Навык приписывания позитивного намерения: превращайте сопротивление в дружеское взаимодействие
Предположим, вы только что увидели, как ваш семилетний сынишка толкнул младшую сестренку. Приписывая этому эпизоду негативный мотив, вы могли бы сказать: «Разве это хорошо? Как бы тебе понравилось, если бы я толкнул тебя?» Заключенное в этом сообщение, которое слышит ваш сын, звучит так: «Ты бессовестный маленький паршивец». И тогда мальчик мог бы обидеться и начать защищаться, таким образом еще больше обостряя проблему. Но если бы вы приписывали эпизоду позитивное намерение, вы могли бы сказать: «Ты просто хотел, чтобы сестренка подвинулась. Ты не мог толкнуть ее намеренно, потому что это больно. Когда захочешь, чтобы она подвинулась, скажи: «Подвинься, пожалуйста»«. И тогда ваш сын услышал бы такие слова: «Ты человек и как всякий человек можешь совершить ошибку. Зато ты можешь чему-то научиться». Использование силы любви («старайтесь видеть друг в друге самое лучшее») создает ситуацию, в которой ваш сын с большей вероятностью вступит в дружеское взаимодействие. Ваш подход к ошибкам детей будет формировать их подход к ошибкам в будущем. Если вы обвиняете или осуждаете своего ребенка, приписывая негативные побуждения его проступкам, вы учите его тому, что его ошибки просто ошибки. Навык позитивного намерения возникает из силы любви, а это напоминает нам о том, что следует видеть лучшее друг в друге. Кроме того, то, что вы предлагаете другим, вы укрепляете в себе. Следовательно, когда вы учите своих детей: «Ошибаться свойственно человеку, а прощать — Богу», вы учите их также смотреть на собственные ошибки более снисходительно. Когда вы приписываете позитивные намерения другим людям, вы формируете для своих детей модель дружеского взаимодействия. Вы учите их, что негативное вызывает противодействие, а взгляд с позиции оптимизма приводит к сотрудничеству.
Навык сопереживания: старайтесь понять причину раздражения и истерики
Сопереживание — это навык, который используют, чтобы помочь детям развивать эмоциональную зрелость. Скажем, ваш сын имеет ежедневное ограничение в вечернее время — один час, чтобы посмотреть телевизор. Как только вы замечаете, что он смотрит телевизор после отведенного на это времени, вы говорите ему, что поpa выключить телевизор. «Но, папочка, это такая интересная передача! Пожалуйста, позволь мне досмотреть ее». Ваша первая реакция могла бы быть такой — сохранить установленные границы путем утверждения: «Нет, уже время ложиться спать». Сынишка может выразить свое неудовольствие наиболее успешным из известных ему способов: «Ты никогда ничего не позволяешь мне смотреть. Это несправедливо». Используя навык сопереживания, вы могли бы ответить: «Кажется, ты очень расстроен, что пропустишь это шоу». В данном случае вместо того, чтобы отреагировать, оказывая сопротивление, ваш сын говорит: «Это о китах. Я люблю китов». Тогда вы могли бы сказать: «Конечно, трудно отказаться от того, что для тебя важно и что доставляет удовольствие. Но я очень люблю тебя и хочу быть уверенным, что ты получаешь достаточный для твоего возраста отдых. Так что иди наверх». А поднимаясь вместе с ним в спальню, вы могли бы сказать: «А я и не знал, что ты интересуешься китами. Может, нам присоединиться к обществу защиты животных?» Сопереживание позволяет вам выслушать ребенка, не пытаясь изменить его чувства. Это имеет решающее значение — сделать особый упор на силу принятия. Сила принятия говорит, что этот момент таков, каков он есть. Ваш ребенок должен лечь спать, и, возможно, это ему не очень нравится.
Если бы в приведенном выше примере вы использовали сопереживание, с тем чтобы манипулировать своим ребенком, то могли бы сказать так: «Время идти наверх. Я знаю, что тебе трудно оторваться от передачи, но в следующий раз прочти заранее телевизионную программу и спланируй свое время». Эти слова несут сообщение: «Я понимаю, ты чувствуешь себя плохо, но это твоя ошибка. Если бы ты был немного сообразительнее, ты бы не испытал разочарования». Если вы не принимаете данный момент, то неосознанно будете еще больше накалять эмоции ребенка, пытаясь их пресечь или заставить его снова быть довольным собой. Подлинное же сопереживание как бы говорит: «Разочарование — это часть жизни. Я помогу тебе пройти через это». Это учит такой ценности, как сострадание.
Навык принятия последствий: учите детей анализировать сшибки
Как и все основные дисциплинарные навыки, навык принятия последствий может быть использован с позиции страха или любви. В первом случае он наказывает, во втором учит. Здесь приводится пример, который показывает разницу. Если вы хотите пристыдить своего ребенка, вы можете сказать: «Ты бы лучше подумал, прежде чем бить своего брата. Не могу поверить в то, что ты сделал. Сегодня вечером никакого телевизора!» Если же ваше намерение — преподнести ребенку урок с любовью, вы можете сказать: «У тебя есть выбор. Ты можешь ударить брата, чтобы добиться того, чего хочешь, или можешь сказать: «Уже моя очередь сделать ход». Если ты ударишь его снова, вместо того чтобы поговорить с ним, я отправлю тебя в твою комнату. И тогда вы оба будете в безопасности. Ты понимаешь, что случится с тобой, если ты снова ударишь его?» Навык принятия последствий вытекает из силы намерения: любой конфликт является благоприятной возможностью, чтобы чему-то поучить. Конфликт можно рассматривать как что-то плохое или как возможность получить знания. Ваше намерение будет диктовать, станут ли ваши дети учиться на своих ошибках или просто будут плохо себя чувствовать из-за того, что сделали ошибку. Когда мы учимся на собственных ошибках, мы становимся еще более опытными в выборе эффективных ответов. Навык принятия последствий внедряет такую ценность, как ответственность, способность реагировать на ситуации.
СОЗДАНИЕ ЦИКЛА УСПЕХА
Вспомните: то, что вы предлагаете другим, вы укрепляете в себе. Представьте, что вы способны постоянно гордиться собой и другими людьми; учиться на собственных ошибках; делать так, чтобы люди слышали вас; упорно уходить от негативного; уметь сдерживать свои эмоции; справляться со своим истерическим состоянием. Вырабатывая самодисциплину, вы учитесь тому, как направлять своих детей. А когда вы более эффективно направляете своих детей, вы и сами становитесь более дисциплинированными. В главах 4—9 мы будем исследовать каждый дисциплинарный навык детально, за исключением навыка самообладания. Самообладание — это навык, который вытекает из силы восприятия, вашей способности управлять своим расстройством. Все семь сил для самоконтроля в какой-то степени касаются ваших сил восприятия. Поэтому, чтобы постоянно укреплять навык самообладания, снова просмотрите главу 2 и поработайте над упражнениями. Запомните: каждый из семи основных дисциплинарных навыков может использоваться для контроля над вашим ребенком, либо вызывая страх, либо с позиции руководства на основе любви. Если вы выберете переход от страха к любви, то будете по капле вливать в своего ребенка позитивные ценности. А сейчас давайте рассмотрим подробно, когда следует использовать каждый дисциплинарный навык.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|