Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. Преобразование трудовых отношений для подчинения монополистического развития интересам общества и каждого человека




6.   Преобразование трудовых отношений для подчинения монополистического развития интересам общества и каждого человека

Это возможно уже при наличии критической массы трудовых коллективов, реально участвующих в управлении — с помощью принципов «плоской организации» или других, позволяющих обеспечивать адекватную работу компании в условиях усложняющегося позаказного производства (что делает гибкость реагирования на запросы фактором успеха, а плоская организация — не что иное, как организация, работающая по принципам agile). Организации в них реально работающих профсоюзов недостаточно, так как они склонны к замыканию на чисто экономических интересах конкретного коллектива, не принимая участия в совершенствовании управления. Прогресс же сейчас зависит перехода к гибким подходам в работе с клиентами, возрождению понятия «горизонтальной карьеры», снижению иерархичности. Как минимум, все это полностью относится к передовым высокотехнологичным отраслям. Прочие же отрасли будут зависеть от передовых — передовые будут определять возможность доступа на трансформирующиеся в систему планомерной работы на заказ рынки. Нужно представительство работников в управленческих органах монополий, поначалу — для повышения эффективности внедрения инноваций (в чем заинтересованы собственники монополий), а затем — для использования всех возможностей перераспределения прибавочного продукта от инноваций в пользу работников и перехода рабочего времени в свободное (в чем заинтересовано общество в целом, а проводником этой идеи должна стать МОСУЗ).

Поэтому мы и говорим о преобразовании трудовых отношений. Если в рыночной экономике это отношения по поводу продажи рабочей силы (в которой работники конкурируют друг с другом, как и производители конкурируют за лучших работников), в экономике производства на заказ расширенное воспроизводство работников является частью этого планомерного позаказного производства.

Межотраслевая система управления знаниями здесь становится необходимым условием успеха. Она займет в позаказной экономике то место, которое в старой, рыночной, играет инновационная система, работающая на основе отбора проектов по стоимостным показателям и перераспределяющая в их пользу инвестиции. МОСУЗ сможет работать на основе более полной системы трудовых потребительно-стоимостных показателей, использующих объективные временные характеристики влияния проектов на экономику. Вместо спекулятивного «ценового механизма», являющегося абстракцией, уравнивающей несравнимое.

И когда такая система заработает, она начнет выявлять массу ограничений для реализации крайне необходимых обществу инновационных проектов из-за хозяйственной обособленности предприятий, управляющихся на принципах стремления к частной прибыли (то есть к эффективности при ее стоимостной оценке). Эти ограничения чувствуются уже и сейчас, но сейчас нет субъекта, способного выявить реальный масштаб проблем и постоянных бессмысленных потерь общества от использования абстрактных стоимостных показателей эффективности. Гибко управляемые организации и их сетевое взаимодействие образуют такой субъект, названный нами МОСУЗ.

7.   Государственная собственность — логичная первоочередная область применения трудовой потребительно-стоимостной методологии

Нетрудно заметить, что возможности по формированию инновационных проектов и концентрации ресурсов для них, если мы используем принцип создания социальной экономии труда и ее превращению в свободное время, тем больше, чем крупнее монополия, в которой мы работаем. Причины разобраны в главе 2. Мы получаем возможность за счет единой собственности создавать эффект во многих местах, а вознаграждение инноваторов перераспределять в их пользу внутри единой системы. Следовательно, общественный субъект, организованный как МОСУЗ, заинтересован в первую очередь сконцентрировать свои усилия на самом крупном секторе большинства производящих высокие технологии экономик. Речь идет о государственном секторе народного хозяйства.

Подробнее об этом мы рассказываем в заключающей, четвертой главе настоящей работы. Здесь же, чтобы завершить параграф об управлении превращением рабочего времени в свободное, укажем лишь основные реперные точки, чтобы пояснить наше видение распространения нового вида хозяйственных отношений по экономике в целом. Распространения планомерного позаказного производства, замещающего рыночные отношения там, где оно эффективнее с точки зрения общих социально-экономических интересов. Мы берем для иллюстрации российский госсектор.

Государственный сектор экономики в России представлен прежде всего государственными корпорациями. Зачастую они представляют из себя не более чем держателей пакетов акций предприятий той или иной стратегической отрасли, причем эти пакеты бывают как стопроцентные, так и миноритарные. То есть, это могут быть довольно рыхлые объединения. Но в любом случае, их объединяют единые технологические цепочки. Следовательно, именно инновационные проекты должны быть наиболее удобным инструментом преобразования управления госкорпорациями. Независимо от источников вложений — они могут быть и частными, госкорпорации обычно контролируют сферу применения внедряемых разработок. И им достаточно перейти от оценки проектов по объему выручки и содержащейся в ней прибыли к объему экономии, создаваемой в рамках применения инновации — и вот мы имеем первые масштабные случаи обоснования проектов на основе создания экономии у потребителя. Превращение этой экономии в свободное время, точнее его планомерная организация как времени для развития, позволит не только одобрить эффективный проект, но и спланировать на перспективу необходимое сотрудничество с образовательным сектором. Именно в этот момент корпоративные акселераторы начнут интеграцию с вузами и передовыми НИИ. Что и будет реальным шагом к созданию межотраслевой системы управления знаниями.

На этом этапе уже можно будет водить технологические карты развития для повышения взаимосвязанности и планомерного развития предприятий и отраслей государственного сектора. Первоначально — на уровне бюджетополучателей, как самых мелких из самостоятельных учреждений. Таким образом, мы начинаем подключать к планомерному развитию и бюджетные учреждения соответствующего профиля.

Такие шаги приведут подчинению госкорпораций общественным интересам (а не достижения локальных максимумов эффективности), в том числе с использованием гибких систем построения бизнес-процессов, что на практике приведет к развитию самоуправления трудящихся. Службы HR начнут терять контроль над процессами обучения и развития персонала, постепенно эволюционируя в сторону старых отделов кадров, которые отвечают за соблюдение трудового законодательства в отношении работников. Функции обучения и развития персонала будут реализовываться постепенно во все больше мере в структурах и сетевом взаимодействии элементов межотраслевой системы управления знаниями.

Развитие такой тенденции поставит вопрос о планомерной организации расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, то есть о распространении прогрессивной тенденции на непроизводственный сектор. Постепенно станет очевидна эффективность замены сферы медицинских услуг здравоохранением, образовательных услуг общенародным образованием и сферы досуга сферой культуры, распространяющей научный взгляд на мир. Конечно же, перечисленные услуги в каких-то отдельных случаях еще долго сохранятся, но в силу их меньшей социально-экономической эффективности, за счет нарастания общедоступных результатов работы межотраслевой системы управления знаниями постоянное выявление неиспользуемых резервов эффективности в этих сферах будет способствовать их переводу в разряд общественных благ (то есть бесплатной и общедоступной инфраструктуры).

Помимо работы по развитию кооперации и рабочего самоуправления, следует рассмотреть территории инновационного развития. Речь идет о региональных стратегиях построения самодостаточных экосистем. Каждый регион заинтересован в том, чтобы завозить из других регионов только то, что у него самого в принципе нет (а нужно), или в росте социальной экономии труда от такого завоза. Так как региональные власти всегда подчинены или местным экономическим субъектам, или глобальным финансовым, то по мере ослабления финансового глобализма в силу его кризиса и роста значимости местных субъектов региональные власти будут все больше руководствоваться местными интересами. А выражать их интересы будут технологические корпорации, создающие инфраструктуру, позволяющую строить торговлю товарами конечного потребления на основе больших данных, логистику на основе оптимизации по критерию экономии времени и пространственное планирование на основе роста реального благосостояния общества. Все это будет характерно для эпохи массового внедрения цифровых технологий.

В конечном итоге, когда по всем или некоторым перечисленным направлениям накопится определенная масса пилотных проектов, появится как возможность, так и необходимость объединения управления ими на системную основу. МОСУЗ сформирует необходимую массу специалистов, из которых станет возможным набрать такую стратегическую управленческую структуру. Будет логично, чтобы она получила ресурсы государственных цифровых платформ и на их основе создала Госплан XXI века, реализующий динамическое моделирование межотраслевого баланса, на основе критерия оптимизации по формуле (12). Этот момент можно будет обозначить как основание института планомерных общественных преобразований.

Еще и до этого момента, а с момента начала работы современной версии Госплана это уже неизбежно, появится возможность распространять новый подход на частный сектор через его работу по исполнению заказов государственного сектора экономики. Ведь поскольку госсектор сможет уже руководствоваться критериями общей эффективности, а не локальной, он сможет формулировать соответствующие заказы и субподрядчикам (поскольку сможет оплачивать их, исходя из общего эффекта, а не финансовых возможностей конкретного бюджетного учреждения). Таким образом, вслед за государственным сектором и частный начнет постепенно переключать свою работу на обслуживание общественных интересов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...