знаком «+».

Формула соли

Среда раствора

Укажите, каким основанием и кислотой (сильными или слабыми) образована соль.

Нейтральная Кислая Щелочная
         
         
         

 

Сделайте вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

Задание №2. Напишите уравнения реакций гидролиза соли, раствор которой имел кислую среду.

1 стадия:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание №3. Напишите уравнения реакций гидролиза соли, раствор которой имел щелочную среду.

1 стадия:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Контрольные вопросы

1. Что называется гидролизом соли?

2. В чем сущность гидролиза солей?

3. Какие соли подвергаются гидролизу?

4. Какие соли гидролизуются по аниону? Почему? Приведите примеры таких солей.

 

5. Какие соли гидролизуются по катиону? Почему? Приведите примеры таких солей.

6. Какие соли гидролизуются и по катиону и по аниону? Приведите примеры таких солей.

7. Для каких солей гидролиз протекает необратимо? Приведите примеры таких солей.

8. Какие соли не гидролизуются? Почему?

9. Какие соли гидролизуются ступенчато? Приведите примеры таких солей.

Литература Ерохин Ю.М. «Химия» Москва: Академа, 2003г. Гл 6, стр. 82 - 85.

 

 

Практическое занятие №2

«Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса».

Цель: систематизация и углубление знания об окислительно-восстановительных реакциях, отработка практического навыка всоставлении уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Теория.

Окислительно-восстановительными называются реакции, в ходе которых хотя бы один элемент изменил свою степень окисления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...