Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из области общей педагогики. Предуведомление. Планирование занятия. О контроле на занятиях




ИЗ ОБЛАСТИ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

Предуведомление

 

Итак, театральная педагогика создана в помощь талантливому ребёнку, студенту, человеку. Помощь педагога реализуется в том, какое задание мы придумали для него. От выполнения какого задания, к какому заданию он будет у нас двигаться. Насколько он будет двигаться сам, насколько из-под палки, в каких границах, насколько мы будем предоставлять ему инициативу? Эти все вопросы, адаптированы к дополнительному образованию школьников, что описано в книгах: А. П. Ершова, В. М Букатов. «Актерская грамота – подросткам», П. М Ершов, А. П. Ершова, В. М. Букатов. «Общение на уроке, или режиссура поведения учителя», А. П. Ершова «Уроки театра на уроках в школе».

Я собираюсь говорить сейчас об общей педагогике в профессиональном образовании. Перед вами уже отобранные талантливые люди, которые поступили в театральный ВУЗ, училище, либо они платят деньги за своё театральное образование (высшее), то есть это взрослые люди 17-18 лет, которые, может, и заблуждаются в своих потребностях, но, в общем, они готовы лишиться благ, удобств, покоя и готовы заниматься театрально-исполнительским искусством. Если это так, то уроки с ними представляют «непаханую» область с точки зрения педагогики.

Планирование занятия

 

На уроке по мастерству актёра важно, чтобы каждый ученик, студент мог блеснуть и столкнуться с непреодолимым препятствием. Это относится к задачам планирования урока. Я понимаю, насколько это непривычно – требовать планы занятий от Мастера, который играет ведущие роли в спектаклях своего театра. Но таковы законы педагогики: если плана занятий нет, то происходит целенаправленный педагогический разврат, потому что ученик теряет ощущение перспективы, перестаёт понимать себя и других. Он превращается в винтик, который должен обожать своего педагога, слушаться его, беспрекословно верить ему. Такому ученику сложно стать хозяином своей судьбы и таким образом увеличивается число несчастных талантливых артистов, которым и так с их талантом чрезвычайно тяжело. Педагогика помогает укрепить психофизическую мускулатуру талантливого человека.

План необходимо составлять до тех пор, пока осваивается техника актерского искусства. Даже на последних этапах, когда во время занятия происходит работа над таким-то эпизодом, над такой-то сценой, тоже нужно составлять план. Если вы берёте эпизод для освоения техники, тем более нужен план. Например, сначала делаем этюд без слов, потом – со словами. Сначала мизансцена – бегаем по всей сцене, потом – передвигаемся только вокруг стола. Макромизансцены, микромизансцены, с одним партнёром, потом с другим – тот же отрывок. Если идёт показ самостоятельных эскизов, этюдов студента, а педагог эти эскизы поправляет, то в план нужно вписать те вопросы актёрской грамотности, которые осваиваются в данный момент. И у учеников, которые сидят и смотрят, как идёт работа, должны быть конкретные задания. Например, одни следят за выходом из паузы, другие контролируют напряженность (наступление). Все должны за чем-то конкретно следить.

Чем конкретней подготовка преподавателя к занятию, тем продуктивнее будет процесс формирования будущего талантливого артиста.

О контроле на занятиях

 

Второе обязательное требование к педагогическому процессу, к уроку актёрского мастерства – критерии оценки, критерии выполнения тех заданий, которые дает педагог. Необходимо всегда их продумывать, и хорошо, если оценку выполнения задания осуществляет не только педагог, но и учащиеся, те, кто присутствует на занятии. Они должны быть хозяевами понимания, что хорошо, а что плохо, чтобы они постепенно двигались в этом направлении, чтобы развивался их вкус не только в качестве подражания педагогу, когда педагог говорит – это хорошо, а это плохо. Чтобы студенты знали критерии показателя правильного и неправильного выполнения заданий без подсказки педагога.

В педагогическом процессе обучения актёрскому мастерству важно выполнение контрольных работ: зачеты и показы один раз в месяц-полтора. В связи с этим на занятиях по мастерству актера необходимо постоянно организовывать контроль учащимися друг друга. Причем, хорошо, если эти показы оцениваются не «неизвестно почему и что получилось», а у этого то-то получается, а у этого то-то не получается и почему. Нужно, чтобы зачёт был проверкой умений. Этот накопил столько-то, а этот – столько-то. Речь идёт не о таланте, не о способностях, не о том, как кто умеет быть выразительным, заразительным, убедительным – это после принятия в ВУЗ само собой разумеется: ты достаточно талантлив, чтобы учиться актёрскому искусству. Но если сейчас, сегодня у тебя что-то не получилось, ты сыграл плохо – значит, нарушил или не знаешь какое-то правило: речь о том, что в процессе обучения педагогдолжен обращать внимание на накопившиеся навыки и умения, а не на эксплуатацию таланта. Поэтому Петр Михайлович Ершов всегда говорил, что искусству научить нельзя, потому что искусство совершенно неповторимо создаётся каждым в каждый момент и даже копирование шедевра, созданного человеком, будет всегда копией, а не самим шедевром. А научить можно технике, то есть накоплению умений и навыков.

Контрольные работы, зачёты, экзамены очень важно оформлять не только как мобилизацию всех талантов и способностей ребёнка, ученика, студента, но и как возможность работать, применяя свои умения. Обыкновенно в театральном вузе контроль твердо присутствует на первом семестре, когда сдают упражнения на память физических действий (ПФД). А в последующем процессе обучения проверка умений и навыков присутствует в меньшей степени.

Если вы сталкиваетесь, предположим, с низким уровнем вкуса в исполнительском творчестве своего ученика, можно его просто обругать и опозорить при всех, а лучше сделать беду одного из ваших учеников поводом для развития общей исполнительской культуры на всём курсе. И работать со всеми достоинствами и со всеми недостатками, которые обнаруживаются в процессе обучения. И не делать из студента пешку, употреблённую благодаря его росту, голосу, внешности, эмоциональности в данный момент в данном месте.

Если вооружиться техникой действий П. М. Ершова, то контроль продолжается до самого дипломного спектакля. И поэтому зачетные или другие работы могут быть оформлены следующим образом. На листе бумаги изложены параметры, элементы и те практические задания, которые либо выполнены студентом, либо нет. Причем эти задания могут быть и широко сформулированы, и узко. Такие листки контрольных работ очень оздоравливают атмосферу занятий, дают пищу для размышлений студента, для мобилизации его усилий в промежутках между занятиями, помогают представлению студента о том, как он движется в обучении, приобретает ли он профессию. Это серьёзное оздоровление всего педагогического процесса.

После каждого курса может оставаться толстая папка выполненных контрольных работ, где на листочках написано ФИО, задание, которое получил человек и какая-то отметка по поводу этого задания. То есть в процессе обучения студент имеет по мастерству актёра ведомость успехов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...