Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I этап театральной педагогики.




Талант

 

Что такое талантливый человек? Я сталкивалась с разным возрастом талантливых исполнителей. Десятилетний ребёнок вдруг делает все правильно на сцене: когда надо – молчит, когда надо – говорит, как надо, вздыхает, поворачивается. То есть достоверно, убедительно, разнообразно живёт на сцене. Только он совсем не понимает, как он это делает и почему. Но в искусстве этого всегда не достаточно. Все мастера искали, как правильно направить, развить свой талант, как его сделать более грамотным. Один талантливый артист может «летать», «трепыхая крылышками», а другой талантливый, получив образование, может «летать» далеко и глубоко, зная, куда он летит, и разбираясь, как он летит. Есть такое понятие «взлетел» спектакль, «взлетела» роль, ты «взлетел». Любой «перелёт» невозможен без таланта – слишком много препятствий. По земле ходить от точки до точки можно, но не взлетишь.


I ЭТАП ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.

БЕССЛОВЕСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДЕЙСТВИЯ

О методике

 

В начале нашего изложения предлагаем читателю познакомиться с основными нашими идеями о методике обучения будущих артистов, вероятно, совсем странными для нормального профессионального преподавателя актерского мастерства. Какая ещё методика?!

Действительно, от преподавателя требуется знать Программу предмета. Может быть, кому-то предложат представить свою авторскую программу, а кто-то будет работать по разработанной и утверждённой ранее. Так, в высших и средних театральных учебных заведениях по программе на первом курсе студенты осваивают и сдают на показе умения действовать в предлагаемых обстоятельствах. То есть показывают свои достижения в исполнении «этюдов». На втором – драматургические отрывки. На третьем – акты, водевиль, одноактные пьесы. На четвертом - исполнение роли в спектакле.

Кстати, не видела ещё профессионального артиста, который бы не помнил и не любил свою дипломную роль.

Поскольку наши размышления о подготовке артиста в основном касаются введения нового содержания в обучение, они не могут не касаться и методики обучения этому новому содержанию.

Методикой, как всем известно, называют способы обучения. Бывают методы, способствующие формированию художественно оснащенного и озабоченного профессионала. Бывают, – способствующие формированию циника-ремесленника. Бывают, – воодушевляющие, но не вооружающие. И, конечно, не только методики, но и уровень одаренности каждого студента и его личностные особенности сильно влияют на меру усвоения им учебного материала. И именно тут выявляется роль методики занятий. Подходит он для всех, принимающих участие в обучении, или только для особо одаренных, или для особо бездарных. Для лидеров, и только, или для ведомых, и только. Здесь в нашу задачу не входит обсуждение или критика тех методов обучения, к которым склонен каждый преподаватель, которыми он владеет, которые он может варьировать на своих занятиях по актерскому мастерству.

Мы пришли к выводу, что формировать у студентов представление о профессии актера, о её задачах, правах и обязанностях оптимально социо-игровыми методами преподавания. Их суть – в предоставлении всем обучающимся решать учебную исполнительскую задачу сразу и одновременно.

Социо-игровая методика помогает изменить стиль и атмосферу обычных учебных занятий и репетиций. Вовлеченными в творческий поиск оказываются все присутствующие, сколько бы их не было – пять, двенадцать или тридцать. Надо только, согласно социо-игровой методике, поставить исполнительскую задачу, потом объединить студентов в «малые» группы, дать всем определенное время на поисковую работу, потом назвать критерий оценивания (доступный для контроля всем и каждому), установить последовательность выхода групп на сцену и, наконец, устроить просмотр групповых вариантов. Мы считаем вариативность решения обучающих заданий очень важным компонентом в формировании креативности будущего артиста. Важным достоинством социо-игровой методики является и ее «заточенность» на ученическое равноправие. Пробуют все (и «лидеры», и «ведомые», и «звёзды», и «работники»), но, может быть, не у всех получается и уж, конечно, не всегда одинаково успешно.

Собственно, всё дальнейшее изложение наших проб, достижений и ошибок читатель будет воспринимать в связке – чему мы учили и как мы это делали. Думаем, что и там, и там можно обнаружить новизну для театральной педагогики.

Первый раздел

Собрался курс одарённых людей, отобранных по каким-то там человеческим показателям плюс одарённость. И начинает формироваться стиль, атмосфера работы, выясняются нормы требований педагога к студентам, нормы требований учащихся к себе, нормы взаимодействия, общения – все это необходимо постепенно и постоянно закладывать.

В Ершовской школе первый этап – это сосредоточенность внимания на технике действий, на понимании того, что предметом овладения, изучения является действие, техника действий. В театральном ВУЗе классический первый этап – развитие внимания, воображения, памяти и чувства. Согласно теории высшей нервной деятельности, по книгам П. В. Симонова, каждый из этих показателей есть проявление потребностей человека: ведь запоминает человек то, что его касается, что его интересует. Чувствует человек исключительно то, что связано с его потребностями. Внимателен человек к тому, что тоже его интересует. Поэтому воспитание качеств личности с одной стороны всегда развитие, а с другой – всегда проявление.

Если говорить о некоем новом акценте в этой работе, в Ершовской школе он связан с организованным определённым образом вниманием к логике действий, к тому, как чувства воплощаются в логике действий, к памяти на логику действий, то есть обеспечение студенту понимания, каким образом свойства психофизики связаны с языком актёрского искусства, языком действий. (Смотри ниже работу над упражнением «совещается, торгуется, спорит», «по правде – понапрошку»).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...