Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема №2: «Профессиональная адаптация, профессиональный имидж и коммуникативная толерантность»




2. Цель: Формирование у студентов профессионально необходимых качеств личности фармацевта, таких как: профессиональная адаптация, профессиональный имидж и коммуникативная толерантность.

3. Тезисы лекции:

В процессе поиска работы и трудоустройства фармацевты сталкиваются с таким понятием как испытательный срок. Каждый работодатель, принимая фармацевта на должность, особо оговаривает и подчеркивает этот испытательный срок. Профессиональная адаптация по времени совпадает с испытательным сроком. Продолжительность адаптационного периода определяется в 1-3 месяца. За юридическим понятием «испытательный срок» скрывается психологическое понятие «психологическая адаптация». Процесс адаптации включает в себя два аспекта: это собственно – профессиональная адаптация и социально-психологическая.

Профессиональная адаптация – выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности в развитии устойчивого положительного отношения фармацевта к своей профессии.

Социально-психологическая адаптация заключается в освоении социально-психологических особенностей аптечных организаций, вхождений в сложившуюся в нем систему отношений, позитивном взаимодействии с его членами. Это включение фармацевта в систему взаимоотношений организации с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.

Профессиональная адаптация играет большую роль в ситуации вхождения в аптечную организацию молодого специалиста, когда имеется в основном теоретическое представление о том, как проходит рабочий процесс. Социально-психологическая адаптация в ситуации с молодым специалистом проходит более сглажено, поскольку на первом месте стоит освоение профессиональных навыков и производственных отношений. И здесь межличностные отношения формируются, в большинстве случаев, под влиянием опеки и обучения молодых специалистов более опытными.

Обратная ситуация наблюдается, когда на новое место приходит фармацевт – профессионал, за плечами которого, кроме профессионального опыта, опыт существования и развития в других аптечных организациях, с другими системами ценностей и отношений. Здесь социально-психологическая адаптация имеет большое значение, чем профессиональная, поскольку нормы, ценности, система деловых и личностных взаимоотношений в новой команде накладывается на предыдущий опыт фармацевта, и ему приходится зачастую «ломать» уже существующие стереотипы взаимоотношений в коллективе.

Адаптированность фармацевта к конкретной фармацевтической среде проявляется в его поведении, в конкретных показателях трудовой деятельности:

-эффективности труда;

- усвоение социальной информации и ее практической реализации;

-росте всех видов активности;

- удовлетворенности различными сторонами фармацевтической деятельности.

Большую роль в процессе успешной профессиональной и психологической адаптации играет служба персонала фармацевтической компании и психологи, занимающиеся разработкой проблем вхождения в коллектив новых сотрудников.

Специалисты в области управления персоналом рассматривают профессиональную адаптацию как систему мероприятий проводимых в компании с фармацевтами, назначаемыми на должность с целью:

- обеспечения фармацевтов необходимой информацией о целях и задачах фармацевтического предприятия;

- уменьшение времени на достижение общих стандартов исполнения работы;

- нейтрализация ощущения неумелости;

- уменьшение времени по привыканию к новым условиям, освоению технологий и элементов корпоративной культуры фармацевтического предприятия;

-нацеливание фармацевта на выполнение узловых точек рабочего процесса;

-развитие активного принятия фармацевтами корпоративных ценностей фарм. предприятия;

-соединения ожидания от работы с реальностями повседневной практики.

Практика работы с персоналом показывает, что в фармацевтической компании для решения задач успешной профессиональной адаптации весьма желательными является создание программ профессиональной адоптации. Основное предназначение таких программ – определить этапы, содержание и профессиональную ответственность за процессы профессиональной адоптации на рабочем месте назначаемых на должность фармацевтов. Для успешной реализации процесса профессиональной адаптации фармацевтов вполне целесообразно разрабатывать общую программу профессиональной ориентации фармацевта компании и специализированную программу профессионального обучения и адаптации.

Общая программа профессиональной ориентации имеет целью познакомить фармацевта с наиболее общими элементами корпоративной (организационной) культуры фарм.коллектива. Содержательно она обычно включает знакомство и получение общего представления об истории, миссии, основных стратегий и политики компании.

Специализированная программа профессионального обучения и адаптации предназначена для решения следующих задач:

- ознакомление фармацевта с системой основных целей, задач, функций подразделения (отдела);

- уяснения основных служебных обязанностей и ответственности за их выполнение;

- изучение основ системы документооборота рабочего места и отдела;

- освоение технологических процедур, правил, предписаний в работе отдела и фармацевтического предприятия для успешной профессиональной адоптации и достижения высокого уровня производительности труда в короткие сроки.

Известно, что основополагающим документом описывающий основные цели, задачи, функции должности фармацевта, является должностная инструкция. Должностная инструкция содержит перечень процедур и технологических инструкций. В ней описывается порядок и шаги, которые должен исполнять фармацевт для достижения целей и выполнения конкретных функций должности. Перечень таких процедур и технологических инструкций определяется для каждой должности непосредственным руководителем при описании должности и разработки должностных инструкций.

Таким образом, процесс профессиональной адоптации рассматривается как элемент процесса найма фармацевта в фармацевтической компании. Успешность профессиональной адаптации зависит от ряда условий, к которым относятся отработанность организационного механизма управления процессом адоптации, наличием системы обучения в фармацевтической организации, объективных оценки профессиональных качеств и исполнения функций должности, персональной ответственностью руководителей фарм. компаний и подразделений и не в последнюю очередь- профессиональной компетенцией менеджера по персоналу компании.

Одной из форм проявления культуры фармацевтической организации является имидж, т.е. репутация, доброе имя, психологическая модель, образ, складывающаяся у пациентов, партнеров, общественности. Понятие имиджа предложено американским экономистом К. Болдингом в 1961 году.

В настоящее время существует 3 версии практического назначения имиджа:

1) американская: имидж – это средство достижения целей;

2) европейская: имидж-это способ привлечения внимания;

3) русская: имидж – это условие самовыражения.

Имидж является сегодня одной из важнейших характеристик фарм.организации. Имидж нельзя купить, его нужно создавать. Формируемый с первых дней существование фарм. фирмы под воздействием результатов деятельности, успехов или неуспехов фарм.организации в значительной степени определяет репутацию на перспективу, символизирует стандарты, которым в фарм. организации все должно соответствовать. Создать имидж – значит внушить определенное доверии, добиться того, чтобы фарм.организацию и ее продукт отличали от других, правильно воспринимали, снять предубежденность окружающих (если она есть).

Существует классификация имиджа:

- персональный имидж определяется внешними показателями: антропометрическими (телосложение) и физиогномическими (архитектоника лица) данными, цветом волос и прически, стилем одежды и обуви, аксессуарами, манерой общения;

- корпоративный имидж имеет составляющие: внешний и внутренний дизайн помещения (аптеки или фирмы), оргономика рабочих мест, морально-психологический климат организации, авторитет фармацевтов, спрос ее товаров и услуг;

- державный имидж – важный фактор международного общения, поскольку представляет собой обобщенную характеристику образа конкретного государства. В его структуре повышенное значение придается экономическому статусу, военной мощи, культурному уровню, развитости демократических институтов, национальной самобытности.

У имиджа должно быть как минимум 2-3 элемента (надежность, порядочность, социальная ответственность, запоминающаяся реклама, респектабельность места расположения и др.)

Имидж бывает внешним и внутренним. Внешний отражает восприятие организации окружением. На него влияют:

-качество продукта;

-политика в области цен;

-обслуживание пациентов (клиентов);

-реклама;

-стимулирование продаж;

-социальная ответственность;

-стиль деловых и личных отношений с коллегами, врачами, пациентами;

-официальная атрибутика- название, эмблема, товарный знак, корпоративный брэнд (клеймо);

- оформление офисов, производственных помещений;

- место их расположения, планировка;

-внешний вид и поведение фармацевтов.

Перечисленные факторы преломляются через личный опыт и общественное мнение, в результате чего у людей и формируется окончательное представление о фарм.организации, т.е. ее имидже.

Внутренний имидж не осязаем. Это ощущения, впечатления, которые остаются у пациентов (клиентов) фарм.организаций от общения с ее персоналом, администрацией, а также из наблюдений за их действиями, взаимоотношениями, общей атмосферой. Если такие впечатления сказываются негативными, пациенты порывают с фарм.организацией отношения, что становится известным окружающим. Это ухудшает и внешний имидж.

Внутренний имидж обеспечивает разумная кадровая политика, воспитание фармацевтов, программы их поощрения.

Имидж динамичен, и любой аспект деятельности фарм.фирмы влияет на него. Поэтому к нему нужно относиться бережно и внимательно и никогда не жертвовать им ради текущей выгоды, не строить имидж на лжи и обмане.

Имиджу вредит: отсутствие у сотрудников фарм.фирмы четко определенных принципов и преданности им, неряшливость, негативные отзывы в СМИ, неудачная реклама, безразличное или пренебрежительное отношение к пациентам аптеки.

Чтобы правильно выстроить имидж фарм.организации нужно знать законы формирования имиджа и его впечатляющего воздействия. Данные закономерности можно представить в виде 3-х групп:

- законы восприятия: по словам Л.С.Выгодского, два закона восприятия следует активно использовать - закон сенсорного поля и закон организации системы внимания;

- законы живого притяжения: формирование симпатий, утверждение доверия и влияние авторитета;

-законы коммуникативного воздействия: заражение общением, воздействие внушением и аргументированность убеждения.

Представленные выше законы формирования имиджа- это законы коммуникативного взаимодействия. Зная их, возможно выстроить наиболее надежные отношения между коммуникатором и коммуникантом, что особенно важно при разработке имиджа.

Коммуникативная толерантность – характеристика отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний и поступков партнеров по взаимодействию.

Существует понятие уровня коммуникативной толерантности личности – способности принимать людей, позволять им быть такими, какие они есть, со своими слабостями и недостатками, принимать неудобства, доставленные ими.

Толерантность считается одним из важнейших параметров социальной компетентности личности, ее адаптивности и зрелости.

Существуют подструктуры личности, обуславливающие коммуникативную толерантность:

- интеллектуальная – передает парадигму (образ, тип, стиль) мыслительной деятельности конкретного человека, т.е. принципы его понимания действительности, привычные для него стереотипы осмысления проблем, идей, принятия решений;

- ценностно-ориентационная вбирает в себя основные мировоззренческие идеалы конкретного человека, его жизненные ближайшие и отдаленные цели, интересы, оценки происходящего;

- этическая – выражает нравственные нормы, которых придерживается человек;

- эстетическая – охватывает область предпочтений, вкусов и чувств, особенности восприятия человеком красивого и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического;

- эмоциональная – передает преобладающий эмоциональный спектр, в котором чаще всего находиться данный человек,

- сенсорная (чувствительная) – вбирает особенности чувственного восприятия мира на уровне зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, кожного и двигательного ощущений;

-энергодинамическая – отражает энергетические особенности человека;

- алгоритмическая – однообразие воспроизводимости;

- характерологическая;

- функциональная.

В связи с этими профессионально значимым качеством фармацевта является коммуникативная толерантность (как один из аспектов коммуникативной компетентности) – терпимость, снисходительность и др. Коммуникативная толерантность показывает, в какой степени фармацевт переносит субъективные нежелательные, неприемлемые для него индивидуальные особенности пациентов, отрицательные качества, осуждаемые поступки, привычки, чуждые стили поведения и стереотипы мышления. Пациент может вызывать разные чувства, нравиться или не нравиться, может быть приятен и неприятен фармацевту, но в любом случае психологическая подготовка последнего должна помочь справиться с ситуацией, предотвратить конфликт или возникновение неформальных отношений, когда вместо ролевой структуры «фармацевт-пациент» возникают отношения панибратства, психологической зависимости. Коммуникативная толерантность в профессиональной деятельности фармацевта означает умение не только психологически правильно строить отношения с пациентами, коллегами, врачами, но и способность в процессе этих отношений оставаться в рамках профессиональной роли.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...