Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Запись о продолжительности работы




В SADT рекомендуется каждому читателю записывать время, затраченное им на чтение и комментирование папки. Это позволяет вести хронометраж, совершенствовать свои навыки, оценивать сложность папки и получать представ­ление о затратах времени, необходимых для вы­полнения оставшейся работы. Запишите красным цветом время начала и окончания работы над папкой в области специальных инструкций ти­тульного листа. Мы особенно рекомендуем фик­сировать продолжительность работы, если вы только начинаете применять SADT. Делая это, вы заметите стабильное сокращение времени, затрачиваемого вами, новым пользователем SADT, на обработку папки. Потом продолжи­тельность работы будет колебаться в пределах 20 минут в зависимости от сложности папки.

Проверка заполнения полей бланка диаграммы

Проверка заполнения полей бланка диа­граммы не занимает много времени. Вначале проверьте фамилию автора, название проекта, дату создания и исправления, а также С-номер, чтобы отличить эту диаграмму от других. Например, диаграмма ЭМЦ/А2 на рис. 15-2 по­строена для проекта экспериментального механи­ческого цеха (ЭМЦ) 25.03.93 и ее С-номер -DAM010. Затем проверьте контекстный блок, название и номер узла, чтобы определить место диаграммы в модели. Диаграмма выполнить задание является декомпозицией второго блока своего родителя и находится на уровне А2 модели экспериментального механического цеха. Далее проверьте поле статуса, чтобы определить уровень полученной диаграммы. Например, диа­грамма выполнить задание является просто диаграммой "Рабочая версия" и, следовательно, она почти или совсем не подвергалась рецензиро­ванию. В заключение поместите свои инициалы и дату рецензирования в поле "Читатель". Если вы всегда будете с этого начинать, то скоро станете делать это автоматически.



Рис. 15-1. Титульный лист и родительская с комментариями рецензента


Рис. 15-2. Диаграмма и дополнительный материал с комментарием рецензента

Обозначения согласия и несогласия с автором

Свое согласие с автором показывайте крас­ной галочкой, несогласие - красным крестом. Обычно эти пометки используются для краткого комментирования конкретной части диаграммы или авторского замечания. Например, управляю­щая дуга блока 2 диаграммы ЭМЦ/А2 отмечена галочкой, потому что читатель согласился с тем, что только указания определяют выбор инстру­мента. А метка входа блока 2 была зачеркнута в знак несогласия читателя с выбором имени для этой дуги. Каждая диаграмма и страница допол­нительного материала должны быть отмечены по крайней мере галочкой или крестом. Эти помет­ки говорят автору о том, что они были прочита­ны и что читатель либо согласен, либо не согла­сен с изложенным. Однако мы рекомендуем давать на каждой диаграмме или странице папки более содержательные комментарии.

Замечания

В SADT существенные комментарии запи­сываются в виде замечаний "с кружком". Чтобы сделать такое замечание, нужно: (1) жирно пе­речеркнуть очередной номер замечаний, (2) за­писать этот номер и обвести его кружком, (3) около обведенного номера записать содержание замечания и (4) при необходимости соединить зигзагом свое замечание с соответствующей частью диаграммы. Присваивая замечаниям но­мера, вы даете каждому из них уникальный идентификатор. Обводя номера кружком, вы отличаете свои замечания от замечаний автора, которые тоже могут быть на этой странице. Соединяя зигзагом замечания с соответствующей частью диаграммы, вы точно указываете, к чему они относятся. Например, диаграмма выполнить задание (рис. 15-2) получила шесть замечаний читателя. Обратите внимание, что зигзаг замеча­ния б обводит две дуги, указывая, что это замеча­ние относится к обеим дугам. Замечания 4 и 5 относятся к одному вопросу. Одно является по­правкой, а другое - объяснением.

SADT различает замечания "с кружком" и "с квадратом". Замечания "с кружком" записыва­ются на диаграмме авторами и читателями во время цикла автор/читатель. Поэтому они могут быть как красными, так и синими. Замечания "с квадратом" вводятся в исходную диаграмму авто­ром обычно для того, чтобы что-то подчеркнуть на ней. Поэтому замечания "с квадратом" явля­ются неотъемлемой частью диаграммы. Они всег­да пишутся черным цветом и редко встречаются в модели. Обратитесь к моделям, приведенным в части VI, чтобы посмотреть, как замечания "с квадратом" используются для указания ключевых моментов.

Язык ссылок SADT

Избыток текста затрудняет чтение диаграм­мы и понимание ее смысла. То же самое справе­дливо и для замечаний. Поэтому в методологии SADT для упрощения замечаний существует язык ссылок. Язык ссылок помогает идентифицировать конкретный блок, дугу или замечание. Код ссыл­ки составляется из номера узла диаграммы или буквенного обозначения страницы папки и ICOM-кода или номера замечаний. ICOM-коды используются для ссылок на определенные дуги конкретного блока. В табл. 15-1 приведены некоторые примеры.

Язык ссылок полезен также при написании текста к диаграмме. Например, описание основ­ного пути потока данных на диаграмме выпол­нить задание, сделанное в разделе 14.2.3 обыч­ным языком, могло бы быть записано с исполь­зованием языка ссылок SADT так: С1 к 1С1 к 102 к 2С1 и ЗС1 и 4С1, и т. д. до тех пор, пока не будет 401 к 112.

Поскольку такие обозначения очень ком­пактны, часто можно видеть, как английский текст на обычном языке сопровождается взятым в скобки выражением на языке ссылок, которое уточняет движение по диаграмме. Мы рекомен­дуем применять язык ссылок после того, как вы и ваша читательская аудитория освоите осталь­ную частью цикла автор/читатель. Однако не исключено, что вы захотите использовать язык ссылок уже в середине работы над вашим пер­вым SADT-проектом.

Повторное чтение папки

После комментирования рабочих материа­лов, содержащихся в папке, разумно вернуться назад и перечитать их. Это не пустая работа. Как и другие письменные материалы, первые наброс­ки редко сразу годятся для публикации. Поэтому, просматривая свои комментарии, вы можете от­метить важные замечания галочкой, зачеркнуть ненужные, уточнить неясные, добавить новые за­мечания и кратко изложить рецензию на титуль­ном листе. Только в редких случаях рецензию в ходе перечитывания нельзя улучшить. Наш опыт

показывает, что качество рецензии резко повы­шается, если потратить пару минут на повтор­ный просмотр всей папки

 

Таблица 15-1. Примеры языка ссылок SADT

Код Формат Значение
  Блок Блок 3
  Замечание Замечание 5
  Вершина дуги Граничная дуга
  Блок+вершина дуг Вторая входная
    .   дуга блока 3
…   …   Смотри
Е.2 Страница+блок На стр.Е см. блок 2
A.I Страница+ замечание На диаграмме А
        см. замечание 1
А42.3 Диаграмма+блок На диаграмме А42
        см. блок 3
В.401 Страница+вершина дуги На стр. В см.
        первую выходную
        дугу блока 4

 

Конструктивная критика

Никто не любит, когда его работу крити­куют, не предлагая ничего взамен. SADT настоя­тельно рекомендует позитивный и конструктив­ный стиль комментирования. Конструктивные комментарии коротки, ясны, позитивны и кон­кретны. Например, замечания 4 и 5 на рис. 15-2 не только позволяют исправить ошибку авто­ра, но и поясняют, почему исходная метка дуги неверна.

Особенно важно оказать помощь, если автор допустил серьезный просчет, неправильно понял основную терминологию или построил диаграмму, не отвечающую цели или точке зре­ния модели. В таких случаях мы советуем сде­лать на титульном листе замечание, описываю­щее ситуацию так, как вы ее видите, и предло­жить автору встретиться для обсуждения проб­лемы. В течение последующего диалога автор/ читатель используйте папку в качестве перечня вопросов для встречи и рассмотрите спорные вопросы в порядке номеров замечаний. Папка поможет вам сфокусировать тему беседы и сократить время встречи.

Опытные SADT-читатели не останавливаю­тся в случае, если они не находят ошибок. Их задача тогда отметить все верное. Таким образом можно обнаружить пропуски важных моментов, неуместность отдельных частей диаграммы, не­верную точку зрения или неправильно понятую цель. Вот почему хорошее нужно указывать так же, как плохое. Авторы должны знать, что они на верном пути, даже если есть недочеты. Напри­мер, на рис. 15-2 в замечании к дуге оборудован­ное рабочее место содержится похвала автору за верное понимание предмета рассмотрения и выразительное название.

Квалифицированные SADT-читатели вклады­вают максимально возможное в свои коммента­рии. Лучше всего для комментариев использовать графический язык SADT. С его помощью читатель может быстро исправить синтаксис, предложить другие метки, направить дуги к другим блокам и рекомендовать другие декомпозиции. Используйте графику всегда, когда это возможно, потому что "меньше слов" часто означает "больше информа­ции". На рис. 16-3 приведен пример графичес­кого замечания.

Резюме

Запись возникающих по ходу чтения проб­лем называется комментированием. Комментиро­вание требует умения. Читатели должны давать только конструктивные комментарии, т.е. направ­ленные на исправление диаграммы. Комментарии пишутся прямо на страницах папки красным цве­том. Обозначения согласия и несогласия с авто­ром, язык ссылок и графический язык SADT об­легчают процесс комментирования и ссылки к отдельным частям диаграммы. Нумерация замеча­ний позволяет отслеживать комментарии и после­довательность их написания.

 

Дополнительная литература

Elbow, P.: Writing with Power, Oxford University Press, Oxford, England, 1982.

 

Freedman, D., and Weinberg, G.: "Reviews, Walkthroughs, and Inspections", IEEE Transactions on Software Engineering, vol. 10, no. 1, January 1984.

 

Freedman, D., and Weinberg, G.: "Walkthroughs, Inspections, and Technical Reviews", Little Brown, Boston, 1982.

 

Macnamara, J.: Names of Things, MIT Press, Cambridge, Mass., 1982.

 

0 Rourke, J.: "Writing for the Reader", DEC, 1976.

 

SofTech, Inc.: "IDEFO Forms and Procedures Guide", SofTech Deliverable no. 7500-11, September 1979.


Глава 16. Ответы на комментарии и их обобщение

Процесс ответов на комментарии читате­лей называется реагированием. В этом процессе автор участвует после получе­ния от библиотекаря папки с комментариями. В SADT упорядоченный процесс реагирования обеспечивает высокий уровень согласованности и компетентности для обратной связи автора с чи­тательской аудиторией. Чтобы отреагировать на откомментированную папку, автор: (1) изучает каждое замечание читателя и отвечает на него, (2) принимает решение о необходимости диало­га автор/читатель для обсуждения основных во­просов, (3) обобщает все комментарии на автор­ской копии папки, (4) переделывает диаграмму в соответствии с набором обобщенных заме­чаний.

Прежде чем перейти к обсуждению основ­ной темы данной главы, следует отметить один важный момент. В SADT ответы автора рассма­триваются как самостоятельные понятия, отлич­ные как от диаграммы, так и от читательских замечаний. Они не становятся частью диаграм­мы. Ответы автора как бы накладываются на откомментированную диаграмму. (Представьте себе, что ответы как бы пишутся на прозрачном куске пластика, помещаемом поверх диаграммы.) В SADT используется для ответов синий цвет, чтобы они отличались как от самой диаграммы, так и от читательских замечаний. (В книге на всех рисунках вместо синего цвета используется темно-серый.) На рис. 16-1 и 16-2 приведен пример папки с ответами.

16.1. Чтение и ответы на замечания

Вначале бегло просмотрите папку, отмечая замечания и фиксируя их количество. Вы получи­те представление о тех частях папки, которые в общем не вызывают сомнения, и о тех, к кото­рым много претензий. Кроме того, посмотрите, сколько времени затратил читатель. Это позволит вам оценить, насколько трудно было комменти­ровать папку. Продолжительность своей работы тоже отметьте на титульном листе. Просмотрев все замечания, вернитесь назад и ответьте на каждое из них. Старайтесь понять, что хотел ска­зать читатель. Сделайте вывод. Если вы согласны, поставьте галочку, если нет, поставьте крестик. Например, на диаграмме ЭМЦ/А2 (рис. 16-2) автор обозначил согласие с замечаниями 1-5 и несогласие - с замечанием 6.

Сделав пометку около замечания, добавьте, если нужно, пояснительный текст. Ответьте на вопрос читателя, объясните смысл или поясните, почему вы не согласны с его комментарием. Например, объяснение автора по поводу его несогласия с замечанием 6 на рис. 16-1 раскры­вает различие между физическими деталями и информацией о частях изделия. При ответе на важный вопрос или изложении новой идеи, воз­никшей в процессе анализа комментариев, запи­шите синим цветом рядом с комментарием но­вое замечание "с кружком" и соедините его с комментарием зигзагом. Помещение новых заме­чаний в откомментированную папку вполне допустимо.

Записывая ответы или дополнительные за­мечания, руководствуйтесь указаниями о кон­структивности замечаний. Они имеют к этому прямое отношение, потому что авторы должны быть внимательны к читателям во время ответов. Особенно важно помнить о том, что каждый читатель смотрит на вашу работу со своей точки зрения. Например, у мастера могло не быть пре­тензий к диаграмме обработать рабочий ком­плект, в отличие от рабочего просматривавшего папку. Кроме того, рабочему было трудно понять, что законченное или незаконченное задание и его статус - это принципиально разные вещи. Мастеру, возможно, легче уяснить это различие. Поэтому авторы должны быть внимательны к мнению каждого читателя и реагировать на заме­чания, приводя при необходимости объяснения и обоснования.

 


Рис. 16-1. Титульный лист и родительская диаграмма с ответами автора


Рис. 16-2. Диаграмма и дополнительный материал с ответами автора


Беседа автор/читатель

Иногда возникают серьезные разногласия, существенное взаимное непонимание или остает­ся непонятым важное замечание. В подобных случаях запишите эти проблемы на титульном листе в форме замечания. Мы рекомендуем в конце каждого такого замечания писать заглав­ными буквами слова ДАВАЙТЕ ПОБЕСЕДУЕМ. Это укажет читателю на ваше желание провести диалог автор/читатель для более тщательного обсуждения разногласий. Сделав это, вы проде­монстрируете читателю ваше желание к интенси­фикации обратной связи. Но прежде чем вы встретитесь, подготовьте список вопросов, кото­рые следует обсудить в ходе беседы автор/чита­тель. Проведите встречу и рассмотрите последо­вательно все вопросы один за другим. Выработай­те решение каждой проблемы и запишите его в папке в виде замечания "с кружком".

Во время встречи придерживайтесь запла­нированной тематики и старайтесь уложиться в один час. Может оказаться, что встреча затянется из-за того, что вопросы потребуют дополнитель­ного обдумывания или возникнут новые пробле­мы. Запишите новые проблемы и быстро верни­тесь к исходной теме. Если потребуются допол­нительные размышления, мы не советуем вам продолжать встречу намного дольше часа. Наш опыт показывает, что после часа интенсивных размышлений над сложной проблемой начинает падать продуктивность беседы. Лучше договори­тесь о новой встрече и составьте к ней новый список вопросов. Такой стиль концентрирован­ного взаимодействия очень эффективен, потому что: (1) цикл автор/читатель позволяет разре­шать небольшие проблемы без дополнительных обсуждений, (2) ваша беседа будет короткой и насыщенной благодаря заранее подготовленному перечню вопросов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...