Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация занятий. Технология построения мизансцены занятия. Понимание задания




Организация занятий

 

Наступило время поговорить о том, как на начальном этапе на первом курсе актёрской мастерской целесообразней, эффективней, красивее организовать занятия по мастерству актёра.

Входит преподаватель и ассистенты – вся группа встречает их стоя, преподаватели садятся, а студентам дается команда: «Стойте, сядет тот, кто выполнил всё домашнее задание». Они вызываются к столу преподавателя, с ними специально разговаривают, а все остальные готовятся объяснять, почему они не выполнили всё домашнее задание. Такой вопрос и поворот студента к домашней работе – к тому, каким он пришёл на занятия по мастерству актёра и отличается ли он от других своих товарищей: «впереди» он в обучении или «сзади», что он успел сделать и как – я считаю очень важным, педагогически полезным, влияющим на формирование трудовых навыков, привычек будущего актёра.

Начало занятий может быть оформлено по-разному, можно войти в аудиторию и со всеми поздороваться за руку, потому что рукопожатие, или реверанс, или поклон относятся к актёрским навыкам. Можно просто, по-учительски, подходить к столу, а студенты, стоя, приветствуют педагога, но есть наиболее красивый способ начала занятия. К моменту, когда педагог открывает дверь и входит в аудиторию, вся группа студентов готовит какую-то встречу-приветствие. Например, все стоят в одну шеренгу и кланяются либо все в разных местах комнаты и сбегаются в круг и там говорят: «Здравствуйте»! Или выстраиваются в одну шеренгу и говорят: «Мы готовы». Или одновременно хлопают в ладоши. Или принимают какие-то позы. Или поют хором песню. Вход педагогов к началу занятия оформляется зрелищным, творческим действием, выполняемым студентами.

А те, кто опоздал на это творческое действие, считаются «опоздавшими», и с ними может быть проведена специальная работа, например, их считают пришедшими в гости и отстраняют от занятия, они только присутствуют, не участвуют в занятиях. Если они предупредили заранее или имеют уважительные причины опоздания, можно включать их в занятие. И, наконец, можно вообще не обращать внимания на опоздавших, но, если уж такая беда завелась в группе, тогда надо с самой первой секунды, как только входит педагог, включать пришедших вовремя в какую-то работу. Никаких «разговоров» в начале занятия, чтобы опоздавший опоздал не на «разговоры», которые он может мало ценить, или уж заводить такие «разговоры», которые очень ценны для группы, чтобы опоздавший каждый раз видел, что он опоздал к работе. Работа уже началась, а он опоздал.

В традиционном театральном образовании педагоги сами нередко опаздывают на занятия из-за занятости в разных местах работы. Это очень антитеатральный навык «опаздывать к началу занятия», спектакль-то вовремя начинается, и артист должен быть вовремя на спектакле и должен приготовиться к нему, поэтому время и организация начала занятий являются очень важными элементами формирования будущего артиста.

Технология построения мизансцены занятия

 

На занятиях по мастерству актёра основные действующие лица – это исполнители, зрители и преподаватель. Мизансцена занятия, атмосфера занятия зависит от того, как привыкнут и будут сидеть исполнители и зрители. На занятии студенты сидят полукругом или лучше кругом, так как круг менее авторитарная форма, чем полукруг.

Для педагога важно – быть снаружи круга, внутри круга, перед полукругом. Всё это энергетически разные структуры, формы, поэтому я предпочитаю работать в круге. Еще лучше (педагогу) пересаживаться в круге в разные места, чтоб не сворачивать студентам шею на одну сторону, это тоже энергетически влияет на занятие. Круг вертится, крутится, функционирует, можно начать упражнения с любого места. Если же группа сидит в полукруге, где есть края и центр, эта мизансцена слишком сильно влияет на распределение обязанностей и дел на занятии.

Площадка для исполнителей и зрителей на первых порах должна всё время меняться, чтобы площадкой могло быть любое место комнаты и исполнение какого-то задания, эскиза, этюда могло выполняться в любом месте помещения, а не только на площадке. Это важно, на мой взгляд. Ведь рассеянность искусства в жизни такова, что существует и реализуется не только на площадке, она всё время вокруг нас, и мизансценически, и энергетически должна студентами ощущаться. Поэтому первые два года обучения полезно много и часто передвигаться со стульями в аудитории. Сцена как таковая может появиться незаметно и постепенно должна стать «святым местом». Её успешно может организовать направленный свет.

Понимание задания

 

Педагогу на первом же этапе обучения надо снимать с себя оценивание работы обучающихся, педагог не должен преувеличивать значение собственной оценки, он должен относиться к ней скромно, понимать: самое главное, чтобы студент сам научился оценивать работу кого бы то ни было, свою и других. Так и слышишь возмущение Мастера: «Что же, они умнее меня что ли?! Я не смогу так стать для них авторитетом». Наш многолетний опыт показал, что авторитет не слабеет и собственное понимание только обогащается.

Понимание студентом задания – это сложный, глубоко субъективный процесс. Один одно в задании понял, другой другое услышал. Преподавателю художественных дисциплин надо помнить, что выполнять задание можно более точно и менее точно, более успешно и менее успешно, но всего в задании не перечислить.

Обсуждение показа и раскрывает обыкновенно все глубины участия человеческой личности в выполнении художественного задания. В актерском мастерстве самым тонким является достоверность, правда, убедительность, оригинальность. Как сделать так, чтобы было достоверно и оригинально. Этот постепенно складывающийся критерий накапливается из выполнения самых простых заданий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...