Международные валютно – кредитные и финансовые отношения 1 глава
Стр 1 из 14Следующая ⇒ Финансы 1. Сущность, функции и признаки финансов
Финансы – это система экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества. Функции финансов: · формирование денежных фондов; · использование денежных фондов; · контроль – создание общественных условий для осуществления контроля. Формирование денежных фондов обусловлено: · созданием финансовой теории, адекватной состоянию развития экономики для обеспечения экономического роста; · формированием финансового механизма и аппарата, обеспечивающего сбор доходов; · прогнозированием и планированием доходов; · утверждением доходов бюджета; · аккумуляцией доходов в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней. Результат реализации данной функции – формирование бюджетных фондов, обеспечивающих цели функционирования государства. Использование денежных фондов предопределено: · выбором финансовой теории, определяющей приоритеты и уровни государственных расходов; · формированием финансовой политики в области расходов государства; · прогнозированием и планированием расходов государства; · утверждением бюджета по расходам; · обеспечением финансирования бюджетных расходов; · обеспечением финансирования расходов, принятых к бюджетному финансированию. Контроль присущ процессу как формирования, так и использования денежных фондов.
Основные признаки финансов выражаются в следующем: 1) финансы выступают в качестве денежных отношений, возникающих по поводу образования, распределения, использования, перераспределения и накопления денежных средств; 2) распределительный характер денежных отношений связан с движением реальных денег; 3) движение денежных средств имеет, как правило, односторонний (однонаправленный) характер; 4) финансы как денежные отношения имеют форму централизованных и децентрализованных денежных средств; 5) финансы выступают в качестве необходимого механизма (через налоги и государственное финансирование) воспроизводственного процесса в экономике; 6) финансы являются одним из инструментов государственного управления, обеспечивающим выполнение государством его функций и задач.
2. Финансовая система страны, ее сущность, подсистемы, сферы и звенья.
Финансовая система - это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними различных денежных фондов, учреждений и органов по обслуживанию этих финансовых отношений. Финансовая система как форма организации денежных отношений представлена двумя сферами и тремя подсистемами. Каждая из подсистем имеет функциональное значение и собственный финансовый механизм. От способов формирования и использования денежных фондов подсистемы подразделяются на отдельные звенья. Децентрализованные финансы– являются основой финансовой системы, так как в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть ресурсов децентрализованных финансов распределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и в доходы внебюджетных фондов. Централизованные финансы.Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в собственности государства, регионов, и органов местного самоуправления. В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды которые образуются за счет целевых источников средств и используются по отдельной смете..
Государственные и муниципальные кредиты. Вид кредита находится на стыке 2-х видов денежных отношений финансов и кредита, и несет черты этих категорий. Как финансовая категория кредиты обслуживают формирование и использование средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают способом финансирования дефицита бюджета, являются средством покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов ВБФ (внебюджетных фондов). Финансовая система государства. 1) финансы предприятий, учреждений и организаций; 2) страхование; ) государственные финансы. Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как: ) финансы коммерческих предприятий; 2) финансы некоммерческих организаций; ) финансы финансовых посредников. В сфере государственных финансов: 1) государственный бюджет; 2) внебюджетные фонды; ) государственный кредит. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: ) социальное страхование; 2) имущественное и личное страхование; ) страхование ответственности; ) страхование предпринимательских рисков. Ключевое место среди децентрализованных финансов занимают финансы коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества. Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком использования, владением имуществом и т.п.
3. Бюджет государства, его сущность и функции. Принципы организации и виды государственных расходов и доходов.
Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период. Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря). Функции государственного бюджета: Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации Легально контролирует действия правительства Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом. Функции государственного бюджета Государственный бюджет выполняет следующие функции: а) распределительную. Эта функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. б) стимулирующую. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. в) социальную. Эта функция состоит в аккумуляции средств в бюджете и использовании их на осуществление социальных программ, направленных на развитие здравоохранения, культуры, образования, поддержку малоимущих. г) контрольную. Эта функция бюджета предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Государственные расходы – это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении финансовыми ресурсами потребностей государственной сферы деятельности.
Принципы организации государственных расходов Основным принципом организации государственных расходов является плановость. Планирование государственных расходов – составная часть народнохозяйственного планирования. Государство участвует в распределении и перераспределении валового общественного продукта и национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями, экономическими регионами в целях сбалансированного социального уровня жизни общества. Важный принцип организации государственных расходов - целевой характер финансирования государственных средств. Государственные расходы необходимо использовать строго на мероприятия и цели, предусмотренные в государственном плане экономического и социального развития, в финансовых планах и сметах министерств, ведомств, предприятий и организаций. К принципам организации государственных расходов также относится безвозвратность расходования выделенных средств. Расходы на развитие народного хозяйства, социально – культурные мероприятия, управление не требует обязательного возмещения выделенных средств. Принцип финансирования в меру выполнения планов и прогнозов развития предполагает выделение финансовых ресурсов лишь при выполнении производственных показателей и осуществление мероприятий экономического и социального развития. Принцип соблюдения режима экономии в использовании ресурсов направлен на мобилизацию внутренних резервов и усиление контроля за расходованием государственных средств во всех подразделениях производственной и непроизводственной сфер, рациональное их использование. В самом общем виде государственные расходы могут быть разделены на две большие группы: 1) расходы, обусловленные внутренними проблемами; 2) расходы, связанные с внешними функциями государства. Основную часть расходов составляет первая группа. По целевому назначению расходы подразделяются на три группы. 1.Капитальные расходы связаны с затратами на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в плане их расширения, реконструкции, технического перевооружения, т. е. с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств. 2.Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций и включают: текущие затраты на содержание органов власти, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, выплата процентов по государственному долгу и др. Страховые и резервные фонды формируются в целях предупреждения и возмещения материального ущерба от непредвиденных событий. По общественному назначению государственные расходы делятся на пять групп.
3.Расходы на социальные нужды – один из важнейших видов расходов, включающий расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование. Виды государственных доходов По выделению государственных доходов согласно признаку – по порядку образования и использования - централизованные и децентрализованные. В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства можно выделить налоговые и неналоговые платежи и поступления. По методам аккумуляции среди доходов государства выделяются обязательные и добровольные платежи. Основная часть доходов поступает в распоряжение государства и местных органов самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины и т.п., штрафы разного рода и финансовые санкции. На добровольной основе в государственные и местные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования пожертвований и т.д.
4. Бюджетная классификация и бюджетный федерализм.
Бюджетная классификация представляет собой законодательно устанавливаемую группировку доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, используется для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, составления консолидированных бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы. Бюджетная классификация является единой для бюджетов всех уровней и регламентируется Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 26 июня 1996 г. (в редакции Федерального закона от 5 августа 2000 г. №115-ФЗ). Изменения и дополнения в Закон о бюджетной классификации вносятся одновременно с принятием законодательных актов о налогах и сборах и Закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Бюджетная классификация РФ включает: - классификацию доходов бюджетов РФ; - классификацию расходов бюджетов РФ, которая охватывает: - функциональную классификацию расходов бюджетов РФ; - экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; - ведомственную классификацию расходов бюджетов РФ; - классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; - классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; - классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга; - классификацию видов государственных внешних долгов РФ, субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ. Бюджетный федерализм – это способ построения бюджетных отношений между уровнями бюджетной системы (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и бюджеты муниципальных образований), обеспечивающий ведущую роль федерального бюджета при высокой степени самостоятельности территориальных бюджетов. Сущность бюджетного федерализма выражается через его основные принципы. К основным принципам бюджетного федерализма относятся: – единство общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на территории субъектов Федерации и входящих в них муниципальных образований, как основы сбалансированности интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам; – сочетание централизма и демократизма при разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов, распределении и перераспределении доходов в процессе бюджетного регулирования между уровнями бюджетной системы. – высокая степень самостоятельности органов власти каждого уровня при разработке бюджетов и их ответственности за сбалансированность своего бюджета, бюджетную обеспеченность на базе налогового потенциала соответствующей территории при предоставлении им необходимых прав в области налогообложения предопределяет повышение их заинтересованности в экономическом развитии соответствующей территории, а следовательно, и в наращивании налогового потенциала, своевременном и полном сборе налогов, а также в эффективном использовании бюджетных средств; – активное участие субъектов Федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, в качестве принципа бюджетного федерализма подтверждает тот факт, что бюджетный федерализм не сводится только к межбюджетным отношениям, хотя последние в значительной степени характеризуют его особенности.
5. Внебюджетные фонды в РФ: виды, цели, функции и задачи.
Внебюджетные фонды государства — совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления и имеющих строго целевое назначение. В Российской Федерации к видам внебюджетных фондов относятся: · Пенсионный фонд РФ (ПФ) · Фонд социального страхования РФ (ФСС) · Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) Пенсионный фонд РФ –это крупнейшая организация по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Денежные средства Пенсионного фонда РФ не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждается федеральным законом. Пенсионный фонд осуществляет следующие основные функции: - Получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий; - Организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; - Индивидуальный учет от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий; - Межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда. Фонд социального страхования РФ- это система социальной защиты, которая обеспечивает права экономически активных. Основными задачами Фонда социального страхования являются: 1) Обеспечение гарантированных государственных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам ставшим на учет в ранние сроки беременности, по уходу за ребенком. 2) Участие в разработки и реализации государственных программ охраны здоровья работникам. 3) Сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования. Фонд обязательного медицинского страхования РФ –один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Целью ФОМС состоит в том, чтобы гарантировать гражданам РФ при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Основными принципами Фонда обязательного медицинского страхования являются: 1. Гарантированный объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи населению 2. Бесплатность предоставления медицинских услуг населению 3. Сочетание обязательного и добровольного медицинского страхования 4. Обеспечение и защита прав застрахованных в системе медицинского страхования Главная цель создания внебюджетных фондов - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Функции внебюджетных фондов Внебюджетные фонды выполняют распределительную и контрольную функции. Распределительная функция выражается в перераспределении через внебюджетные фонды части национального дохода в пользу либо социальных слоев населения, либо отдельных отраслей экономики в целях обеспечения их развития. Контрольная функция проявляется в информировании общества о возникших отклонениях в производственном либо социальном процессах Основными задачами внебюджетных фондов являются: влияние на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий; обеспечение природоохранительных мероприятий за счет их финансирования из специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды; оказание социальных услуг населению путем выплаты пенсий, пособий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры; предоставления займов, в том числе зарубежным партнерам. Благодаря внебюджетным фондам у государства появляются дополнительные средства для воздействия на экономические процессы. В некоторых случаях внебюджетные фонды могут использоваться для покрытия дефицита государственного бюджета.
6. Принципы и методы управления государственными финансами и органы государственного управления
Целью управления финансами является обеспечение финансовой устойчивости и финансовой независимости звеньев финансовой системы. Главная роль в управлении финансами принадлежит финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Их деятельность основана на определенных принципах: Приоритет публичных интересов. Использование финансово-правовых институтов для государственного регулирования экономики исходит из общезначимых задач общества; Федерализм. Финансовая деятельность должна сочетать общие федеративные интересы с интересами субъектов федерации; Единство финансовой политики и денежной системы — необходимое условие гарантированного конституцией экономического пространства; Равноправие субъектов Федерации в финансовой деятельности; Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления (МСУ). Они руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и субъекта. При этом самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет; Социальная направленность финансовой деятельности. Данный принцип закреплен Конституцией РФ; Распределение функций — на основе распределения власти; Принцип гласности; Принцип плановости; Принцип законности; Участие граждан в деятельности государства и органов МСУ. Конкретными методами и формами управления финансами служат: - финансовое планирование; - прогнозирование; - программирование; - финансовое регулирование; - оперативное управление; - финансовый контроль; Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Финансовое программирование – метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает: - установление приоритетов расходов по направлениям; - повышение эффективности расходования средств; - прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта. Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы. Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов. Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Органы местного самоуправления — это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культур ной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения. Органы местного самоуправления для выполнения задач и функций публичного местного управления получают соответствующие полномочия, компетенцию. К органам местного самоуправления относятся: представительный орган муниципального образования; глава муниципального образования; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования); контрольный орган муниципального образования; иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.
7. Содержание, задачи, принципы и составляющие государственной финансовой политики.
Государственная финансовая политика - это совокупность мероприятий государства по организации и использования финансов для обеспечения экономического и социального развития страны. Сущность финансовой политики государства проявляется в сочетании конкретных целей и соответствующих средств, с помощью которых решаются поставленные задачи Цели финансовой политики обусловлены потребностями экономического развития и достижением высоко уровня индивидуального и общественного благосостояния. Задачи финансовой политики: обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов; организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии; создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами. Общими принципами формирования финансовой политики государства являются: 1. Выработка научно-обоснованной концепции развития финансов. Она формируется на основе анализа состояния экономики, перспектив ее стабилизации и развития производительных сил и производственных отношений, развития потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах. 2. Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства. Это осуществляется с целью обеспечения финансирования расходов на содержание правительства, армии, судебно-исполнительных органов, учреждений здравоохранения, культуры, а также накопления средств на строительство объектов общегосударственного и оборонного значения. 3. Определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства. 4. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики. Для этого необходимо функционирование эффективного финансового механизма. 5. Регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики. Она является способом финансового регулирования с использованием финансовых рычагов (налоги, таможенные сборы, тарифы, государственные расходы). Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья: 1) выработку научно обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения; 2) определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов; 3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей. Единство трех основных звеньев и определяет содержание финансовой политики.
8. Финансовый контроль: содержание и его необходимость. Объекты и субъекты финансового контроля на макро- и микроуровнях финансового управления.
Финансовый контроль – элемент системы управления финансами, особая сфера стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, территориальных административных образований, организаций, соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью произведенных расходов, экономической эффективностью операций. Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет назначение и содержание финансового контроля. Вместе с тем в зависимости от социальноэкономического положения государства расширение прав хозяйствующих субъектов в осуществлении финансовой деятельности, возникновение различных организационноправовых форм предпринимательства, содержание финансового контроля существенно обогащаются. Объектом финансового контроля являются денежные отношения, возникающие между государством, юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации и перераспределения ВВП. Таким образом, финансовый контроль охватывает все сферы финансовой системы и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим и определяется его роль как важнейшего элемента государственного и хозяйственного контроля и управления. Субъектами финансового контроля на макроуровне выступают контролирующие государственные органы власти и управления. На микроуровне - непосредственно субъекты хозяйственной деятельности в лице экономических служб предприятий, отдельных его специалистов, привлекаемых аудиторских организаций.
Корпоративные финансы 9.Сущность, функции и принципы организации корпоративных финансов. Организация финансовой службы на предприятии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|