Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительная схема оценивания задания 39




Дополнительная схема оценивания задания 39

«Электронное письмо личного характера» (демоверсия КИМ ЕГЭ 2022 г. )

 

НОМЕР БЛАНКА

 

 

 

Объём высказывания соответствует поставленной задаче: 90–154 слова

 

 

 

1. Решение коммуникативной задачи (Содержание)

 Аспект 1. Ответ на вопрос о том, какая погода летом в России, дан  

 

 

Аспект 2. Ответ на вопрос о том, какое время года любит автор письма больше всего и почему, дан  

 

 

Аспект 3. Ответ на вопрос о том, каковы планы автора письма на лето, дан  

 

 

Аспект 4. Три вопроса о дяде друга по переписке заданы  

 

 

Аспект 5. Нормы вежливости соблюдены: благодарность за полученное письмо или/и выражение положительных эмоций от его получения, надежда на последующие контакты  

 

 

Аспект 6. Стилевое оформление выбрано правильно: обращение, завер­шающая фраза, подпись автора в соответствии с неофициальным стилем  

 

 

ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 2)

 

 

 

2. Организация

Логичность  

 

 

Деление на абзацы  

 

 

Средства логической связи  

 

 

Обращение на отдельной строке  

 

 

Завершающая фраза на отдельной строке  

 

 

Подпись на отдельной строке  

 

 

ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 2)

 

 

 

3. Языковое оформление текста. ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 2)

 

 

 

 

Каковы типичные ошибки экзаменуемых в решении коммуникативной задачи, приводящие к снижению баллов? Прежде всего, это неполные или неточные ответы на вопросы друга по переписке (аспекты 1–3). Например, друг спрашивает о погоде летом в России, а автор ответного письма пишет: «Сегодня жарко». Или на вопрос о планах на лето начинает рассказывать о своих хобби.

Часто на вопросы друга участник экзамена отвечает: «Я не знаю». Как оценивать эксперту такие ответы по критерию РКЗ? Здесь возможны разные случаи. Например, в письме-стимуле дан вопрос «Каковы твои планы на лето? » Экзаменуемый отвечает: «Я не знаю, что буду делать летом». Такой ответ следует считать неполным и поставить в дополнительной схеме плюс-минус (±). Другой экзаменуемый отвечает более полно: «Я не знаю, что буду делать летом. Может быть, поеду в летний спортивный лагерь. А может быть, никуда поехать не удастся, буду проводить каникулы дома». Такой ответ можно признать полным и точным с коммуникативной точки зрения и поставить в дополнительной схеме плюс (+). Таким образом, оба ответа засчитываются, но первый считается неполным.

Реже встречается случай, когда, отвечая на вопрос друга по переписке, участник экзамена допускает фактическую ошибку, например, важным событием в истории XXI в. называет Великую Отечественную войну. Такой ответ считается неточным и отмечается в дополнительной схеме как плюс-минус (±).

Особую трудность для экзаменуемых представляет запрос информации в соответствии с коммуникативной задачей – вопросы другу по переписке. Типичными ошибками выпускников чаще всего являются неумение задать точный вопрос, соответствующий теме, либо развёрнуть вопрос. Часто встречается дублирование вопросов, постановка вопросов к информации, которая уже известна. Приведём некоторые примеры.

Задание в письме-стимуле: …I won the city contest in Geography last week.

Задание после письма-стимула: ask 3 questions about the city contest in Geography.

Рассмотрим вопросы, заданные участниками экзамена.

What about your Geography contest? – вопрос не принят, так как не развёрнут.

Do you like Geography? – вопрос не принят, так как имеет общий характер и нет запроса информации о КОНКРЕТНОМ конкурсе.

Was it a school contest? – вопрос не принят, так как в письме-стимуле сказано, что это городской конкурс.

Did you fail the contest? – вопрос не принят, так как в письме-стимуле сказано, что друг выиграл конкурс.

When was the contest held? – вопрос не принят, так как в письме-стимуле сказано, что конкурс был на прошлой неделе.

Where was the Geography contest held? Was it held in your school? – первый вопрос принят, второй нет, так как дублирует первый.

How many people participated in it? – вопрос должен быть принят, если он не стоит первым, иначе не понятно, о чём идёт речь.

How long did the Geography contest last? – вопрос принят.

Заметим, что в аспектах, включающих три требования, три компонента, мы считаем аспект выполненным при наличии всех трёх компонентов, выполненным частично – при наличии двух компонентов из трёх и невыполненным при наличии только одного компонента из трёх (менее 50% выполнения). Другими словами, если из трёх необходимых вопросов другу принят только один, то в дополнительной схеме эксперт проставляет минус; если приняты два вопроса – плюс-минус; приняты все три вопроса – плюс.

Случается, что участник экзамена задаёт четыре вопроса вместо трёх, и один из вопросов не может быть принят. Можно ли считать, что коммуникативная задача выполнена? Если три вопроса соответствуют коммуникативной задаче, то она считается выполненной, так как от участника экзамена требуется задать три вопроса.

 

По аспекту 5 (нормы вежливости) эксперт выставляет в дополнительной схеме плюс (+) при наличии двух элементов – (1) благодарности за полученное письмо/ выражения положительных эмоций от его получения и (2) выражения надежды на последующие контакты; минус (–) при отсутствии обоих элементов; плюс-минус (±) при наличии только одного из них. При этом следует помнить, что благодарность за полученное письмо и надежда на последующие контакты могут быть выражены по-разному.

Благодарность за полученное письмо или/и выражение положительных эмоций от его получения, например:

Thanks for your recent email.

Thanks for your message.

Thanks for writing to me.

Great to hear from you.

I was very glad to hear from you (again).

I’m always glad to get messages from you.

Thanks for your message. I was very glad to hear from you.

Thanks for writing to me. Great to hear from you.

Повторим, что ссылка на предыдущие контакты не является обязательной, но и ошибкой не является, как видно из приведённых примеров. При обучении написанию электронного письма следует рекомендовать учащимся давать две фразы в этом первом абзаце (см. два последних примера), имея в виду, что если будет дана только благодарность, то абзац будет состоять из одного предложения, а это нежелательно. Однако при оценивании балл по критерию «Организация текста» в этом случае не снижается.

Надежда на последующие контакты может быть выражена по-разному, например:

Write back soon.

Hope to hear from you soon.

Please, write to me soon.

Drop me a line.

Желательно, чтобы фраза была написана на отдельной строке, но не считается ошибкой, если она примыкает к фразе, объясняющей, почему автор заканчивает письмо (эта фраза необязательна, но допустима). Эти 2–3 фразы образуют отдельный абзац. Отметим, что фразы “I will write you soon”, “See you soon” являются обещанием автора письма, а не выражением надежды на то, что друг вскоре ответит ему и не принимаются в качестве таковых.

При оценивании ответа на задание 39 по аспекту 6 (стилевое оформление) следует помнить, что эксперт снижает балл, только если стилистически неверно оформлены конкретные элементы письма: обращение, завершающая фраза, подпись должны соответствовать неофициальному стилю. Нарушением стиля в задании 39 считается неправильно написанное обращение (например, “Dear Peter Smith”, т. е. кроме имени дана фамилия), подпись с аналогичной ошибкой (например, “Ann Ivanova”) и завершающая фраза (например, “Sincerely yours”).

В процессе обучения следует обращать внимание школьников на особенности неофициального стиля: использование кратких (стяжённых) глагольных форм, использование разговорной лексики и различного рода сокращений, но снижать балл за использование полных форм глагола, нейтральной и даже официальной лексики и отсутствие сокращений нельзя, учитывая базовый уровень сложности задания.

На самом деле, в плане стилевого оформления высказывания экзаменуемого подстерегают две опасности: использовать официальный стиль или скатиться с неофициального на сниженно-разговорный (highly colloquial) или даже сленг. Об этом будет сказано более подробно в части, посвящённой оцениванию лексико-грамматического оформления высказывания, здесь же ещё раз подчеркнём, что требования использования неофициального стиля касаются только трёх указанных выше элементов.

Добавим, что стиль электронного письма отличается от стиля традиционного «бумажного» письма большей близостью к разговорной речи[6]. Так, использование разговорных грамматических форм в электронном письме не считается ошибкой, например: gonnagoing to; wannawant to. Вместе с тем выпускников следует предостеречь от использования сниженно-разговорного стиля (highly colloquial) или сленга (slang).

Следует также иметь в виду, что использование традиционных и общепринятых для электронной среды акронимов, аббревиатур, сокращений допускается в электронном письме, однако специально обучать им школьников не стоит. Приведём список наиболее частотных единиц.

1. ASAP: as soon as possible

2. B4: before

3. BBFN: bye bye for now

4. BFN: bye for now

5. BTW: by the way

6. CM: call me

7. Cos – because

8. CUL8R: see you later

9. DUR?: Do you remember?

10. F2f: face-to-face

11. 4ever: forever

12. HTH: hope that helps

13. IDK: I don’t know

14. IMO: in my opinion

15. IMHO: in my humble opinion

16. IOW: in other words

17. J4F: just for fun

18. JK: just kidding

19. LMK: let me know

20. LOL: laughing out loud

21. NTM: not to mention

22. ROTFL: rolling on the floor (laughing)

23. RUOK: Are you okay?

24. s/thing – something

25. TAFN: that's all for now

26. TIA: thanks in advance

27. 2nite: tonight

28. THХ: thanks

29. TYVM: thank you very much

30. TTYTT: to tell you the truth

31. TIA: thanks in advance

32. W4Y: waiting for you

33. Y/N: “Yes or No” answer[7].

 

Возвращаясь к трём элементам личного электронного письма, которые должны соответствовать неофициальному стилю, уточним, что является правильно выбранным для личного электронного письма обращением/приветствием. Приведём ряд рекомендуемых форм обращения[8] (обращение пишется слева, на отдельной строке – но этот момент относится уже к организации текста). Обращаем также внимание, что восклицательный знак возможен только в приветствии без имени, если же даётся имя, то восклицательный знак в английском языке, в отличие от русского, не используется – но эта ошибка учитывается при оценивании по критерию «Орфография и пунктуация». Обращаем внимание также на то, что в приветствии с использованием имени друга по переписке возможна одна запятая после этих двух слов и возможны две запятые:

Dear Kevin,

Hello Kevin, / Hello, Kevin,

Hi Kevin, / Hi, Kevin,

Kevin,

Hi,

Hi!

Hello again!

Hi there!

К сожалению, встречаются случаи, когда экзаменуемый делает ошибку в имени адресата: в задании даётся одно имя друга по переписке, а участник экзамена в обращении к другу в своём ответном письме использует другое имя. В этом случае следует считать, что правильное обращение отсутствует и отразить это в оценивании по аспекту 6.

В качестве завершающих фраз возможны следующие (они пишутся слева, на отдельной строке – но этот момент относится уже к организации текста):

Best wishes,

All the best,

With love,

Yours,

В завершение следует поставить подпись автора – только имя (на отдельной строке слева, под завершающей фразой, без точки):

Sasha

Max

Если участник экзамена даёт имя и фамилию в подписи, то это является ошибкой и может привести к снижению балла. Повторим, что в аспектах, включающих три требования, три компонента, мы считаем аспект выполненным при наличии всех трёх, выполненным частично – при наличии двух компонентов из трёх и невыполненным при наличии только одного компонента из трёх (менее 50% выполнения).

Закончив анализ развёрнутого ответа по аспектам РКЗ с использованием дополнительной схемы оценивания, эксперт на основе критериев выводит итоговый балл – максимальный балл по РКЗ составляет 2 балла. При этом на 2 балла допускается один неточный или неполный аспект. Обратимся к критериям: «Задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании (даны полные и точные ответы на все вопросы, заданы правильно 3 вопроса по указанной теме); стилевое оформление речи выбрано правильно с учётом цели высказывания и адресата; соблюдены принятые в языке нормы вежливости (допускается 1 неполный или неточный аспект)».

Согласно критериям, задание считается невыполненным и оценивается на 0 баллов, если «3 и более аспекта содержания отсутствуют, ИЛИ 6 аспектов раскрыты неполно/ неточно, ИЛИ 1 аспект не раскрыт и 4–5 раскрыты неполно/ неточно, ИЛИ ответ не соответствует требуемому объёму». Во всех иных случаях (кроме описанных в оценивании на 2 балла и на 0 баллов) задание считается выполненным не полностью и оценивается в 1 балл. Важной особенностью является то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» ответ на задание оценивается в 0 баллов по всем критериям оценивания выполнения этого задания.

 

Переходим к оцениванию ответа участника ЕГЭ на задание 39 по критерию «Организация текста», производя которое, необходимо принимать во внимание следующее (см. дополнительную схему оценивания):

· логичность;

· деление на абзацы;

· средства логической связи;

· обращение на отдельной строке;

· завершающая фраза на отдельной строке;

· подпись на отдельной строке.

 

В критериях оценивания организации текста также произошли изменения, которые несколько упрощают работу эксперта. Если в прежних критериях окончательный балл по организации текста зависел от того, к какой категории эксперт отнесёт замеченное нарушение, то теперь балл зависит от общего числа нарушений. Максимальный балл по ОТ составляет 2 балла. При этом на 2 балла допускается одна ошибка в организации текста. Обратимся к критериям: «Высказывание логично; средства логической связи использованы правильно; текст верно разделён на абзацы; структурное оформление текста соответствует нормам, принятым в стране изучаемого языка (допускается 1 ошибка в организации текста)». Если в организации текста имеются 2-3 ошибки, то выставляется 1 балл и при 4 и более ошибках – 0 баллов. Для оптимизации работы эксперта рекомендуется в дополнительной схеме оценивания ставить не плюсы-минусы, как в РКЗ, а число допущенных ошибок по тому или иному параметру.

Повторно отметим, что в электронном письме не нужны адрес и дата. Если даётся один из этих элементов или оба, это считается за 1 ошибку в логичности.

Выше мы рассмотрели структуру ответного письма другу по переписке, согласно которой сначала даются ответы на вопросы друга, потом следуют вопросы другу от автора письма. Однако встречаются работы, в которых этот порядок нарушен, и вопросы к другу даются до ответов на вопросы друга. Если вопросы даются в начале письма до ответов на вопросы друга без нарушения логики, то оценка по ОТ не снижается. Если же при этом наблюдается нарушение логики, то это считается логической ошибкой. Решение будет во многом зависеть от контекста, от того, как вводятся эти части письма. Если первый абзац с вопросами другу начинается с фразы «Хочу задать тебе несколько вопросов …», а следующий абзац с ответами на его вопросы начинается с фразы «теперь я отвечу на твои вопросы…», то нарушения логики нет.

В целом, «логические мостики» для перехода от одной части письма к другой – важнейшее условие правильной организации текста. Если учащийся после ответов на вопросы друга сразу даёт свои вопросы, не предваряя их каким-либо «логическим мостиком», это также нарушение организации текста. Каждое отсутствие логического перехода является логической ошибкой и отмечается в соответствующей строке дополнительной схемы.

К сожалению, иногда участник экзамена, пытаясь сделать логичный переход к вопросам другу, пишет “Oh, what great news! ” или “My congratulations! ”. Если дальше он не поясняет, с чем он поздравляет или что за новости, а сразу приступает к вопросам, то это нарушение логичности.   

Деление текста электронного письма на абзацы ничем не отличается от деления на абзацы текста традиционного письма. Приветствие и/или обращение, завершающая фраза и подпись должны даваться на отдельных строках. Благодарность за полученное письмо и/или выражение положительных эмоций от его полученияобразуют отдельный абзац. Основная часть письма: ответы на вопросы друга и вопросы другу – два абзаца. В процессе обучения следует придерживаться именно такой структуры, однако при проверке экзаменационных работ эксперт должен учитывать, что, если ответы на вопросы друга носят развёрнутый характер, они могут даваться в двух и даже трёх абзацах. Важно, чтобы они были логично выстроены, и чтобы эти абзацы состояли не из одного простого предложения. Если ответы на вопросы друга даны не в том порядке, в котором заданы вопросы в письме-стимуле, но логично выстроены, то оценка не снижается.

 

Оценивая выполненную работу по критерию «Языковое оформление текста», следует помнить, что это задание базового уровня, а значит, мы не должны предъявлять к нему завышенных требований, например, в области пунктуации, которая в школьной программе представлена в крайне ограниченном объёме. Учитываются те знаки препинания, которые характерны для формата электронного личного письма в обращении, подписи, завершающей фразе. При этом отсутствие запятой после обращения ошибкой не является, ошибкой считается только восклицательный знак. Ошибкой в электронном личном письме считается восклицательный знак после обращения и завершающей фразы. Восклицательные знаки в конце предложений “Hi! ”, “Hello there! ”, Thank you for your letter/message! ”, “Write back soon! ” ошибкой не считаются. Точка после подписи считается ошибкой. Точка после завершающей фразы вместо запятой также считается ошибкой.

В связи с переходом к электронному письму возникает вопрос, как правильно его именовать. Данные корпусной лингвистики говорят о нескольких возможностях: email, email message, email letter. Если по контексту понятно, что речь идёт об электронном письме, то используется и просто слово letter. Учитывая все это, экспертам следует принимать все возможные именования электронного письма: email, email message, email letter, letter.

Кроме того, надо иметь в виду, что, например, слово имеет два написания, закрепленных в авторитетных словарях: email и e-mail, а слово internet чаще пишется с маленькой буквы и в такой форме даётся в авторитетных словарях, но все ещё даётся с большой в наших УМК. Экспертам ЕГЭ рекомендуется на данном этапе принимать оба написания слова internet.

При оценивании языкового оформления письма следует учитывать вариативность и подвижность языковой системы. При сдаче ЕГЭ по английскому языку участник может использовать как британский, так и американский вариант английского языка. На ЕГЭ и в устной, и в письменной части оценка не снижается, если участник экзамена последовательно использует американский вариант английского языка. Как уже указывалось, краткие ответы к разделу «Грамматика и лексика» даются как ключи для машинной проверки в двух вариантах: neighbor / neighbour; traveling / travelling; favourite / favorite; centre / center и т. д. Однако если экзаменуемый использует британский вариант и вдруг в отдельном слове даёт американское написание, это считается ошибкой.

В критериях оценивания прямо указывается, при каком числе ошибок какой балл выставляется за языковое оформление электронного личного письма. Максимальный балл (2) не означает, что в работе нет никаких описок или ошибок. При 2 лексико-грамматических ошибках, которые сопровождаются 2 орфографическими и пунктуационными ошибками, работа может быть оценена в 2 балла. Но если в работе 3 лексико-грамматические ошибки, то даже при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок её следует оценить в 1 балл. Если число лексико-грамматических ошибок и/или орфографических и пунктуационных ошибок превышает 5, то работа оценивается в 0 баллов по данному критерию. Следует обратить внимание на то, что повторяющиеся лексические, грамматические, орфографические ошибки считаются как одна. Если слово написано с 2–3 орфографическими ошибками, это все равно считается за 1 орфографическую ошибку – участник не знает написания одного слова.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...