Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема №1: «Формирование коммуникативной компетентности специалиста фармацевта»




2. Цель: Формирование и развитие способностей у студентов, необходимых для развития коммуникативной компетентности фармацевта.

 

3. Тезисы лекции:

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовать общественную деятельность и обогатить ее новыми связями и отношениями между людьми.

Профессиональные качества и способности фармацевтических специалистов, как показывает современная практика, дают большую эффективность при высоких коммуникативных навыках общения. Качество лекарственного обеспечения населения в аптечных организациях значительной степени определяется культурой и общей положительной установкой фармацевтических работников. Но общение будет эффективно лишь тогда, когда фармацевты, взаимодействующие друг с другом, с пациентами, с врачами, компетентны в той или иной ситуации. В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе - в собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции фармацевта является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного фармацевта, так и для фармацевтической организации в целом.

Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личностного взаимодействия.

Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные обще человеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.

Обладание во все временном режиме информацией о результатах работы фармацевтического персонала, локальный контроль за каждым из них, позволяют реализовать новые возможности в повышении профессиональной компетентностей фармацевта-менеджера, а потому эффективнее использовать потенциал кадрового ресурса.

Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трех уровней адекватностей партнеров – коммуникативной интерактивной и персептивной.

1. коммуникативный уровень – двухсторонний обмен информацией.

2. интерактивный уровень – организация взаимодействия, когда необходимо согласовать действия, повлиять на настроение, распределить функции.

3. персептивный уровень – восприятие друг друга партнерами по общению.

 

Следовательно можно говорить о различных видах компетентности в общении.

Коммуникативная компетентность фармацевта складывается из способностей:

1. давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

2. социально – психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

3. осуществлять социально – психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации;

 

 

Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок. Коммуникативная установка фармацевта – своеобразная программа поведения личности фармацевта в процессе общения с коллегами, пациентами и врачами. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления; предметно – тематических интересов партнера, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнеров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения чистоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнера, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения.

При таком подходе к характеристики коммуникативной компетентности целесообразно рассмотреть общение как системно-интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие:

- коммуникативно-диагностическую (диагностика социально -психологической ситуации в условии будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и др. противоречий, с которыми возможно предстоит столкнуться личности в общении).

- коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения).

- Коммуникативно-организационную (организация внимания партнеров по общению, стимулирование их коммуникативной активности и т.д.).

- коммуникативно-исполнительскую (диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личностей, прогноз развития этой ситуации осуществляемой осмысленной индивидуальной программы общения).

В фармацевтической практике применяется в основном коммуникативно-исполнительская часть концепции. Она рассматривается как коммуникативно-исполнительское мастерство личности фармацевта.

В коммуникативно-исполнительском мастерстве личности фармацевта проявляется многие ее навыки и прежде всего навыки эмоционально-психологического саморегулирования, как управление своей психофизической органикой, в результате чего личность фармацевта достигает адекватного эмоционально психологического состояния.

эмоционально психологическая саморегуляция создает настрой на общение в соответствующих ситуациях эмоциональный настрой на ситуацию общения, означает прежде всего перевод обыденных эмоций человека в тональность, соответствующую ситуации взаимодействия.

эмоционально психологическая саморегуляция приобретает характер целостного и завершенного акта в единстве с персептивными и экспрессивными навыками, которые также составляют необходимую часть коммуникативно-исполнительского мастерства. Она проявляется в умении остро, активно реагировать на изменения обстановки общения, перестроить общение с учетом перемены эмоционального настроя партнеров в фармацевтических организаций. Психологическая самочувствие, эмоциональный настрой личности фармацевта прямо зависят от содержания и результативности общения.

Персептивные навыки личности фармацевта проявляются в умении управлять своим восприятием и организовывать его: верно оценивать социально-психологический настрой партнеров по общению; устанавливать необходимый контакт; по первому впечатлению прогнозировать ход общения. Они позволяют личности фармацевта верно оценивать эмоционально-психологические реакции партнеров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения.

Экспрессивные навыки коммуникативно-исполнительской деятельности фармацевтов принято рассматривать как систему умения, создающих единство голосовых, мимических, визуальных и моторно-физиолого-психологических процессов. По своей сути это навыки само управления выразительной сферой коммуникативно-исполнительской деятельности фармацевтов. Экспрессивные навыки личности фармацевта проявляются как культура речевых высказываний, соответствующих нормам устной речи, жестов и пластики поз, эмоционально мимического сопровождения, высказывания, речевого тона и речевой громкостей.

Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия «коммуникативный потенциал личностей фармацевта».

коммуникативный потенциал личностей фармацевта – характеристика возможностей фармацевта, которые и определяют качество его общения с коллегами, пациентами и врачами. Он включает на ряду с компетентностью в общении еще две составляющие: коммуникативные свойства личности фармацевта, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности – способности владеть инициативой в общении, способность проявлять активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров по общению, сформулировать и реализовывать собственную индивидуальную программу общения, способность к само стимуляции и взаимостимуляции в общении.

Обладая определенным уровнем коммуникативной компетентности, фармацевт вступает в общение, имея определенный уровень самоуважения и самосознания. Фармацевт должен овладеть кодом ситуативного общения, как ощущение допустимого в импровизациях, уместностей конкретных средств общения. Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности фармацевта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...