Опыт №3.Взаимодействие этилен с раствором перманганата калия.
Опустите конец газоотводной трубки до дна в пробирку с раствором перманганата калия и пропустите через него выделяющийся газ. Запишите наблюдения: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Напишите уравнение реакции и подпишите названия веществ: ______________________________________________________________________ Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ответьте на вопрос. Какая еще реакция является качественной на непредельные углеводороды? Напишите ее. Подпишите изменение цвета веществ в ходе реакции. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы 1. Какие углеводороды относятся к непредельным? 2. Почему для непредельных углеводородов характерны реакции присоединения? 3. Какова роль серной кислоты в реакции получения этилена? 4. Почему происходит обесцвечивание раствора перманганата калия при пропускании через него этилена? 5. Как при помощи бромной воды отличить этилен от этана? Практическое занятие №4. «Составление формул непредельных углеводородов». Цель: отработка умений по составлениюструктурных формул гомологов, изомеров алкенов, алкинов и их названий по международной систематической номенклатуре.
Теория Алкены – непредельные углеводороды ряда этена (этилена С2Н4). Алкины – непредельные углеводороды ряда этина (ацетилена С2Н2).
Характеристика алкенов. 1. Особенности строения – одна двойная связь. 2. Общая формула - С n H 2 n. 3. Номенклатура – название соответствующего предельного углеводорода + суффикс –ен (-илен):С2H6 этан - С2H4этен С3H8 пропан - С3H6 пропен Характеристика алкинов. 1. Особенности строения – одна тройная связь. 2. Общая формула - С n H 2 n -2. 3. Номенклатура – название соответствующего предельного углеводорода + суффикс –ин: С2H6 этан - С2H2 этин С3H8 пропан - С3H4 пропин
В соответствии с международной номенклатурой следует придерживаться следующих правил при составлении названия алкенов и алкинов. 1. В структурной формуле выбирают самую длинную цепь атомов углерода (главную цепь). 2. Атомы углерода главной цепи нумеруют, начиная с того конца, к которому ближе кратная связь – двойная или тройная. 3. В начале названия перечисляют радикалы и другие заместители с указанием номеров атомов углерода, с которыми они связаны. Если в молекуле присутствуют несколько одинаковых радикалов (два, три, четыре и т.д.), то перед их названием ставят соответственно частицы ди-, три-, тетра- и т.д.
4. Основой названия служит наименование предельного углеводорода с тем же числом атомов углерода, что и в главной цепи, с заменой суффикса –ан на соответствующий –ен или –ин. 5. После чего указывают положение кратной связи (после какого атома углерода стоит кратная связь). [1] Задание 1. (образец) Назовите вещества 4 3 2 1 СН3 - СН- СН = СН2 (С5Н10) ï СН3 3- метилбутен -1
СН3 СН3 1 ï2 3 4 5 6 1 2 3 4ï 5 СН3 - СН- СН = С - СН2 - СН3 (С8Н16) СН º С- СН2 - С - СН3 (С8Н14) ï ï ï СН3 СН3 СН3
2,4 – диметилгексен -3 3,4,4 – триметилпентин - 1 7 6 5 4 3 2 1 СН3 - СН2- СН - СН2 - С º С- СН3 (С8Н14) ï СН3 5-метилгептан - 2
Найди, есть ли изомеры среди вышеперечисленных веществ. Найди, есть ли гомологи среди вышеперечисленных веществ. Ответ: 3,4,4 – триметилпентин – 1 и 5-метилгептан - 2 изомеры, т.к. имеют одинаковую молекулярную формулу С8Н14. 3- метилбутен -1(С5Н10) и 5-метилгептан – 2 (С8Н16) г омологи, т.к. 1) имеют двойную связь; 2) гомологическую формулуСn H2n; 3) суффикс –ен в названии, и отличаются друг от друга на несколько гомологических разниц –СН2
Задание 2. (образец) Напишите структурную формулу 2,4-диметилпентена -1, составьте структурные формулы: а) гомолога с более длинной углеродной цепью; б) изомера. Назовите их. Алгоритм. 1. 2,4-диметил пентен - 1– корень слова от «пентан», пишем главную цепь С-С-С-С-С. 2. Ставим после первого атома углерода = связь С=С-С-С-С.
3. Нумеруем главную цепь, в положении 2 и 4 ставим два радикала «метил» 1 2 3 4 5 С=С-С-С-С ï ï
СН3 СН3 4. В основной (главной) цепи доставим недостающие атомы Н (в соответствии с валентностью) 1 2 3 4 5 СН2=С-СН2-СН-СН3 ï ï СН3 СН3 а) Запомни! Чтобы составить гомолог надо структурную исходную формулу вещества свернуть в молекулярную. Гомолог будет отличаться на одну или несколько СН2- групп. 1 2 3 4 5 СН2=С-СН2-СН-СН3 (С7Н14) ï ï СН3 СН3 Следовательно, гомолог с более длинной углеродной цепью, может иметь формулу С8Н16 СН2=СН - СН2 - СН2 - СН2 - СН2 - СН2 - СН3 Октен -1 б) изомер имеет туже формулу С7Н14, но другое строение 7 6 5 4 3 2 1 СН3 - СН2 - СН2 - СН = СН - СН - СН3 ï СН3 2-метилгептен -3
@ Задание. Используя образцы решений, выполни следующее задания:
1. Назовите вещества СН3 - С =СН - СН3 ï СН3 ______________________________ СН3 СН3 ï ï СН3 - СН- СН2 - СН - С º СН СН2 = С- СН - СН - СН3 ï ï ï СН3 СН3 СН3 ______________________________ ______________________________________
СН3 - СН2 - СН- СН2 - СН - С º С - СН3 ï ï С2Н5 СН3 ___________________________________________
Найди, есть ли изомеры среди вышеперечисленных веществ. Найди, есть ли гомологи среди вышеперечисленных веществ. Приведите три доказательства, что найденные вещества - гомологи. Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Напишите структурные формулы: а) 2-метилгексена-1, б) 4 – метилпентина - 2, в) 2, 5-диметилгексина-3, г) 3–метилпентена-1, д) 2- метил- 4- этилгексена -2. Составьте структурные формулы: а) гомологов с менее длинной углеродной цепью; б) изомеров. Назовите их.
Структурные формулы. а) 2-метилгексена-1 б) 4 – метилпентина - 2 в) 2, 5-диметилгексина-3
г) 3–метилпентена-1 д) 2-метил- 4-этилгексена-2
Гомологи с менее длинной углеродной цепью: а) для 2-метилгексена-1 б)для 4 – метилпентина - 2 в) для 2, 5-диметилгексина-3
____________________ ______________________ ___________________ г) для 3–метилпентена-1 д) для 2-метил- 4-этилгексена-2
_______________________ ________________________
Изомеры: а) для 2-метилгексена-1 б) 4 – метилпентина - 2 в) 2, 5-диметилгексина-3
____________________ ______________________ ___________________ г) для 3–метилпентена-1 д) 2-метил- 4-этилгексена-2
_______________________ ________________________
3. Поиграйте в «крестики-нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют: а) формулы, которые могут соответствовать алкинам
б) формулы алкинов
в) формулы изомеров
В пунктах б) и в) назовите вещества, формулы которых образуют выигрышный путь.
Лабораторное занятие №7 «Химические свойства спиртов» Цель: проведение опытов, подтверждающих химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов. Теория Спиртами называются производные углеводородов, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены гидроксильным группами. В зависимости от числа гидроксогрупп спирты делятся на: а) одноатомные спирты, содержащие одну гидроксогруппу;
б) многоатомные спирты, содержащие две, три и более гидроксогрупп. Важнейшими представителями предельных многоатомных спиртов является этиленгликоль (этандиол) - СН2ОН-СН2ОН и глицерин (пропантриол) СН2ОН - СНОН - СН2ОН. На хорошую растворимость этилового спирта и глицерина, большое влияние оказывает наличие в их молекуле высокополярной гидроксогруппы. В результате смещения электронной плотности к атому кислорода, атом водорода оказывается более свободный от электронов и менее связанным с молекулой: R – Od- Hd+. За счет взаимодействия положительно заряженного водорода одной гидроксильной группы отрицательным кислородом другой гидроксильной группы, образуются водородные связи между молекулами спирта и между молекулами спирта воды: R Н R ï ï ï H – Od- … H – Od- … H – Od- … водородная связь
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|