Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сводный список для оценки автоматизированной поддержки SADT




Создание автоматизированных средств под­держки системного анализа, подобных AUTOIDEF, SPECIF_X или Design/IDEF, - не простая задача. Для SADT она не сводится просто к созданию графического редактора. Хотя семантика графики SADT и сама по себе достаточно сложна, есть еще много других аспектов SADT, которые дол­жны быть учтены в автоматизированном сре­дстве, чтобы обеспечить полную поддержку всей методологии. Поэтому мы считаем, что хорошая автоматизированная поддержка методологии SADT должна быть построена на основе цен­тральной базы данных основных понятий SADT (мы употребляем здесь термин "база данных" для обозначения хранилища независимо от его расположения в основной или вспомогательной памяти, центральной или распределенной). Построение базы данных основных понятий SADT требует сжатого описания методологии. В табл. 21-1 приведен сводный список основных понятий SADT, рассмотренных в данной книге, с их реализацией в этой методологии. Сводный список кратко отображает методологию SADT, выстраивая ее по основным категориям конеч­ного продукта (т.е. того, что создается в резуль­тате), языка (т.е. того, как выражаются идеи) и процесса (т.е. того, как создаются продукты). Для того чтобы выделить в категориях тесно свя­занные группы понятий категорий введены под­категории.

Этот список можно использовать по-разно­му. Его можно применять при оценке существу­ющих средств SADT для определения, какие ас­пекты методологии SADT в них реализованы, а какие нет. Например, многие современные сред­ства автоматизированного анализа сосредоточены на создании диаграмм (т.е. на языке) и мало чем помогают в производстве конечных продук­тов или в организации процесса создания моде­лей (например, цикла автор/читатель). С по­мощью этого списка вы можете определить, насколько хорошо то или иное средство реали­зует конкретный аспект SADT. Например, средство, которое не позволяет накладывать на диаграммы комментарии и ответы на них, за­трудняет внесение изменений в диаграмму. Или, например, средство, которое не дает возмож­ности ввести в глоссарий новый термин при определении имени блока или метки дуги, вынуждает пользователя постоянно просматри­вать диаграммы для определения нужных тер­минов.

Кроме того, этот список поможет вам определить объем работы, необходимой для созда­ния автоматизированной поддержки SADT. Во-первых, определите принципиальную схему, ле­жащую в основе базы данных. Во-вторых, опре­делите архитектуру проекта, позволяющую не только четко разделить, но и одновременно эф­фективно координировать вычерчивание диа­грамм, процесс построения модели, поддержку словаря данных и создание готовой к публикации модели с ее дополнениями. В-третьих, определи­те общий пользовательский интерфейс, который правильно отобразит и объединит все эти функ-


 

Категория Понятие Реализация в SADT
Продукты: Модели   Объект Набор вопросов Точка зрения Иерархия   Ограниченный объект Цель модели Точка зрения модели Номера узлов, номера блоков
Диаграммы Декомпозиция Версии, варианты Сложность Ясность Диаграмма, списки данных и функций С-номера Правило от трех-до-шести Правила построения диаграмм
Дополнения Объяснения Акценты Терминология Резюме Листы текста Листы рисунков Листы глоссария, Словарь данных Список узлов
Язык: Функции     Функция Вход Выход Управление Исполнитель Имена   Блок Левая сторона блока Правая сторона блока Верхняя сторона блока Нижняя сторона блока Метки
Данные Данные Управление Поток Конвейер Имена Дуга Дуга Дуга Соединение и разветвление дуг Метки
Интерфейсы Ограниченный объект Связка интерфейса Подавление Блок и его дуги ICOM-коды Начало или конец дуги, помещенной в тоннель
Аннотации Комментарии Ответы Решения Свойства Последовательность Примечание Примечания с "кружком" -“ “- -“ “- Метки свойств Правила действий Примечание Квадратные "с квадратом"
Процесс: Объяснение Опрос Описание Критика Распространение Одобрение Публикация Эксперты Авторы Авторы Рецензенты, цикл автор/читатель Папки, Библиотекарь Комитет технического контроля Библиотекарь, формат публикации модели

 

ции. Сделав все это, вы получите достаточно зна­ний, чтобы оценить объем усилий, необходимых для создания автоматизированного SADT-сред-ства. Мы предполагаем, что вы поймете, насколь­ко это большой и дорогостоящий проект.

Резюме

Современный уровень информационной технологии предоставляет богатый выбор методов для создания автоматизированной поддержки SADT. Наиболее доступным на сегодняшний день SADT-средством является Design/I DEF (Meta Software Corp.)- изначально построенный в рам­ках программы интегрированной компьютериза­ции производства и широко используемый ныне в различных областях деятельности. Автоматизи­рованная поддержка SADT видится нам в разв­итии от просто графического средства до про­граммного обеспечения, функционирующего на базе знаний более общих понятий моделиров­ания. Такие развитые средства должны обладать способностью понимать семантику взаимосвя­занной сети диаграмм SADT и множества мод­елей, а также объединять это множество сведе­ний и правил с другими технологиями.


Часть V Создание функциональной модели и спецификации. Уроки

В этой части книги собрана серия из 25 уроков, которые проведут вас через основные этапы создания функциональной SADT-модели и составления спецификаций, базирующихся на ней. (Модель, рассматриваемая в этих уроках, приведена на следующей странице.) Уроки предназначены как для самостоятельных, так и для групповых занятий. Каждый урок разбит на четыре раздела: "Цель", "Действия", "Примечания" и "Образец". В разделе "Цель" указано то, что вы должны выполнить. В разделе "Действия" перечислены шаги, которые надо сделать для достижения цели. В разделе "Примечания" выделены некоторые важные моменты, связанные с применением SADT в процессе выполнения урока. В разделе "Образец" приведен пример выполнения урока учебной группой. Если вы занимаетесь самостоятельно, то прежде чем выполнить уроки, прочитайте главу, в которую они включены. В каждом уроке прочтите сначала разделы "Цель", Действия" и "Примечания", а затем попытайтесь выполнить все этапы раздела "Действия". После окончания каждого урока сверьте полученный результат с приведенным в разделе "Образец". Переделывайте работу только в случае, если вы не выполнили того, что требуется в уроке. Не пересматривайте ваши результаты, если они естественно вытекают из анализа, хотя и не полностью согласуются с образцом. Продолжайте анализ, выполняя другие уроки, и письменно фиксируйте результаты. По выполнении всех заданий у вас будет очень хороший конспект, отражающий ваш первый опыт в SADT-моделировании. Если изучение методов SADT-моделирования проходит в условиях класса, то преподаватель должен познакомиться с нашими рекомендациями, приведенными ниже. В них содержатся необходимые указания, как лучше всего дать пояснения для выполнения этих уроков. Перед началом работы обучающиеся должны прочитать только разделы "Цель" и "Действия". При выполнении тех уроков, где требуется, чтобы преподаватель руководил классом, следует обсудить пункты раздела "Примечания". В других случаях преподаватель кратко излагает эти пункты в конце урока. Кроме того, преподаватель должен использовать раздел "Образец" как ориентир для того, что должен сделать класс. Мы говорим "ориентир", поскольку не хотим, чтобы преподаватели ограничивали аналитические возможности учеников, заставляя их создавать точную копию образца модели.

Опыт преподавателей, использовавших модель "Питания семьи" для обучения SADT в разных странах, показал, что создаваемые модели во многом зависят от культурных традиций страны. Не думайте также, что для конкретной страны существует только один "правильный ответ". Различия в традициях существуют даже в разных регионах страны. Однако как бы ни использовались эти уроки, и в какой бы стране это ни происходило, создание модели "Питание семьи" показало, что это интересная, но достаточно сложная и надежная контрольная задача для первичного обучения применению SADT-методов.

Модель "Питание семьи"

Работа по системному анализу так же многообразна, как сферы ее проблем. Аналитики часто сталкиваются с трудными техническими проблемами, даже если изучаемая система кажется внешне простой. Некоторые считают, что только современные технические проблемы подходят для проверки мастерства и техники аналитика. Наш опыт обучения SADT во многих коммерческих фирмах мира и во многих военных организациях США показывает другое. Наиболее квалифицированные аналитики способны применить свое мастерство в широком спектре областей. Для них проблема заключается в наилучшем применении своего метода для решения конкретной задачи, а не в самой задаче и ее предметной области. Мы последовательно тестировали каждую группу подготовленных нами аналитиков с помощью приведенной ниже задачи, связанной с построением модели "Питание семьи". Выбор именно этой задачи базировался на нескольких факторах. Во-первых, модель "Питание семьи" не так легка, как может показаться. Ее сложность более чем достаточна для проверки любой методологии системного анализа. Во-вторых, эту задачу легко описать и понять. В-третьих, каждый является до некоторой степени экспертом в этой проблеме. Таким образом, можно сосредоточиться на изучении SADT, не затрачивая усилий на понимание деталей конкретной технической области или проблемы. Поскольку методологии SADT обучают и менеджеров, и студентов самых разных специальностей в различных университетах, мы уверены, что модель "Питание семьи" является чрезвычайно хорошей учебной задачей общего характера. Она состоит в следующем:

Составить описание того, как реализовать питание семьи, состоящей из двоих взрослых, двоих маленьких детей и двоих подростков, так чтобы подростки могли понять это описание и следовать ему без посторонней помощи.

Проблема требует содержательного описания - спецификации. Проблема жизненна: это реальный очень важный процесс, не очень отличающийся от производственного процесса, которому должен быть обучен персонал любой организации. Для обучения этому процессу требуется документация определенного вида. Кроме того, как и другие виды документации на систему, спецификация может быть также использована в качестве справочника. Такие проблемы ежедневно возникают в мире производства. Серия уроков из этой части книги проведет вас через все этапы создания такой спецификации, будет направлять ваши аналитические размышления. Уроки покажут, как проанализировать проблему, продокументировать и описать процесс, выразить сложные взаимодействия между различными компонентами процесса и использовать построенную SADT-модель для составления спецификации. После такого пошагового моделирования вы получите реальное ощущение того, что может сделать системный аналитик с помощью графического языка и методологии SADT.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...