Как семь основных дисциплинарных навыков согласуются с анатомией «дисциплинарной стычки»
Однажды я находилась в своем офисе в университете во время регистрации. Вошла молодая мама, толкая перед собой легкую детскую коляску. Она хотела задать мне несколько вопросов. Вскоре вошла еще одна мать с трехлетним мальчиком. Малыш тут же подбежал к коляске с младенцем, радостно восклицая: «Бэби, бэби!» Казалось, он хочет взять ребенка на руки. Но тут мать младенца закричала: «Не смей! Ты можешь уронить ребенка!» (Ее внимание было сосредоточено на том, чего она не хотела.) Совсем разволновавшись, она стала отталкивать от коляски малыша, а ему еще больше хотелось взять на руки ее ребенка. Обе мамаши казались очень возбужденными, и я вынуждена была вмешаться. Подойдя к трехлетнему малышу, я спросила: «Ты хочешь поздороваться с бэби?» (Я приписывала событию позитивное намерение.) Он расплылся в улыбке. Тогда я продолжила: «Чтобы поздороваться с таким маленьким ребеночком, тебе нужно слегка почесать его пяточки, вот так». (Я сосредоточилась на том, что ему можно было сделать.) Я взяла его ручонку и помогла прикоснуться к ступням младенца. Малыш был в восторге от этого прикосновения. Его мать, уже закончившая то дело, ради которого пришла, спросила: «Ты готов идти?» (Она устанавливала границу пассивно, позволяя ребенку взять ситуацию под свой контроль.) Он упрямо ответил: «Бэби», показывая, что предпочел бы остаться. Тогда я сказала: «Чтобы сказать бэби «пока», прикоснись к его пальчикам». И показала ему, как это сделать. После чего добавила: «Дай другую свою руку маме, тогда твоя рука может сказать ей «привет»«. (Я использовала навык утверждения, вытекающий из силы внимания: то, на чем вы сосредоточиваетесь, вы получаете в наибольшей мере.) Его мать стояла неподвижно, пораженная тем, как все гладко получается. Наконец я сказала ей: «Возьмите сына за ручку, и желаю вам доброго дня».
А про себя я подумала: какие огорчения может приносить жизнь, если нет понимания основных навыков дисциплины! Во взаимодействии с мальчиком я использовала два дисциплинарных навыка: утверждения и приписывания позитивного намерения. Я использовала все силы самоконтроля: силу внимания, чтобы поддержать сосредоточенность на том, чего я хочу от него; силу принятия, принимая момент таким, каким он представился мне; силу намерения, рассматривая момент назревающего конфликта как благоприятную возможность чему-то научить, а не разрушить отношения. Помогая ребенку сделать выбор в направлении дружеского взаимодействия, я применила силу доброй воли, оказав сопротивление соблазну заставить трехлетнего ребенка прекратить его действия относительно младенца. Я использовала силу единства, присоединившись к желанию мальчика. А сила восприятия позволила мне овладеть собственной растерянностью и не перенести ее на мать. Наконец сила любви восторжествовала, так как я предложила ребенку навыки, основанные на любви, и укрепила доверие к себе. Я использовала данные навыки и силы сознательно. Надеюсь, и вы будете поступать так же. «А ЧТО, ЕСЛИ...?»
Эта книга ведет и направляет вас на пути изменений, связанных как с вами самими, так и с вашими детьми. Большинство из нас боятся изменений, и наши страхи проявляются в виде сомнений. «А что, если я скажу эти слова, а они не подействуют?» «А что, если я поступлю, как вы предлагаете, а дети все равно будут драться?» Как ни грустно, эта боязнь отражает дисциплину, основанную на страхе, которую мы испытали в своем детстве. Мы страшимся применить какой-нибудь новый навык, потому что не хотим наделать ошибок. Неосознанно и с самыми светлыми намерениями улучшить наше поведение, родители заставляли нас испытывать неприятные чувства. Сообщение, которое мы подспудно получали, говорило нам, что ошибки свидетельствуют о своего рода неадекватности, которая может помешать проницательности. Чтобы избежать этих чувств, многие из нас продолжали противиться изменениям, вместо того чтобы принять их. Однако для того, чтобы мы, как родители, могли развиваться и поступать правильно, должны происходить изменения. Но чтобы принять изменение, нам следует осознавать силу сомнений («а что, если...?»), которая питает нашу пассивность и вялость.
Скажем, я объясняю вам, как заменить спущенную шину. Я сказала бы, что нужно постараться дотянуть до обочины, когда автомобиль начало трясти. «А что, если поблизости нет подходящей обочины?» — возможно, спросили бы вы. Я могла бы ответить: «Тогда съезжайте на траву». «А что, если там грязь? Я могу увязнуть в грязи с этой спущенной шиной». Я могла бы посоветовать остановить какой-нибудь автомобиль и попросить о помощи. «А что, если водитель, который остановится, окажется насильником?» — спросили бы вы. Этот диалог мог бы продолжаться до бесконечности, и главная цель — научиться менять шину — была бы забыта. Ваши страхи не дали бы вам возможности ознакомиться с ценным навыком. Когда вы противитесь изменениям, чтобы избежать ошибок, вы избегаете жизни, и это отражает ту дисциплину, в которой вы были воспитаны. Для того чтобы измениться, вы должны отбросить свои страхи. Если же у вас возникнут сомнения, сделайте следующее:
♦ Сделайте глубокий вдох и расслабьтесь. Это позволит стереть то, что было запрограммировано в вашем разуме в прошлом. Чтобы начать путь к исцелению, вы должны отбросить сообщение «ты недостаточно хороший». Физическая релаксация ♦ Осознайте свое беспокойство. Как только вы заметите, что говорите: «А что, если...», дайте себе волю почувствовать это беспокойство. Скажите: «Я чувствую беспокойство, но я в безопасности и контролирую свои мысли. Все хорошо». А затем отметьте, какие мысли придут вам в голову после этого. Это будет показателем, как вы справляетесь с беспокойством. У вас возникают гневные мысли? (Вот сейчас вы, наверно, подумали: «Что за глупость! О чем толкует автор?») Вы вспоминаете свои прошлые проблемы? («Я пыталась сделать это на прошлой неделе».) Вы придумываете себе будущие проблемы? («Если я попробую это с моей дочкой, она с криком убежит».) Вы ругаете себя, используя негативную внутреннюю речь? («Я самая худшая в мире мать».) Спокойно прислушайтесь к своим мыслям. Ознакомьтесь с языком беспокойства. Продолжайте глубоко дышать.
♦ Примите решение: вы хотите, чтобы беспокойство управляло вашей жизнью ипрепятствовало обучению, или вы хотите управлять собой? Спросите себя: «Готова ли я потерпеть некоторый дискомфорт, чтобы усвоить новые навыки, которые принесут больше спокойствия и радости в мою жизнь?» Если ответом будет «да», продолжайте читать эту книгу. Если ваш ответ будет «нет», закройте ее и идите своим путем. ♦ Запишите свои «а что, если...?» на отдельной странице в конце этой книги. Если после ее прочтения вы не получите ответы на свои «а что, если...?», напишите мне. Я с удовольствием помогу вам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|