Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игра как таковая. Игры-упражнения




Игра как таковая

 

Но самым первым, самым исходным моментом, который следует рассмотреть на занятиях, является склонность студентов к азарту, увлеченности, их способность целиком погружаться, доверяться мгновению, моменту, включаться в игровую цель. Поэтому на первом этапе очень важно давать на занятиях игры как таковые. В этом процессе существенно и то, как педагог даёт задание и как студенты реагируют на него.

Игра как таковая очень связана с вспомогательной потребностью человека в вооружённости. Потребность в вооруженности должна функционировать на всех занятиях: если человеку хочется вооружать себя – повышать свою компетентность в какой-то работе, значит, это его сфера деятельности, значит, ему интересны задачи, которые решаются в этой сфере деятельности. И тогда можно формировать его счастливую жизнь, помогая накапливать профессиональную компетентность, что возможно практически в любых условиях.

Итак, игра как тренировка потребности в вооруженности, как проявление азарта, увлеченности, самозабвенности, темперамента, доверия и, конечно, лёгкой веселой атмосферы является первой проблемой в работе. Те игры, которые мы предлагаем делать, коллективные, в них участвуют абсолютно все, а для решения профессиональных актёрских задач можно разбить группу пополам: сначала одна половина играет, потом – другая. Эти игры можно организовать в любом коллективе, при любых условиях, какая бы большая или маленькая группа или комната ни были. Каждый педагог может придумать свою игру. Я люблю брать игру «Тумба, тумба, где ключи? », потому что в этой игре несколько объектов внимания и человек разрывается в желании сделать то или другое.

Игры, в которых есть раздвоенное внимание, азарт, желание попасть куда-то, очень полезно проводить на первом этапе работы. Кроме того, студенты могут сами приносить игры.

Склонность «убегать» или «догонять», например, в игре «Воробьи-вороны» является важным проявлением ученика, на эту склонность педагог должен обратить внимание и вообще  – накапливать сведения об ученике, но не для того, чтобы говорить ему что-то или ругать его за что-то, а чтобы иметь представление о его склонностях. И затем обрабатывать эти склонности, шлифовать, настраивать человека на наиболее правильную жизненную позицию по отношению к творческим заданиям, к тем проблемам, которые человек будет решать в своей профессии.

Как только возникает ошибка, внимание к процессу выполнения задания повышается у всех. Или не у всех? Для педагога важно смотреть, как студент включается в выполнение задания, может ли он собрать своё внимание, ведь внимание – это показатель интереса, а если есть интерес, то и внимание будет, нет интереса – и внимания не будет.

«У тебя нет интереса! Ты невнимателен! Где ваше воспитание?! » Странно с педагогической точки зрения так обращаться к человеку по поводу его недостатков. Как любил шутить Петр Михайлович: Приходит врач и говорит: «У вас красное горло». Ну и что? Лечить-то как? При профессиональной подготовке проблему отсутствия интереса и нежелания работать лечить совсем не надо. Можно докапываться до таланта, можно тренировать скромные способности, можно их шлифовать, и, как говорил К. С. Станиславский, система поможет просто одарённому работать как талантливому человеку, а отсутствие интереса к профессии, к заданию, к выполнению задания ни шлифовать, ни улучшать я не считаю нужным. Нет интереса и – свободен, незачем выбирать эту страшную профессию. Особенно важно это учитывать, когда работаешь с теми, кто ещё растёт.

Игры-упражнения

«Тумба, тумба, где ключи? ». Все сидят на стульях или описывают вокруг себя мелом круг. Все, кроме ведущего, имеют такие круги или стулья. Ведущий подходит к любому и спрашивает: «Тумба, тумба, где ключи? », а ему отвечают: «Пойди, у такого-то (называют имя того, кто подальше от тебя стоит) поищи! »

Пока ведущий идёт к тому человеку, куда его послали, все остальные меняются местами. Ведущий старается занять свободное место. Если я вижу студента, который предпочитает сидеть неподвижно, то понимаю, что у него мало отваги, азарта. Необходимо посмотреть на него в другом упражнении, где у него откроются эти качества. А если он везде такой трусливый и боится шевелиться, то вряд ли ему будет легко осваивать актерское мастерство.

«Воробьи – вороны». Группа делится на две группы, которые выстраиваются друг против друга на расстоянии двух шагов и убегают до стенки (например). Осалил стенку – ты свободен. Кого называют – тот догоняет, а другие убегают. Ведущий говорит: «Во-ро-бьи», и воробьи догоняют ворон. И наоборот. Можно усложнять командой: «Стоп-замри». Каждый участник игры находится в готовности одновременно к двум процессам: и убегать, и догонять. В этом упражнении тоже интересно смотреть, к чему же склонен человек. Ведь можно ошибиться в готовности. Ты приготовился догонять, а пришлось убегать.

«Третий лишний». Все становятся в круг по два человека в затылок (столбиком стоят), два человека бегают, догоняя друг друга. Убегающий в любой момент может стать первым в центр круга в любую двойку, тогда крайний становится третьим лишним и начинает убегать он. Если его поймают и осалят, тогда он начинает ловить и т. д. Игра очень азартная, быстрая. Интересно смотреть, как реагирует студент на ситуацию, складывающуюся в игре, участвует ли он, болеет ли он, готов ли он включаться. Обыкновенно особенности эмоциональной возбудимости, отваги, дурашливости очень хорошо проверяются в таких играх. Всякие игры, которые связаны с азартом, помогают человеку раскрепоститься.

«Ай да я, не ошибусь». По кругу произносятся цифры, только нельзя произносить три или число, которое делится на три, вместо этого нужно встать развести в стороны руки и сказать «Ай да я», ошибившийся вылетает. Считать нужно очень быстро, тогда получается азартно.

«Огонь, вода, земля, воздух». Ведущий жестом обращается к одному из играющих: если он говорит: «Земля», то игрок называет животное, если: «Вода» – рыбу, если: «Воздух», то птицу, а если: «Огонь», то играющий должен повернуться вокруг себя и сесть. И успевать сделать всё это надо, пока ведущий не досчитает до десяти. Если хочешь нагнетать азарт, считать нужно быстро: «Вода, раз, два…десять! » нельзя повторяться в названиях животных, птиц, рыб. Если не успел сказать или повторился, то вылетаешь. От азарта и активности ведущего тут много зависит. Тут видно, как человек умеет собираться, как он под приказом жеста, под влиянием этого жеста отвечает ведущему за одну секунду. В этой игре проверяется очень хорошее качество – интеллект, ведь артисту нельзя быть лапшой, раззявой, а нужно быть интеллектуально сильным человеком.

Во время этой игры может возникнуть такая команда: «Стоп. Давайте поставим момент назад». Просто скопируем сами себя, как было. Если проводить такие копирования на занятиях, то лучше делать две команды: одна команда – зрители, другая – играющие, зрители сначала смотрят, как исполнители играют по правде, а потом, как они себя копируют.

В азартной игре есть горячее поведение – очень богатая возможность для созерцания особости этого поведения, когда есть азарт, когда очень простая цель приводит в возбуждение весь организм.

Успех в упражнении или то, сколько раз ты вылетал в том или другом упражнении, может говорить о разном. Педагог должен присматривать за комплексом и за сочетанием умений и неумений, которые студент демонстрирует во время игр и упражнений.

«Японская машинка». Система движений, которую делают все вместе одновременно и к которой прибавляется речь. Координация движений и речи. Умение махать рукой и говорить слово.

Бывают в группе такие люди, у которых «японская машинка» не получается, у них всегда трудности и с танцем, и с движением, и с пением, потому что контролирование движения и голоса – это серьёзное умение. «Японская машинка» для малоспособных гибельна сразу. Хотя бывают актёрски неспособные люди, но с хорошей координацией, типа спортсменов – холодные головастики, у которых это упражнение легко получается.

В упражнении «японская машинка» может быть несколько уровней интеллектуальной нагрузки.

Щелчок правой рукой, щелчок левой рукой, хлопок перед грудью, хлопок по коленям. На щелчки прибавляется речь. Например, можно рассчитаться по порядку номеров. Так рассчитывается весь круг и каждый получает свою цифру. Ведущий (на следующем круге) говорит: «Ноль – восемь», а тот, у кого номер «восемь», подхватывает и передает речь другому: «Восемь-четыре» и т. д. В то время как речь летает по кругу, все остальные одновременно и синхронно выполняют несложный ряд движений, а каждый говорящий может либо убыстрять, либо замедлять свои движения – остальные это ловят и выполняют движения одновременно с ведущим. Так одновременность движений, слушание, внимание переключается с одного на другое.

Другой вариант: вместо цифр говорят свои имена, имена и отчества, ФИО. Для актёра это полезно быстро проговорить длинную фразу – артикуляция должна быть очень чёткая. В этом упражнении тренируется быстрота движения и речи: Александра Петровна Ершова передаёт Игорю Сергеевичу Иванову, а тот – Вячеславу Михайловичу Букатову.

На следующем этапе упражнения все называют себя новым именем. Например, цветами и запоминают, кто какой цветок. Или вещами, или продуктами. Следующий этап – литературными  или живописными произведениями, именами художников или писателей, или действующих лиц; Чацкий, Протасов, Вершинин, Мария Сергеевна, Кулыгин (кто какую пьесу знает). Если педагог актерского мастерства в курсе того, что студенты проходят в это время по истории театра, то «японскую машинку» можно присоединить к этому материалу. Таким образом, это упражнение собирает внимание всех присутствующих на одном предмете, на внимании друг к другу и на одновременности.

Первый этап работы у нас продолжается 2-3 месяца, не больше, а при благоприятных условиях, когда команда складывается хорошо и правильно, месяца вполне достаточно.

«Круг». На самых первых уроках по актерскому мастерству очень полезными являются упражнения, которые связаны с социальным и деловым общением студентов друг с другом, которое позволяет им вместе сделать какую-то законченную работу. Поэтому следующим пунктом для первого этапа занятий впредь является построение круга по какому-то принципу, а потом деление всех присутствующих на малые группы.

Построение круга – это варианты знакомства и включения себя в работу сдругими, это переключение внимания с себя на других в коллективной работе. Это выполнение общего дела, в котором ты находишься на определённом месте. Место в общем круге поначалу примитивное: по алфавиту имен. У тебя есть твоё имя, и поэтому ты находишься перед кем-то и после кого-то в круге. Пока ученики друг друга хорошо не знают, можно строить круг по алфавиту первых букв имён, по алфавиту отчеств, по алфавиту фамилий. Выполнение этого упражнения обыкновенно начинается с крика: «У меня буква «А», – кричит человек, подняв руку, думая, что к нему сейчас все присоединятся, но человек, у которого первая буква в имени «Б», делает то же самое, он тоже кричит, подняв руку: «У меня буква «Б». И так они могут кричать долго, не понимая, что главное не кричать, кто ты, а найти себе место среди других. В конце концов, через месяц или раньше построение круга резко усовершенствуется и уже не выглядит таким страшным криком: все быстро, правильно распределяются.

Итак, коллектив построен, круг создан, мы друг про друга что-то узнали, можем запомнить, повторить, выяснить. Так вырабатывается умение найти себе место среди других и включиться в работу. Круг делается или долго, или быстро, либо шумно, либо тихо. Разнообразие идей, по которым круг строится, бесконечно: номер квартиры, вторая буква фамилии, день рождения, месяц рождения, имя бабушки, имя любимого литературного персонажа. Это и есть общение: кто ты, где ты – всё формы общения, которые приводят к сделанному кругу. Другая разновидность упражнения «круг» – задание, которое называется «фраза, разрезанная на слова» (смотри дальше).

После построения в круг, например, по именам, все произносят по кругу своё имя, и, кроме того, студент знает, кто у него справа или слева, так как он с соседями по кругу выяснял последовательность. Но, может быть, кто-то запомнил чьё-нибудь еще имя из круга, и, если есть студенты, это запомнившие, педагог предлагает им: пойдите к тем, кого вы запомнили, и скажите им, например: «Тебя зовут Андрей» и т. д., а те, к кому подошли, выходят в центр круга и идут искать человека, имя которого они запомнили. Минуты полторы можно дать на такое общение, за это время все, присутствующие на занятии, многократно перейдут на разные места и вспомнят много. Можно даже подойти к любому человеку и сказать: «Я не помню, что ты сказал, скажи ещё».

Работу с кругом мы называем знакомство, потому что во время его построения студенты рассказывают осебе, находя своё место, и что-то запоминают, это запоминание и является употреблением в дело, ученики узнают что-то друг о друге, например, любимую кличку животного, любимого артиста.

К таким организующим упражнениям относится и упражнение, которое называется «эстафета».

«Эстафета». Студенты что-то сообщают: по часовой стрелке, начиная с любого человека и, например, через два говорит третий (и снова через два – третий). Можно задать говорить своё имя, спросить, где отдыхал летом, какую последнюю книжку читал, назвать любимого певца. Так проходит знакомство педагога с базой данных, опытом, предпочтениями, вкусами студентов, и они знакомятся таким же образом друг с другом. Педагог знакомится, чтобы вносить, по возможности, коррективы, а студенты знакомятся, чтобы выбрать себе единомышленников.

«Эстафета» – это действия (встать по очереди) или высказывание в определённом порядке. Вот-вот наступит момент, когда можно будет высказаться о чём-то, например, о том, какие исполнители тебе особенно понравились на зачёте. Ты говоришь тогда, когда наступает твоё время. Если твоё время не наступило, ты не говоришь. Для студентов, склонных не то чтобы к лидерству, а к захвату общего внимания, к самовыпендриванию, очень тяжело пережить, что до него очередь так и не дошла. Но это не потому, что я педагог тебя не спрашиваю, а потому, что так сложились обстоятельства. «Эстафета» хорошо работает во всяких застольях: можно поднять активность человека, который при других условиях так бы никогда и не набрался смелости сказать что-то в общем кругу, а по эстафете молчать нельзя: ведь до тебя дошла очередь. Если ты совсем не хочешь говорить, можешь передать слово другому (но педагогу лучше молчать об этом). Так в группе формируется равномерность и равенство.

Малые группы. «Эстафета» и «круг» нужны еще и для того, чтобы разнообразно делить курс на малые группы. А деление на малые группы организует сотрудничество, которое формируется постепенно, понемногу и на самых простых упражнениях. Если образован круг, то можно провести любой расчет по кругу по 6, по 7 человек, где все первые – это одна команда, все вторые – другая и т. д. Так получится несколько команд.

Делить коллектив на группы нужно в зависимости от того, сколько исполнителей должно быть в той работе, которую вы им предложите. Выполнили какие-то задания в сложившихся группах и построили новый круг по-новому, рассчитались опять, создали новые группы. Возможно, конечно, что студент попадет в ту же команду с теми же людьми, но, может, и не попадёт.

При выполнении заданий группами возникает ситуация, когда одна группа показывает другой, то есть кто-то зритель, а кто-то исполнитель. И это очень важный момент для всего творческого этапа обучения, потому что мастерство и понимание особенностей работы накапливается только тогда, когда студенты сами оценивают и обсуждают работу друг друга.

«Молекула». Еще одно упражнение, взятое мной из американских социально-психологических тренингов. Называется «молекула». Участники в хаотическом порядке, на равном расстоянии друг от друга занимают комнату. Ведущий два раза хлопает в ладоши: два человека должны зацепиться руками, то есть все стоят по два человека. Следующая команда может быть три или четыре хлопка, только нельзя снова сцепляться с тем же человеком. Можно опять два раза хлопать в ладоши: все бегут искать себе нового партнёра. Сколько бы раз ведущий не хлопнул, это сигнал для поиска нового партнёра.

Упражнение всегда вызывает большой азарт, беготню, потому что сцепятся, не глядя, три человека и вдруг видят, что они схватывались уже, тогда они безжалостно бросают друг друга и бегут в разные стороны. Или стояла группа четыре человека, а вы хлопнули три раза, и если не сказать, что нужно искать нового партнёра, то безжалостность проявится сразу – кого-то тут же выкинут. Но если вы поставите условие, что нельзя сцепляться два раза с одним партнёром, тогда этой безжалостности не будет. Все сами распустят руки, так как им нужно новых партнёров искать. Кроме того, это азартное упражнение может стать способом для того, чтобы составить команды.

Выполнить дело. Команды созданы, узнали имена друг у друга. Можно давать задания, за которыми кто-то смотрит, кто-то выполняет (или дополняет), кто-то повторяет. И командам предлагается придумать и выполнить какое-то дело. Обычно студенты придумывают уборку, а если придумать, что место действия – не комната, а завод или самолёт, автобус, музей или на полу следы таинственных зверей, если придумать, что комната – это лес и мы ищем потерянный ремешок от часов. Дел может быть очень много, и выполняться они могут по-разному, и по поведению людей можно определить, что и где они делают.

Для облегчения ситуации разнообразия я обыкновенно раздаю бумажки с названием места действия, поэтому группа получает место действия и соответственно придумывает там своё дело. Через несколько занятий место действия можно не выдавать, а студенты всё равно будут разнообразнее придумывать дела в простой комнате, в которой проходят занятия. Начнут не только убираться, но и инвентаризацию проводить и находить место, чтоб картину повесить. У студента развивается воображение, он начинает быстрее соображать, что можно «делать», что интересно «делать» и как связать имеющиеся предметы с его интересами, а в развитии воображения и есть цель выполнения упражнений «выполнять дело».

Выполнение дела, собранность на деле – это исходная позиция театрального творчества. Тут педагогу надо только подкинуть идею и студенты начинают заниматься делом более или менее «по-правде», иногда убедительно, иногда с наигрышем. Вот и повод очищать их представления об обязанностях человека, находящегося на площадке, на которого все смотрят, как он работает.

Все понимают, что заниматься делом на площадке – это конкуренция интересов: я волнуюсь, что на меня смотрят, и не могу собраться, чтобы заниматься делом, но мне нужно сделать это дело.

Если студенты придумывают дело: бурный диалог – выяснить или обсудить что-то, я всегда горячо их поддерживаю. Тем более, что на этот счёт есть специальное упражнение (см. далее).

Когда одна группа студентов придумала дело и делает его, а остальные смотрят, открываются богатые педагогические возможности: можно скопировать то, что ты только что видел, можно дополнить то, что ты видел или сделать это же дело по-другому.

«Отличись, повтори, дополни». (Теперь это называется УДОПП – добавилось «угадай и проверь»). Любое из упражнений, выполняемых студентами, можно связать с заданием «повтори и дополни». Многие упражнения позволяют поставить обязательное условие – «отличись». Это значит, что следующий студент должен максимально отличить свою работу от предыдущего – сделать не то, не так, по-другому, о другом.

Например, весь курс делим на мелкие команды, которые выполняют какую-то работу (моют пол, собирают ягоды), а все остальные смотрящие либо копируют («повтори»), либо дополняют и совершенствуют («дополни»), либо делают это же дело по-другому («отличись»). Это можно делать буквально на первом занятии: человек идёт, как он идёт, он идёт целенаправленно, он куда-то торопится или он откуда-то идёт. Идёт быстро или идёт медленно, он смотрит на часы или не смотрит на часы? Одно и то же «человек идёт» можно делать по-разному.

В моей книге «Уроки театра на уроках в школе», адресованном общему образованию, упражнение «одно и то же по-разному» описано, но в профильном, профессиональном образовании его выполнение выглядит гораздо богаче и гораздо разнообразнее выстраиваются предлагаемые обстоятельства. При выполнении этого упражнения закладывается очень хорошая основа для развития воображения в сфере действия и взаимодействия, логики поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...