Рафаэль и Тагильская мадонна
На выставке в Лорето были представлены и " Мадонны" Перуджино и Караваджо. Судьба картины Рафаэля необычна и удивительна. Отследить её историю довольно трудно из-за того, что картина несколько раз меняла название и местонахождение. Эта " Мадонна" лидируют по количеству копий, сейчас их насчитывается около 120, а написана она была Рафаэлем в 1509-1510 годах для римской церкви Санта-Мария-дель-Пополо. Спустя почти сто лет " Мадонна дель Пополо" и парный к ней " Портрет папы Юлия II" были подарены кардиналу Сфондрати. Тот позже продал обе картины другому итальянскому кардиналу и меценату - Шипионе Боргезе. В XVIII веке следы обоих произведений теряются. Считается, что долгое время " Мадонна с вуалью" висела в святилище Богородицы в Лорето. По другой версии, там находилась лишь одна из копий, но картина всё же получила название " Мадонна Лорето".
Предположительно, в XIX веке " Мадонну" купил английский продавец Александр Дей. Затем, вследствие нескольких сделок, она попала во Францию и досталась Генриху Орлеанскому, пятому сыну последнего короля Франции Луи-Филиппа. От своего крестного отца, последнего принца Конде, Генрих унаследовал обширные земли и богатое имущество. В 1884 году он подарил государству замок Шантийи, где сейчас находится музей Конде, с собранной им художественной коллекцией. В этой коллекции картину несколько раз дописывали поверх оригинального изображения, и сначала её авторство приписывалось Пенни, и только в 1979 году её идентифицировали как работу Рафаэля. Но вот что интересно - одна из копий этой картины находится в России, причём некоторое время она считалась подлинником Рафаэля и висела в Пушкинском музее. Картина по композиции очень похожа на " Мадонну с вуалью" и отличается отсутствием нимбов над Марией и Иосифом, а также изысканным цветовым решением. В 1924 году в одном из старинных господских домов промышленников Демидовых в Нижнем Тагиле была обнаружена потемневшая доска со следами старой живописи. Находка была передана в краеведческий музей. Сотрудники музея, промыв картину, сумели прочитать надпись, выполненную золотом по вороту платья Мадонны, которая гласила: " Рафаэль Урбинас, писавший в 1509 году". Подпись, конечно, не всегда является гарантией оригинальности произведения...
Понимая важность находки, они сообщили о ней в Москву. Через год в Тагил приехал Игорь Эммануилович Грабарь. Осмотрев картину, он заключил, что работа нуждается прежде всего в реставрации, а затем в тщательном изучении. Три года понадобилось Грабарю и его коллегам-реставраторам, чтобы вернуть картину к жизни. После реставрации " Тагильская Мадонна" экспонировалась в Пушкинском музее. Только в конце 1970-х музейные сотрудники отказались от атрибуции полотна Рафаэлю и вернули его в Нижнетагильский музей изобразительных искусств. По мнению Виктории Марковой, доктора искусствоведения, специалиста по эпохе Возрождения ГМИИ им. А. С. Пушкина, " Тагильская мадонна" - копия XVI века. По художественным достоинствам она проигрывает картине из Конде, но всё же... Однозначного ответа на вопрос, как картина попала в Нижний Тагил, до сих пор нет. Но икусствоведы нижнетагильского музея утверждают, что ее судьба связана с семьей Демидовых, владельцев многих уральских заводов, в том числе и нижнетагильских. Любой из Демидовых мог приобрести картину до 1860 года.
https: //galik-123. livejournal. com/630091. html
Гипотеза 2 14 августа «ОГ» опубликовала заметку о выставке европейского искусства в Нижнетагильском музее изобразительных искусств. Мы упомянули картину «Святое семейство», которая хранится в фонде и позиционируется как работа великого Рафаэля. На следующий день от сотрудников музея пришло электронное письмо: «Почему в качестве иллюстрации к материалу вы поставили изображение не „Тагильской мадонны“, а картину из музея Конде „Мадонна с вуалью“? Это вообще-то нонсенс! У нас просто наваждение какое-то, их постоянно везде путают». Ошибку в материале на сайте мы исправили и попытались разобраться: что это за картины, почему их так легко спутать и какую же из них всё-таки написал Рафаэль.
Тагильская (слева) и французская версии картины различаются отсутствием/наличием нимбов над головами персонажей, положением пальцев на правой руке мадонны, фоном за спиной Иосифа... За и против «Тагильская мадонна» — картина Рафаэля? ДА: 1. Высокий уровень письма, авторские правки, которые обнаружили при реставрации. 2. Герб герцогов Орлеанских, который подтверждает, что картина точно была во Франции. 3. Подпись на вороте мадонны «RAPHAEL. URBINAS. PINGEBAT. MDIX». 4. Сходство с эскизами Рафаэля к работе. НЕТ: 1. Не очень ясная история картины в России. 2. Неточность ракурсов (возможно, вследствие неудачных реставраций). 3. Нечёткость драпировки в левой руке «Мадонны». Считается, что в этот период творчества Рафаэль прописывал ткани достаточно подробно, делал их объёмными. Загадка «Мадонны» ... В 1924 году на чердаке господского дома в Нижнем Тагиле завхоз металлургического треста Иван Колеватов нашёл почерневшую пальмовую доску, на которой виднелись следы старой живописи. Колеватов отнёс её в краеведческий музей. Доску очистили от копоти и с удивлением обнаружили на ней изображение мадонны с младенцем и надпись по кромке платья — «RAPHAEL. URBINAS. PINGEBAT. MDIX» («Рафаэль Урбинский написал в 1509 году»).
По верхней кромке платья «Тагильской мадонны» идёт надпись «Raphael. Urbinas. Pingebat. MDIX» — «Рафаэль Урбинский (художник родился в Урбино — „ОГ“) написал в 1509» Оценив важность находки, директор музея Александр Словцов сразу же написал письмо в Главнауку (Главное управление научными, научно-художественными и музейными учреждениями РСФСР в 1921-1930 годах). Вскоре выяснилось, что найденная доска — лишь часть картины. На ней отсутствовало изображение старца Иосифа. Благодаря стараниям неутомимого Колеватова спустя несколько месяцев в одном из сараев города нашлась вторая часть. Картину кое-как соединили и выставили в музее. Через год последовал ответ из Главнауки: в Нижний Тагил приедет знаменитый художник, искусствовед и реставратор Игорь Грабарь. «Когда в холодную дождливую ночь я ехал с тагильского вокзала в город, проклиная это вынужденное и явно нелепое путешествие, — писал он впоследствии, — у меня не было никаких иллюзий насчёт предстоявшего мне на утро посещения местного музея, где находился новоявленный «Рафаэль»...
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|