Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 1. Очерчивание границ объекта




Цель

Создать очерченный контекст для модели "Питание семьи".

Действия

1. Прежде чем начать, вспомните основные понятия SADT-моделирования. Посмотрите, как они применяются к очерчиванию объекта моделирования.

2. Начните составлять список всех основных предметов, которые, по вашему мнению, являются частью системы. Дайте свободу ассоциациям. На этом этапе не беспокойтесь о точности.

3. Теперь оцените исходный список критически. Вычеркните названия, не относящихся к системе объектов. Если есть возможность, объединяйте названия в группы, проводя соедини­тельные линии или обводя слова кружками. Добавляйте новые названия по мере развития ваших идей.

4. Остановитесь, когда поток идей иссякнет.

5. Теперь проделайте то же самое для функций системы. Для перечисления функций пользуйтесь списком данных, затем оцените новый список. Вычеркните те названия, которые не входят в систему. Группируйте сходные функции, соединяя их названия линиями или обводя кружками. Меняйте список данных по мере постижения работы системы.

6. Остановитесь, когда вы перечислите достаточное для создания диаграммы число объектов и функций.

 

Примечания

1. Это процесс, в ходе которого достигается общее согласие относительно границ "системы".

2. Ясность относительно входящих в систему объектов начнет появляться только после составления исходного списка, исключения из него каких-либо объектов и включения новых.

3. Иногда объекты, которые вначале были исключены, возвращаются снова в очерченный контекст.

4. Список данных изменится в ходе составления списка функций. Возможно, по мере возникновения новых идей вы начнете "метаться" между списками.

 

Образец

Обратите внимание на то, что по ходу составления списков данных и функций был составлен список характеристик "подростка". Это пример того, как следует документировать предположения, возникающие в ходе анализа.

урок 2. Определение цели и точки зрения модели

Цель

Сформулировать цель модели "Питание семьи" и определить, с чьей точки зрения будет описан этот процесс.

 

Действия

1. Составьте множество вопросов, на которые должна отвечать модель. Уточните это множество, определив, кто задает вопросы. Запишите по крайней мере 5-10 вопросов. Затем задайте степень точности ответа на каждый из них.

2. С помощью этого набора вопросов определите, как будет использоваться модель. Если вы не можете сформулировать, как она будет использоваться, попробуйте записать еще вопросы или попытайтесь вообразить, кто будет применять модель. В одном предложении сформулируйте, как она будет использоваться. Это станет целью модели.

3. Теперь решите, кто рассказывает о "Питании семьи". Составьте список кандидатов, чтобы убедиться, что вы выбрали самую подходящую точку зрения. Выберите из всех того, кто сможет ответить на большинство вопросов. Его (ее) точка зрения станет точкой зрения модели.

 

Примечания.

1. Составление хорошего списка вопросов приводит к пониманию того, как будет использоваться модель. Чем больше вопросов, тем лучше вы поймете, о чем должна рассказать модель.

2. В качестве точки зрения модели можно выбрать точку зрения одного человека (например, отца) или нескольких (например, родителей). Помните, что каждая точка зрения выделит свои аспекты проблемы. Лучшей будет та, с которой проще всего ответить на все вопросы.

 

Образец

1. Обратите внимание, что записано множество подробных вопросов о процессе питания семьи. Это приводит к формулировке цели модели как определения всего спектра действий, необходимых для питания семьи.

2. Цель модели включает такое подробное описание для того, чтобы подростки могли реализовать питание семью даже при невозмож­ности проконсультироваться с родителями.

3. В образце приведено несколько вариантов точки зрения (например, точка зрения соседей). Однако была выбрана точка зрения родителей, потому что они "главные специалисты" в своем домашнем хозяйстве.


 

урок 3. Построение диаграммы верхнего уровня

Цель

Описать процесс питания семьи в виде одной диаграммы, состоящей из 3-6 важнейших функций, взаимосвязанных через информацию управления (например, меню) и материальные объекты (например, посуду).

 

Действия

1. Объедините 3-6 функций из списка функций очерченного контекста и расположите их по порядку доминантности. Нарисуйте и назовите блоки по одному для каждой функции в соответствии с порядком доминирования.

2. Нарисуйте и пометьте внутренние дуги, представляющие ограничения для работы каждого блока, используя составленный

список данных. Чтобы сделать это, проанализируйте функцию каждого блока и задайте соответствующий вопрос.

3. Теперь нарисуйте и пометьте дуги, представляющие ограничения "извне" системы, используя составленный список данных. Подумайте, какого рода объекты влияют на питание семьи

4. Наконец, изобразите основной поток данных, прокладывая путь от блока к блоку. Используйте список данных и представьте себе, что вы рассказываете подросткам о том, как реализуется процесс питания.

 

Примечание

Следите за обратными связями между блоками. Обратные связи часто возникают в системах, ориентированных на процесс (таких, как эта), в которых некоторые функции часто повторяются. Обратные связи возникают также в системах подобных рассматри­ваемой здесь, в которых эффективно используются побочные продукты или отходы.

 

Образец

1. Все планирование собрано в первом блоке. Его можно было бы распределить по всем блокам, но показалось, что на необходимость планирования следует указать подросткам сразу.

2. Обратите внимание, что бюджет (абстрактный объект) влияет на план, в то время как деньги (реальный объект) даются функции, пополняющей запас продуктов, и расходуются ею.

3. Обратите внимание, что посуда и остатки возвращаются назад от функции убирать со стола к функциям, которые их используют.

4. Дуги "механизмов" сознательно опущены, потому что они не помогают достижению цели модели.


 

урок 4. Обобщение диаграммы верхнего уровня

Цель

Нарисовать единственный блок со его входами, управлениями и выходами, который обобщает всю только что нарисованную диаграмму АО.

 

Действия

1. Нарисуйте единственный большой блок в середине страницы и пометьте его названием диаграммы АО. Это обобщает все функции системы.

2. Теперь нарисуйте и пометьте все входные дуги, дуги управления и выходные дуги - по одной для каждой внешней дуги диаграммы АО. Это обеспечивает согласованность двух рисунков.

3. Наконец, напишите под большим блоком цель и точку зрения модели. Это сразу же определит смысл и направленность модели каждому, кто начнет ее читать.

 

Примечание

Этот единственный блок со своими дугами обобщает внешние связи системы "Питание семьи".

 

Образец

1. Обратите внимание, как этот чертеж подчеркивает, что делает система, ее внешние данные, цель и точку зрения модели - и все это на одной странице. Вот почему диаграмма А-0 используется для первого представления SADT-модели.

2. Обратите также внимание, что внизу справа от большого блока приведен С-номер диаграммы АО. Этот номер определяет, какая именно версия диаграммы АО детализирует этот блок.


 

Урок 5. Критическая оценка обобщающей диаграммы

Цель

Документировать все вопросы, возникшие с диаграммой А-0.

 

Действия

1. Прочтите диаграмму вслух, пользуясь для изложения шаблоном типа: "функция (имя блока) преобразует (имена входных дуг) в (имена выходных дуг) в соответствии с (имена дуг управления).

2. Оцените изложенное с точки зрения здравого смысла. Определите неувязки, запишите, в чем они заключаются, и проведите соответствующую переделку (например, поменяйте метки, объедините дуги).

3. Критически оценив чертеж, оцените также цель и точку зрения. Запишите неувязки и пересмотрите цель и точку зрения.

 

Примечание

Проговаривая содержание диаграммы, предпочтительно вслух, вы яснее увидите ее недостатки.

 

Образец

1. Эта диаграмма читается так: "Питание семьи преобразует вкусы, диетические требования и деньги в пищу и отходы в соответствии с бюджетом, доступностью продуктов, рецептами, общепринятыми и семейными правилами и режимом дня". Это не совсем правильно. Ее можно изложить более просто: "Питание семьи преобразует некормленных людей и деньги в накормленных людей и отходы в соответствии с...".

2. Ограничения рецепты, общепринятые и семейные правила и режим дня были объединены в семейные правила и цель модели была конкретизирована.

3. Нумерация замечаний указывает на последовательность выявления и исправления недостатков.



 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...