Воцерковление. Монахи, и не только. Церковная жизнь
Воцерковление
ВоцерковлЕние – с ударением этого слова проблем обычно не возникает. Но если образовать прилагательное, то сразу появляется затруднение – ударение переносится на О в корне: воцеркОвленный. ВоцеркОвленный христианин – тот, кто ясно понимает цель христианской жизни во спасении, тот, кто ощущает себя сыном Церкви.
Монахи, и не только
Чтобы стать монахом (или монАхиней), нужно сначала доказать, что ты к этому готов. И промежуточный этап – послушничество. Это слово кажется очень близким к слову «послушаться», где ударение сомнений не вызывает. А вот «послушничество» уже имеет варианты ударения – О и У: пОслУшничество, первое из которых (пОслушничество) считается литературной нормой. А дальше ещё интереснее: «послушник» и «послушница» имеют ударение на О, уже без каких‑ либо вариантов. Задача пОслушника и пОслушницы – помогать, исполнять послушАния по благословению настоятеля. Это может показаться невероятным, но такое ударение – факт. На каких‑ либо лояльных интернет‑ ресурсах можно найти варианты «пОслУшник» или даже «послУшник», но во всех серьёзных словарях, от Ожегова до самых современных грамматик, рекомендованных Министерством просвещения, зафиксирован единственный вариант ударения – пОслушник (пОслушница). Слово даётся как исключение из правила, по которому образуются подобные слова: работать – работник, наследовать – наследник. Я бы поспорила с тем, что слово «пОслушник» образовалось от глагола «послушать», но не сейчас. Вероятно, ударение на О ещё связано с устаревшим словом «пОслух» (свидетель, тот, кто что‑ то слышал), и, кстати, сразу вспоминается «нЕслух». То есть изначально в существительных, образованных от «слушать», ударение падало не на корень, а на приставки по‑, не– (в словаре Даля также – пОслушничество).
Продолжаем погружаться в монашество. Не менее интересный с точки зрения языка экземпляр – слово «инок». Инок – монах, живущий в одиночестве (от греческого monahos – одинокий). Само слово «инок» заимствовано из старославянского, где было образовано суффиксальным способом от корня инъ‑ – один. Что интересно, ударение на первый слог (Инок) сохраняется во всех однокоренных словах: Иноческий, Инокиня. Сколько раз я слышала последнее слово с другим ударением – инОкиня, инокИня (вероятно, по аналогии с богИня, графИня)! Однако правильным будет всё‑ таки Инокиня, и, кстати, монАхиня, а не монахИня. А теперь о других церковнослужителях. Духовник – священник, принимающий исповедь, обязанный хранить её тайну. И хотя очевидно, что слово образовано от прилагательного «духОвный», с ударением на О, в существительном ударение перекочевало на последний слог – духовнИк (духовникА, духовникУ, духовникОм и т. п. ). И это же ударение закрепилось в слове «духовнИчество».
Церковная жизнь
Распорядок церковной жизни для непосвящённых кажется чем‑ то таинственным и непонятным. Однако в жизни любого человека, мирского или воцеркОвленного, большое значение имеет питание, без него не обойтись даже самым фанатичным приверженцам веры. В церкви существует свой режим питания, и называются приёмы пищи трапезами. Основных трапез две – обеденная и вечерняя, причём вечерняя имеет в православии большее значение и отменяется только в дни особо строгого поста. Есть немало дней в году, когда по уставу вечерняя монастырская трапеза – единственная за целый день. Так вот называется этот, попросту говоря, ужин – вЕчеря, и я не раз слышала, что это слово ошибочно произносят как с ударением на второй слог, так и на третий.
Если вспомнить знаменитую фреску Леонардо да Винчи «Тайная вЕчеря», то на ней явно виден хлеб. Вокруг других яств, составлявших трапезу Иисуса и апостолов, ведутся споры, но в отношении хлеба вопросов не возникает – он там есть точно. Но это не просфора – вот и подобрались к ещё одному интересному слову. ПросфорА – освящённый хлеб, чаще пшеничный, опреснок, приношение, подношение, употребляемый на православной литургии для таинства причащения. ПросфорА (с ударением на окончание, а не просфОра, как говорят многие! ) имеет множество вариантов названий – просвирА, просворА, проскурА, просквирА, и во всех ударение на последний слог. А готовит этот хлеб просвИрня – женщина, приставленная специально для печенья просвир, обычно вдова человека, имевшего духовное звание. Но вернемся к вЕчере. Проходит эта трапеза сразу после вечЕрни – вечернего богослужения, а в праздничные дни вечЕрня соединяется вместе с Утреней в составе всЕнощной. ВсЕнощная (обращаем внимание на проблемное ударение на Е) – имя существительное, означает церковную службу, продолжающуюся целую ночь.
Заунывным карком В тишину болот Чёрная глухарка К всЕнощной зовёт.
(С. Есенин) А теперь самое сложное: мы помним, что всЕнощная – существительное, но есть и прилагательное «всенощный», и оно с недавнего времени имеет другое ударение. ВсенОщный – эта норма новая, а раньше было правильно говорить всЕнощный. Таким образом, мы получаем полный взрыв мозга: всЕнощная (существительное) = всенОщное (прилагательное) бдение – отказ ото сна в пользу молитвы в ночное время суток. А теперь перейдем к самому богослужению. В православии клИрос (нечасто, но слышала альтернативный вариант ударения) – место, где во время службы находятся певчие и чтецы. На клИросе в юношестве пели такие люди, как Суворов, Шаляпин, Чехов, Ломоносов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|