Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Субъект преобразований и концепция его деятельности




Такие социально-экономические преобразования на разных этапах будут реализовываться развивающимся общественным субъектом. В главе 2, когда мы исследовали пути создания социальной экономии труда и ее превращение в основание для свободного развития, этот субъект был определен предельно абстрактно как совокупный работник (по К. Марксу), как заинтересованная в этой экономии и развитии сторона.

Классы общественные — большие группы людей, различающиеся местом в системе общественного производства, ролью в процессе производства, отношением к объективным условиям производства (средствам труда), размером и способом получения дохода.

Экономические интересы — объективная характеристика положения людей в системе производственных отношений, которая показывает, какие изменения улучшают или ухудшают их положение и в какой мере. Какие изменения им выгодны и в какой степени.

В настоящей главе мы, исследуя возможности для управления превращением рабочего времени в свободное, пришли к понятию межотраслевой системы управления знаниями (МОСУЗ), как проводника этих интересов. МОСУЗ должна обеспечивать эти интересы через выявление и реализацию возможностей для уничтожения различий между людьми умственного и физического труда — через единую осознанную цель, развитие производства на заказ (контроль заменяется совместным творчеством). А делать она это может с помощью интеграции планирования в госмонополистических структурах, образования и науки. Фактически речь идет об объединении по содержанию их деятельности, которая из хаотичной становится взаимообусловленной, управляемой едиными совместными планами развития — в виде дорожных карт или ином. Пока что мы замечаем на практике только первые попытки движения в этом направлении, которые названы студиями акселерации инновационных проектов. Они пытаются перейти от венчурной перепродажи проектов к формированию долгосрочных инновационных консорциумов. Но это движение должно расти и приводить к новым, более полным формам реализации МОСУЗ. Поскольку венчурная форма реализации инновационных проектов зашла в тупик — об этом говорит тот общепризнанный в отрасли факт, что не более 1 процента венчурных проектов реализуются вполне. У человечества слишком много не внедренных результатов научно-технического прогресса, они требуют более эффективных подходов.

Институт общественных преобразований[153] — вот чем фактически должен стать МОСУЗ в своем полном варианте воплощения. Полный вариант подразумевает постоянное планомерное исследование возможностей для развития за счет создания социальной экономии труда и ее перехода в свободное развитие, то есть за счет интегрированного и взаимоподдерживающего развития всех как технических, так и социальных, и гуманитарных наук, перехода к науке как системы знаний, становящейся производительной силой[154]. Эта производительная сила, курируемая профильной научной школой[155], действующая в интересах всеобщего благосостояния и свободного всестороннего развития каждого человека, организующая разумное взаимодействие монополий, научных организаций, предпринимателей, образовательной системы и государственных институтов развития, негосударственных фондов, модераторов взаимодействия всех перечисленных сторон, занимающихся разработкой и реализацией планов и стратегий всех уровней, организацией и развитием инновационных консорциумов. Новый социальный институт должен решить проблемы, которые оказалась неспособна решить венчурная система. Актуальные результаты научно-технической деятельности не должны «лежать на полке».

Теперь мы можем сложить в единую картину все основные моменты деятельности такого общественного института — метод, концепцию и ведущую идею:

Метод — развитие массового производства на заказ. Осознание формы самодвижения содержания (т. е. форм развития самоорганизации труда и творчества масс) происходит через исследование форм снятия противоречий: между рыночным и монополистическим развитием, между воспроизводством труда и узкокорпоративными интересами, между накоплением капитала и максимизацией частной прибыли. Овладение практиками работы госсектора как ядра развития, создания социальной экономии труда и планомерности.

Концепция включает теоретическую и практическую идеи.

Теоретическая идея: применение метода и отбор проектов на основе объективного критерия отбора инновационных проектов (превращение рабочего времени общества в свободное).

Практическая идея: выявление и реализация возможностей для превращения госсектора и его системы заказов в ядро развития, а также развития производственного самоуправления на основе творчества масс.

Ведущая идея (она же абсолютная, единство теоретической и практической идей): целенаправленное создание и массовое использование свободного времени — времени для развития.

Поскольку такой построение и развитие такой системы займет десятилетия, далее рассмотрим, чем целесообразно руководствоваться при самых первых применениях нашей концепции, в ближайшие годы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...