Сущность, причины возникновения, функции и задачи контроллинга
Сегодня не существует однозначного определения понятия «контроллинг», но практически никто не отрицает, что это новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. Контроллинг (от англ. control — руководство, регулирование, управление, контроль) далеко не исчерпывается контролем. В основе этой новой концепции системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (предприятия, торговые фирмы, банки и др.) в долгосрочной перспективе путем: • адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды; • согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы; • координации и интеграции оперативных планов по разным бизнес-процессам; • создания системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени; • создания системы контроля над исполнением планов, корректировки их содержания и сроков реализации; • адаптации организационной структуры управления предприятием с целью повышения ее гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды. Одной из главных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес процессами в организационной системе. Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений. Следует подчеркнуть, что контроллинг — это не та система, которая автоматически обеспечивает успех предприятия, освобождая менеджеров от функций управления. Узловыми компонентами концепции контроллинга являются:
• ориентация на эффективную работу организации в относительно долговременной перспективе — философия доходности, • формирование организационной структуры, ориентированной на достижение стратегических и тактических целей; • создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления; • разбиение задач контроллинга на циклы, что обеспечивает интерактивность планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений. Остановимся более подробно на двух наиболее важных компонентах — философии доходности и составе задач цикла контроллинга. Философия доходности означает; • преимущественную ориентацию мышления и действий сотрудников организации на рентабельность; • отчетливое понимание контроля издержек и мероприятий по их снижению как непрерывного процесса; • гармоничное сочетание ориентации на клиентов и на доход; • связь системы стимулирования работников с их конкретным вкладом в достижение целей предприятия (рентабельности); • синхронизацию целей предприятия и личностных целей (личные доходы, карьера); • рост суммы, активов предприятия как одно из возможных средств достижения стратегической цели; • непрерывную оценку клиентов по критерию доходности, т.е. знание того, сколько предприятие заработало на конкретном клиенте. Цикл контроллинга включает в себя итеративные этапы планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений. Этап планирования в рамках цикла контроллинга осуществляется по технологии «встречных потоков»: сначала планирование производится «сверху вниз» (разработка методики планирования, координация и детализация планов по уровням). Затем идет встречный поток «снизу вверх». Как следствие, одна из задач контроллинга — разработка методики корректировки плановых заданий, координация отдельных планов и сведение их в единый план по предприятию.
Этап контроля отклонений плана и факта предусматривает анализ фактических данных по контролируемым величинам и выработку мероприятий по устранению нежелательных отклонений. При атом каждый работник предприятия должен действовать самостоятельно по устранению отклонений в пределах определенной ему компетенции. В случае отклонений, превышающих его компетенцию, работник обращается на более высокий уровень иерархии управления. Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами: — повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием; — смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего; — увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия; — необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия; — необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций; — усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления; — информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления; • общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности. В каждом отдельном случае функции службы контроллинга зависят от многих обстоятельств, но если обобщить существующую практику предприятий, то можно получить некоторый идеальный перечень основных функций и задач контроллинга, представленный ниже (функции выделены полужирным шрифтом).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|