4. Первый шаг. 5. Дальнейшие шаги
4. Первый шаг Особенность применения инструментария трудовой теории потребительной стоимости состоит в том, что его эффективность растет вместе с масштабом применения. Поэтому на отдельно взятом предприятии его полезность может быть не очевидна. Первым шагом должно быть исследование всех субъектов экономики, на которых проект преобразований оказывает воздействие (потребители, поставщики, конкуренты, госбюджет) и определение минимального количества вовлечения этих внешних структур в партнерские отношения в проекте — нам нужно кооперироваться во внедренческом проекте с такими партнерами, чтобы совместно мы получили положительный трудовой потребительно-стоимостной эффект. Определив этот минимальный состав потенциальных партнеров, следует инициировать с ними обсуждение идеи внедренческого проекта, разъясняя общую целесообразность кооперации. Как видим, по сути речь идет о подготовке инновационных консорциумов. Значит, методологическая, информационная поддержка работы студий акселерации инновационных проектов станет наиболее простым первым шагом, который способен при этом принести поддающийся оценке эффект. Также необходима интеграция студий акселерации с финансирующими инновации институтами — как через возможность содействия в получении финансирования и инвестиций, так и через диалог в части влияния на методики оценки эффективности и рисков вложений в конкретные проекты со стороны банков и инвестиционных структур. В этом диалоге система кредитных рейтингов и оценки стоимости бизнеса должны постепенно отойти на второй план по сравнению с оценкой по формуле (12), стать ее частным случаем. И когда такая система устоится на практике, станет возможен следующий системный шаг по применению трудовой потребительно-стоимостной теории для социально-экономического развития — интеграция плановых органов монополий и государственных институтов развития, а также постепенное подключение к разработке и исполнению этих планов организаций науки и образования.
Проведение ряда пилотных корпоративных проектов, наработка первого рабочего варианта языка преобразований, распространение полученного опыта через публицистику, вовлечение новых сторонников в среде технологического предпринимательства, госкорпораций и монополий — все это будет действенной мерой распространения новой практики. А создание междисциплинарных вузовских учебных профилей, с вовлечением через них молодежи в инновации, создаст условия для перенятия успешных практик. Постоянная же коммуникация с обществом в части как демонстрации успехов, так и информирования о перспективных отраслях, их запросах на трудовые ресурсы, подключит общество к повышению собственной эффективности. История внедрения стоимостных оценок инновационных и инвестиционных проектов после развала СССР показала, что около десятилетия вполне достаточно для начала повсеместного использования. Если на рубеже 1980–90-х гг. были изданы переводные работы по оценке бизнеса и сопутствующим методикам, десятилетие работы экономических вузов создало достаточное количество как экономистов, так и компаний, умеющих на этой основе привлекать средства для финансирования своих проектов. Опираясь на этот опыт, мы считаем, что такая методологическая и кадровая подготовка для внедрения трудового потребительно-стоимостного подхода[156] должна по времени совместиться со всеми действиями, описанными в настоящем пункте (создание первых инновационных консорциумов, достижение первых успехов, их широчайшая пропаганда — содержание первого шага), и занять не более того же десятилетия. При этом важна как подготовка кадров, так и распространение данного подхода в финансирующих развитие институтах. Последнее зависит в конечном итоге от общества, а обществу следует демонстрировать схему взаимодействия государства и монополизма, приведенную на рисунке 1, и разъяснять: вы платите увеличенные налоги для того, чтобы сконцентрировать ресурсы для реализации неприбыльных проектов. Которые выглядят в итоге прибыльными только потому, что гигантские вложения из государственного бюджета списываются. Эта практика плоха тем, что достигла предела эффективности: все больше доля разработок, которые не находят своего внедрения даже при таком сотрудничестве государств и монополий. Значит, нужно делать систему более гибкой, а это возможно при наличии объективного критерия для оптимизации ее работы (время), а не абстрактного (прибыль).
5. Дальнейшие шаги Следующий качественный этап связан с накоплением экономических результатов от первых практик применения нашей концепции. Поскольку результаты эти будут получены в консорциумах, они сами смогут их использовать, уже имея положительный опыт от развития через создание социальной экономии труда, а не частной прибыли. Через планирование и отбор проектов по критерию оптимизации времени, а не прибыли. Государственный сектор народного хозяйства, частично планирующий свое развитие на трудовой потребительно-стоимостной основе (часть консорциумов необходимо организовывать в пределах консорциума), и вся остальная экономика, работающая на рыночной основе, также с вкраплениями остальных успешных консорциумов — вот что представляется закономерной картиной предстоящего этапа экономического развития. В таких условиях нужно понять — как эти вкрапления сделать центрами кристаллизации для роста новой системной практики. Именно в этот момент станет востребована полномасштабная межотраслевая система управления знаниями — ее общеэкономический смысл заключается прежде всего в распространении успешных практик за пределы узких коллективов, в которых они были достигнуты. А это приведет к постепенному переключению все новых субъектов экономики на более эффективный метод планомерного развития.
Помимо МОСУЗ, которая должна стать проводником новой системы, нужен еще катализатор преобразований, чтобы мы не ограничивались отдельными, пусть и взаимодействующими на сетевой основе случаями практического применения. Гигантскую роль на этой стадии способен сыграть государственный сектор экономики. Его система заказов должна быть построена на основе цифровой платформы, обеспечивающей прозрачность его планов развития[157], целевой функции развития и потребностей в кооперации. Эта прозрачность проявит возможности для сотрудничества с прочими секторами, привлечет новые субъекты, заинтересованные в долгосрочном сотрудничестве. Это и будет уже не пилотное, а массированное внедрение новых позаказных производств. В первую очередь в самых высокотехнологичных секторах. Взаимодействие государства и монополий сведется к объективному развитию условий производства, а не к непроизводительному перераспределению ресурсов (в т. ч. по схеме на рис. 1). Подводя итоги параграфа и главы, приходим к предложению о создании межотраслевой системы управления знаниями, государственного сектора как ядра социально-экономического развития и системы его заказов, как агента распространения трудовой потребительно-стоимостной концепции управления развитием общества в целом. Можно констатировать, что мы предлагаем соединить научно-технический прогресс и государственно-монополистическое развитие. О деталях такого соединения подробнее говорится в четвертой, заключительной главе нашей работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|