Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8. Очередность внедрения трудовой потребительно-стоимостной оценки эффективности проектов




8.   Очередность внедрения трудовой потребительно-стоимостной оценки эффективности проектов

Если развивающаяся отрасль консолидирует собственность на свои активы (вплоть до полного огосударствления, либо за счет системы интеллектуальной собственности), это дает ей все больше использовать способ развития за счет повышения эффективности экономики. Поскольку она сама является существенной частью экономики, и способна осуществлять проекты повышения собственной эффективности. Такое развитие существенно более устойчиво по сравнению с развитием за счет освоения глобального рынка, не подвержено его постоянным рискам кризисов перепроизводства, рейдерства, спекулятивных атак. Кроме того, что у такой отрасли повышается эффективность сотрудничества с образовательной, исследовательской, инфраструктурной системами, она получает возможность реализовывать чис­то внутриотраслевые проекты, создающие экономию труда в отрасли в целом.

Отметив важность единой собственности в отрасли, посмотрим на виды отраслей — где в первую очередь и где затем внедрение трудового потребительно-стоимостного анализа эффективности принесет наибольший эффект. Ведь различные виды инновационных проектов разными способами влияют на социально-экономическое развитие. То есть, различным образом создают общеэкономическую экономию труда (времени). Сейчас объясним, как мы делим их на группы по этим способам. Их получается три.

Поскольку мы все время говорим о развитии массового производства на заказ, определим виды производства, в которых эта тенденция проявится в первую очередь (поскольку условия назрели раньше прочих), в каких будет развиваться позднее. Эта очередность определяется степенью зрелости условий, главным из которых мы видим возможность не только создавать общую экономию, но и получать за это соразмерное вознаграждение. А это легче всего в производстве средств производства — взаимодействие в производственной кооперации и цепочках поставок раньше всех становится тесным.

Затем, по мере отрыва потребностей новейших производств в кадрах от возможностей устаревающей образовательной системы, проекты подготовки кадров становятся следующей областью для применения трудовой потребительно-стоимостной оценки их эффективности. Поскольку эти проекты должны стать ядром новой образовательной системы, работающей на тех же принципах, что и обслуживаемая ею производственная система.

Ну и в третью очередь вызреют условия для трудовой потребительно-стоимостной оценки эффективности проектов создания новых потребительных стоимостей (новых продуктов и услуг). Поскольку здесь требуется больше всего изменений для выполнения условия о соразмерном реально достигнутой общественной экономии труда вознаграждении тех, кто осуществил проект. То же самое относится к инфраструктурным проектам или проектам, похожим на бесплатный керосин для малой авиации в СССР. Мы считаем, что эти проекты можно с точки зрения условий вызревания и методики оценки их трудовой потребительно-стоимостной эффективности их можно отнести к одной группе, а не выделять в различные.

В последующих трех параграфах по очереди рассматриваются данные группы проектов, их специфика и различия в способах анализа их эффективности. При этом очередность рассмотрения основана на нашем понимании логики разворачивания инновационного развития: сначала разрабатываются и начинают использоваться новые средства производства, качественно изменяя производственные силы, затем образовательная система фиксирует свою неадекватность производственным силам (дефицит наиболее востребованных кадров, рост числа выпускников, работающих не по специальности) и предпринимает действия по ликвидации своего отставания, в результате меняются уже и производственные отношения, а в качестве интегрального эффекта возникают принципиально новые потребительные стоимости, которые частично становятся общедоступной инфраструктурой или иными общественными благами (продуктами непосредственно общественного производства и потребления).

 

§ 2.   Эффективная разработка средств производства и стимулирование передовых нововведений

1.   Невозможность общеэкономической оценки эффективности инновационного проекта на основе стоимостной парадигмы

Если кратко изложить суть концепции оценки эффективности инновационного проекта на основе трудового потребительно-стоимостного эффекта, она сводится к следующему: с точки зрения материальных интересов общества, должны поддерживаться в первую очередь те проекты, которые дают максимальное превращение рабочего времени в данном обществе в свободное.

Ядром развития такой практики должны стать проекты разработки средств производства, поскольку в данном случае речь идет о модернизации уже существующей кооперации, то есть потенциальная область применения новых средств — а значит, и объем потенциально сэкономленного времени — легче и точнее всего можно заранее оценить. Здесь возможно заранее составить технологическую дорожную карту развития технологий (и это делается в передовых индустриях), а также организовать внутри- и межотраслевые обсуждения и согласования таких перспектив.

 

Фото: Сергей Васильевич Валдайцев

 

Поэтому именно в данном типе проектов мы ожидаем, что подход оценки эффективности проекта по трудовому потребительно-стоимостному эффекту первым начнет вытеснять ныне господствующий подход на основе концепции управления стоимостью предприятия (актива). Последний, как пишет профессор С. В. Валдайцев, выражается так: «…с точки зрения акционеров (инвесторов) фирмы, управление ею должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости фирмы и ее акций, так как такой рост позволяет акционерам (инвесторам) получать для них самый значимый доход от вложений в фирму — курсовой денежный доход от перепродажи всех или части принадлежащих им акций либо курсовой неденежный доход, выражающийся в увеличении стоимости (ценности) обладаемых акционерами чистых активов, а значит, и суммы их собственного капитала[95]».

Иными словами, это подход, целевой функцией делающий локальный максимум экономического эффекта, с полным игнорированием влияния на общеэкономический эффект. То же самое относится ко всем методикам оценки эффективности проектов, в основе которых лежит исследование их рентабельности в том или ином виде (поскольку там везде речь идет о прибыли частного обособленного предприятия). Поэтому от этой практики и следует отходить. По крайней мере, если мы понимаем значимость теоремы Аганбегяна — Багриновского (напоминаем: они математически доказали, что сумма локальных максимумов не дает общеэкономического максимума эффекта[96]. А значит, стремление к локальным максимумам гарантирует снижение общеэкономического эффекта по сравнению с потенциально возможным — то есть гарантирует неоправданные потери для экономики).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...