Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерий «занят делом – кривляется»




Критерий «занят делом – кривляется»

 

Следом за заданием «выполнять дело», «копировать», «выполнять по-другому», «дополнять» тренируется критерий «занят делом» или «кривляется».

Мы видим человека, занятого делом, или видим кривляющегося артиста, который нас обслуживает. Тонкая, ценная, волнительная грань. Когда тройка или пятерка играющих людей находится в созидательном энтузиазме, от них начинает пробиваться творческая энергия. Если педагог что-то поправляет и подходит к этой группе, он может почувствовать, как от них излучается энергетический творческий энтузиазм, происходит заряд. Вот этого и нужно добиваться, это нужно организовывать, чтоб дальше само собой всё получалось. Работа идёт продуктивно, когда творческие люди получают препятствия, для взятия которых им требуется истратить некоторую творческую энергию.

Наступает следующий уровень препятствий, заданий. Работа, которая у нас называется «по-правде» и «понарошку». У студентов уже возникли критерии, когда что-то реально осуществляется, когда заняты делом и тут вводятся дополнительные препятствия.

Критерий «по правде-понарошку»

«По правде-понарошку». Группе дается задание искать какой-то предмет (например, футляр для очков), который мы прячем, когда группа выходит за дверь. Каждая команда предварительно рассчиталась на первый, второй, третий, и в каждой команде есть кто-то первый, кто-то второй и т. д. Когда группа начинает поиск предмета («по правде»), каждый из зрителей в группах смотрит за своим первым, за своим вторым и т. д. Можно дать дополнительное задание – искать на скорость, чтобы работа была погорячее. Через некоторое время команда предмет находит или не находит – стоп – и эта же группа вновь выходит за дверь и снова ищет, но уже «понарошку», зная заранее, где находится предмет, пытаясь повторить свой предыдущий поиск, своё поведение.

Зрители сразу видят отличие «по правде» от «понарошку», отправляются к исполнителям и каждому говорят, какие были отклонения: «Не так посмотрел, не так повернулся, не так быстро побежал» и т. д. Зрители замечают и фиксируют всю последовательность переключения внимания и помогают советами исполнителю в том, что он пропустил. После этих замечаний можно ещё раз попросить первую группу сделать работу точнее. Но нельзя этюд делать полчаса, так как всё поведение не запоминается. Потом идут вторая группа и третья. Если первая группа допускала много ошибок, то вторая, уже поработав с особенностями поведения, делает их гораздо меньше, а у третьей группы ещё более увеличивается точность повторения.

Потом может снова работать вторая группа, выполняя задание «спрятать предмет», а третья группа ищет человека или того, кто что-то знает, например, стихи или значение иностранного слова, или цитату в учебнике по истории театра.

Из дел «по правде» и «понарошку» можно выполнять разное: ждать, искать, ловить, думать, писать, то есть те реальные дела, которые можно организовать реально на сценической площадке, которые можно выполнять сначала, «по правде», а потом «понарошку». Это очень полезное и богатое задание и обыкновенно делается с большим азартом, потому что сильно отличается одно от другого – «по правде» от «понарошку».

Продолжением этой тренировки является такое препятствие, как осуществление глагола «ловить». Петр Михайлович считал, что в выполнении задания «ловить муху» можно увидеть темперамент и способности человека к актёрскому искусству. Мы в своей школе глаголом «ловить» занимаемся разнообразно: ловим птиц, поросёнка, телёнка, котенка, цыпленка (ловить человека – это считается примитивно и неинтересно).

Так идёт освоение логики простых дел, реализация в логике действий различных глаголов.

Упражнения

 

В следующем упражнении реализуются требования К. С. Станиславского к «распроультранатуральным» действиям, то есть реальные действия с реальными предметами. Если студент решил стирать на глазах у всех, то он приносит стиральный порошок, таз с водой и грязное бельё. Если решил шить, то это будет «не сшитое», а потом «сшитое», если решил учить стихи, то сначала это невыученное, потом – выученное стихотворение. Если – писать письмо, то – ненаписанное, потом – написанное. Препятствие этого задания – концентрация внимания на том деле, которое он делает. А присутствующие на занятии отмечают для себя потерю внимания: всегда видно, что человек отключился, засмущался, застеснялся. Практика, опыт, знание того, как, чем отличается – «тут я занят делом», а «тут я делом не занят» – показываю специально для публики, это очень серьёзные и важные приобретения.

Упражнения на «распроультранатуральные» действия очень крепко связаны с упражнениями на память физических действий, но имеют другой акцент полезности и препятствий. Другой акцент в том, что если я по-настоящему стираю, то моё внимание по-настоящему занято стиркой, а когда я стираю, чтобы запомнить, как я действую, чтобы потом повторить это на ПФД, то получается немножко другая стирка.

При упражнениях на ПФД смотрим и проверяем: рука неправильно работала или плечо или нога, проверяем на реальном действии, смотрим, как на ПФД. А в «распроультранатуральных» действиях смотрим на то, как человек пишет письмо, и пытаемся заметить: человек потерял на секунду внимание – отключился от работы, у него внимание переключилось на то, что он сидит перед зрителями и на него все смотрят, или он всё время занимался своим делом. Смотрим за дырками во внимании.

«Фраза, разрезанная на слова». Сказать вшестером (у каждого одно, два слова) фразу так, как сказал бы один человек: «Везде высокие покои, повсюду штофные обои». Когда фразу говорит один человек, у него одно слово перетекает в другое, а если эти же слова говорят шесть человек (каждый по слову), то может получиться «дырка» после каждого слова. Представление о фразе без «дырок» и фразе с «дырками» – полезный навык, дающий понимание того что, такое «дырки» во внимании, когда внимание занято делом, а когда в выполнение дела проникло ещё что-то. Тогда при работе над ролью студент сам понимает, когда он отключился, и у него возникает вопрос: чем ему заняться в такой момент. Этот навык вырабатывается с первых шагов.

Когда все получают бумажки с кусочками фраз, не разрешается складывать бумажки в одно место и делать так, чтобы один человек разложил их по порядку. Надо обязательно со своим словом, как со своей буквой в общем круге (см. «построение круга»), найти своё место во фразе. Выстраивается круг, когда человек с бумажкой, на которой написано одно или два слова из фразы, находит себе место в порядке слов, во фразе, обыкновенно стихотворной. Круг передвигается. Можно поставить и такое условие, чтобы все было сделано без слов и подсказок, чтобы каждый самостоятельно нашёл своё место, ведь все могут прочитать, что написано у другого на бумажке, это не секрет. У меня текст «Мой дядя», а у кого-то текст «честных правил» и далее. Пушкинские строчки могут быть произнесены по частям, то есть каждый человек произносит слово, написанное у него на бумажке, но в том порядке, в каком это существует в стихотворении.

Я даю фразу, которую студенты не знают и почти всегда наблюдаются ошибки в построении, а исправление ошибки – это повод поговорить, почему такая последовательность слов, а не другая. Заучивание последовательности слов относится к профессиональным навыкам актёров, и поэтому на первых этапах это очень полезное упражнение. Составление фразы как круга, в котором есть этот текст, а потом запоминание.

Несколько групп составили круги со своими фразами. Теперь круг читает свою фразу, а другой круг, вставший напротив первого, запоминает: первый во втором круге запоминает первого читающего, второй – второго запоминает. И так второй круг, который работал совсем с другой фразой, может повторить фразу первого круга, а потом сказать свою фразу, которую запомнит третий круг. Фразу, которую скажет третий круг, запомнит первый круг. Таким образом, в работу запущены три стихотворных кусочка, которые были раньше неизвестны студентам, а теперь они их выучили. Теперь с этими строчками можно проводить какую-то другую работу. Искать интонации, разыгрывать, показывать с помощью слов, читать с разным подтекстом. Включать в работу другие задания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...