Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словесные действия. О чуткости. Лирическое отступление о словесных действиях. О нотах




I

Словесные действия

Протокол фрагмента занятий с руководителями детских театральных коллективов

О чуткости

 

Если я могу взять (спеть) ноту «си» только после того, как спою все предыдущие ноты, то это одна история, а если я могу эту ноту спеть отдельно – это другая история. Если бы мы занимались музыкальным искусством, то и совершенствовались бы в этих знаниях и незнаниях.

А если бы мы занимались живописью? У художников есть чуткость к цвету, у архитекторов – к форме, а у некоторых людей есть средняя норма чуткости ко всему: и к цвету, и к форме, и к звуку. Много таких людей. У некоторых какого-то вида чуткости нет совсем.

Чуткость к театральному искусству связана с чуткостью к действию. Можно заниматься другим театром, и там будет чуткость к зрелищу, но не к действию. Чуткость к действию есть, когда люди на сцене не просто разговаривают, а что-то происходит во время разговора: переключается внимание, меняется вес, «звучит» в поведении симфония пристроек, симфония оценок, и это всё дышит и работает. А костюмы могут быть никакие, декорации тоже не важны, зато вот всё вышеперечисленное работает.

Среди всех этих чуткостей к поведению и действию есть чуткость к речи, а для чуткости к речи очень нужны НОТЫ. С ними хорошо проверять чуткость, чтобы отличать одно от другого. Помните, Антон Семёнович Макаренко, говорил про педагогическое мастерство: если не научишься двадцатью пятью способами говорить: «Пойди сюда», то ты не педагог. А для нас, театральных людей, что это значит? Это значит, что когда я гляжу на своего ученика, которому мне надо что-то сказать, то я могу по-разному к нему подойти. Я в нем вижу разные особенности. Обыкновенно, как я его сейчас воспринимаю, так я ему и говорю, не задумываясь и ничем не отягощаясь: «Пойди сюда». И скорее всего, это если и педагогическое мастерство, то совершенно не осознанное, а ведь можно и подумать, если интуиция не подсказывает ничего оригинального. Вероятно, мастерство обнаруживается в умениях и знаниях, а талант в интуиции.

Лирическое отступление о словесных действиях

 

Петр Михайлович Ершов уже в сороковых годах в своей первой статье в журнале «Театр» акцентировал высказывания К. С. Станиславского о словесном действии. Человек воздействует на партнёра не только когда трясёт его, бьет, подсаживается к нему, целует, обнимает, ласкает и т. д., но он ещё к партнёру словом обращается, воздействует на него словом.

В книге «Технология актёрского искусства» Петр Михайлович предложил классификацию словесных действий. Пока никто ничего лучше не придумал в связи с тем, что действие ни в какие словесные описания не укладывается. Очень трудно передать словами, как сделать то или другое словесное воздействие.

Как только человек обращается к партнёру, он действует. Театрально необразованным людям кажется, что слова - это и есть действие. Если говорить грамотным языком, театральным, то слова, которые нам дал драматург, - это интереснейшая загадка, и каждый решает её по-своему. Ищет мотивы поведения, возникновения слов и какие, следовательно, действия за словами.

Как только мы открываем рот, мы действуем. Это первое. Слушать на сцене труднее – это втрое. Слушая, не чуткий к искусству театра зритель всё время попадает в ловушку, обращая внимание только на слова. А если внимательно посмотреть за бессловесными действиями человека при произнесении слов, на способ произнесения этих слов (интонацию), то можно увидеть прямо противоположное сказанным словам. И как тогда это будет развиваться? Увидеть действие и есть чуткость. Вот какую чуткость мы должны совершенствовать в себе и воспитывать в детях, студентах, актёрах. Петр Михайлович назвал все эти словесные действия глаголами. Это оказалось очень неудачно, возможно, поэтому и не было востребовано в театре. Потому что глагол просить означает миллион действий. Теперь мы работаем с НОТАми.

Гениальность Ершова в том, что он, отвлёкшись от слов (текста), взял и обозначил действия, а слова к ним можно любые подбирать. И к заданным словам можно подбирать любые действия.

Попробуйте читать стихотворение К. Симонова «Жди меня» в разных нотах по технологии П. М. Ершова.

О нотах

 

ПРЕ

Предупреждать – вэтом действии есть элемент враждебности, который существует в людях. Закрытость: я себя не открываю. Насторожен. Начинается или «сощур», или «бок». «Границы не переходи» – вот почему возникает палец. Представление о партнёре – враг, он может, конечно, сообразить, но открываться ему нельзя. «Я закрыт, я только намекаю, а ты уж сам, а я ничего не говорил». Это действие может быть важно для карьеры.

ПРИ

Если человек в основном приказывает, то других он воспринимает как неодушевлённые предметы, как делателей. «Я знаю, как мир устроен, поэтому, давай, ты туда, ты сюда». Так воспитывала комсомольская, пионерская общественная работа представление о порядке от мировоззрения до салюта.

ОТ

Мне нужно от вас уйти, вы мне надоели, но мне нужно вам что-то объяснить. Если в теле читается отмах (отмахиваться от партнёра), значит, там есть нота ОТ или её элементы. За этой нотой скрывается глагол отделываться. Самое главное – бросить партнёра в конце.

ОБЯ

Есть такой раздел в сознании у каждого человека, у нас и у того, с кем мы разговариваем, он называется мышление. Это такие способности, на которые мы рассчитываем, и если как следует будем отделять один предмет от другого, то, может быть, человек правильно свяжет в голове то, о чем мы говорим. Возникает такая речь, когда я хочу, чтобы у него в голове соединилось то, что, мне кажется, пока не соединяется: «Во-от э-то сту-у-ул». Если у вас появились жесты, «разгребающие туман», объясняющие, вы въехали в ноту ОБЯ.

Следующая нота подразумевает, что передо мной находится человек, в голове которого я должна навести порядок. Нота ОБЯ появляется там, где есть объясняющие жесты, но не указующие. Глагол объяснять вам ничего не говорит, а действие ОБЯ может. Я замираю и жду понимания. Когда я занимаюсь объяснением, то всякое его непонимание – это мой хлеб. Люди хорошо объясняют, когда разговаривают с глухими и иностранцами. Люди предполагают, что их могут не понять.

Нота ОБЯ у педагогических кадров хуже всего получается, учителя больше отделываются от учеников. Педагог думает, что ученику, стоящему перед ним, всё просто, а у него там такой непростой мир. Как там порядок навести?! Если я бережно и тщательно отношусь к наведению ясности в этом для меня непонятном мире, то получится действие объяснять. Педагоги редко пользуются этой нотой, и если я на открытом занятии слышу эту ноту, то я заведомо начинаю этого педагога уважать.

УЗ

Есть такая прелесть в человеческом сознании, как память. Психологи замечают, насколько я упрощённо описываю свойства психики. Память – хранилище. Я думаю, что в голове человека что-то хранится. Я его не рассматриваю как дурака и думаю, что он ко мне внимателен, но у него там хранится то, что меня интересует: «Ты можешь мне это сказать или нет? », «Это так или нет? », «У тебя в памяти это есть, как ты думаешь? ». Вот я извлекаю что-то из памяти партнёра, и у нас это называется нота УЗ. В теле вопросы. Тело ожидает ответа. «Вопрос» – это замечательная педагогическая позиция незнания, а все педагоги бегут от этой ноты, как чёрт от ладана. Как это я чего-то не знаю – я всё знаю.

Нота УЗ получается, когда я не знаю как? Если бы учителя учились потщательнее работать с нотой УЗ. Если я не знаю, что у тебя в голове, на сердце, в душе, то я готов, я открыт к действию УЗ. Но у нас обычно так: я взрослый, а он маленький, разве я могу про него чего-нибудь не знать?! Даже если он уже большой, я всё равно про него все знаю. Учителя нотой УЗ пользуются очень редко, хотя, казалось бы, самые «учительские» действия ОБЯ и УЗ. Всё давят, давят, ни УЗ, ни ОБЯ. Нота ОТ чаще, чем ОБЯ, а УД чаще, чем УЗ. Смените ноту. Надо узнавать пока ученики не скажут: «Ну, нагрузите нас хоть чем-нибудь», и вот – можно грузить. Но сначала нужно перевести воспитанника в позицию «узнающего».

УТ

Эта нота появляется, если мне взбрело в голову, что передо мной только кладезь памяти. А мне нужно только положить что-то в эту память и все. Это нота УТ. Утверждать – это тяжелый вариант в общении между людьми. Партнёр меня не интересует, он мне нужен только как кошёлка: «Я в него положил». Голова кивает.

УП

Есть ещё такое свойство в человеческой психике, как самочувствие или чувство. Вдруг нам приходит в голову – почему это он веселится? Он должен чувствовать себя хуже; тогда, чтобы понизить его самочувствие, мы с ним начинаем соответственно разговаривать: «Как тебе не стыдно! » Эта нота называется УП – упрекать, понижать настроение.

Головой качать. Руки или тело трясутся: «Ну, почему ты мной недоволен? » Взрослые дети так разговаривают с родителями. Если по жизни «упрекать», то – вы все не то делаете, что надо делать.

Всё идёт не так, как должно идти. Несоответствие – в тебе, осознай это несоответствие. Я чувствую несоответствие реальной жизни с идеалами, и я думаю, что окружающие не правы. В жизни это несоответствие мы обрушиваем не на свои обязанности и права, в себе не хотим это несоответствие убирать, а вываливаем на других недовольство кем-то и обстоятельствами. Упрекать – тяжелая штука. Олег Николаевич Ефремов всю жизнь упрекал своих артистов и только упрекать учил.

ОБО

А противоположная ей нотаОБО – вселять бодрость, ободрять.

Если вас часто упрекают, можно понять, что вас воспринимают как слишком весёлую. Если вы слишком легкомысленны, попробуйте погрустить. Если от вас отделываются, значит, про вас думают, что вы приставуче-непонимающая. Не приставайте. Если вам утверждают, а не узнают, значит, вы не очень интересны почему-то. Попробуйте чем-нибудь удивить.

ОБО: Я вам облегчаю ситуацию. Так разговаривают с животными. Вселяют бодрость. Улучшают настроение. У меня этот обертон часто присутствует. Поднимаю. С детьми это не совсем надо, они и так бодро бегают, а вот с тётями надо. Тёти редко хотят работать бойко. «Оставьте нас в покое, мы посидим, мы тут учиться пришли», и с десятиклассниками без ОБО не обойтись. В этой ноте присутствует немножко высокий голос.

Например, нота ОТ: «Вы с одной стороны дураки, а с другой мне не нужны» – это сразу возникнет в теле, в конце партнера бросаешь. В ноте ОТ много пристройки «сверху», а в ноте ОБО больше пристройки «снизу».

Очень часто люди, знающие классификацию понаслышке, на этом месте говорят: «одобрять», но это другое. Ведь вы ноту «си» не называете нотой «ля». Это терминология.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...