Характеристика оперативного и стратегического контроллинга
Цель оперативного контроллинга — создание системы управления достижением текущих целей предприятия, а также приятие своевременных решений по оптимизации соотношения затраты — прибыль. В отличие от стратегического оперативный контроллинг ориентирован на достижение краткосрочных целей. Основные подконтрольные показатели: • рентабельность капитала; • производительность; • степень ликвидности; Систему оперативного контроллинга используют для поддержания оперативных решений по недопущению кризисного состояния.
Рис. 19.2. Роль контроллинга в процессе управления
Цель оперативного контроллинга — создание системы управления достижением текущих целей предприятия, а также приятие своевременных решений по оптимизации соотношения затраты — прибыль. В отличие от стратегического оперативный контроллинг ориентирован на достижение краткосрочных целей. Основные подконтрольные показатели: • рентабельность капитала; • производительность; • степень ликвидности; Систему оперативного контроллинга используют для поддержания оперативных решений по недопущению кризисного состояния.
Рис. 19.3. Направления анализа в стратегическом контроллинге Основные инструменты контроллинга GАР-анализ GАР-анализ (анализ стратегических «люков»)* относится к классическим инструментам долгосрочного планирования. Сущность метода состоит в установлении отклонений желательного развития ситуации от ожидаемого. Метод предполагает количественное сопоставление экстраполированных или модифицированных значений желаемых и ожидаемых целевых величин, в качестве которых могут выступать рентабельность, прибыль, оборот и т.д. При этом полагают, что выбранная политика предприятия остается неизменной. Если при графическом изображении динамики целевой величины желаемое развитие (целевая кривая) отклоняется от ожидаемого развития, то возникает так называемый стратегический «люк». Предполагается, что если такой «люк» не будет вовремя закрыт,то предприятие не может гарантировать свое существование в долгосрочной перспективе. САР-анализ служит основой при выработке стратегий, обеспечивающих ликвидацию стратегических «люков». В случае выявления «люков» службы маркетинга и контроллинга начинают поиск стратегий относительно продуктов и рынков, позволяющих в долгосрочной перспективе «закрыть» возникшие «люки». * Метод разработан американским ученым И. Ансофф (в переводе с англ. gар — разрыв). К основному недостатку метода GАР-анализа следует отнести ограничение на его использование в качестве инструмента контроллинга в случае, если ситуация на рынке нестабильна. Однако и в такой ситуации метод может быть использован как инструмент поиска и выработки корректирующих стратегий.
Портфолио-анализ Термин портфолио, возникший в области финансов, означает «оптимальный с точки зрения сочетания риска и доходности набор инвестиций». Применительно к предприятию портфолио-анализ представляет собой распределение его деятельности по отдельным стратегиям относительно продуктов и рынков. Портфолио-анализ предполагает, например, графическое построение матрицы, осями которой являются различные параметры рынков и продуктов: рост рынка — доля рынка, привлекательность рынка — конкурентные преимущества, рынок — жизненный цикл продукта и т. д. На основании анализа матриц выявляются потенциалы успеха предприятия и формируются стратегия их реализации. Рассмотренные в данном разделе инструменты используются в сфере стратегического маркетинга и контроллинга. Ниже представлены основные инструменты контроллинга в области оперативного маркетинга.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|