Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучаем ноты. Лирическое отступление о здоровых действиях




Изучаем ноты

Словесные действия определяются не текстом, а тем, зачем их говорят. Ершов предложил классификацию из одиннадцати простых словесных действий.

А сейчас, сколько хлопков, столько человек сцепились за руки: раз, два, три. Определите кто у вас первый, второй, третий работник. Второй человек подошёл к столу и достал три бумажки для своей тройки. Быстрей. У кого в тройке разные нотки? Это – секретные знаки, такие как ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

На том уроке выяснилось, что многие могут спеть ДО. И сейчас у вас в руках ноты, но вы ещё не знаете, как они звучат.

Все помнят стихотворение «Где ты была сегодня, киска»? Тут можно представить себе двух спрашивающих и одну отвечающую, поэтому вас в группах по трое. Давайте я покажу вам, как звучит ваша первая нотка, точнее сказать аккорд УД, УП, ПРО. (Показ) Вот тут написана такая мелодия.

Какой бы у меня ни был текст, я работаю в этой ноте, в этом аккорде. Если у меня есть эта система знаний, то тогда ноты что-то мне подсказывают. Другое дело – научиться их толково делать, отличать друг от друга. В актёрской технике это необходимо для осознания отличия одного действия от другого. Не просто говорю актёру: «Действуй», а одно действие отличается от другого. Когда начинаешь отличать одно действие от другого, тогда вообще начинаешь видеть: это поведение актера на сцене – действие, а это – не действие, а просто словоговорение. Как не все звуки, созданные на рояле, музыка, не все слова, написанные на бумаге, проза, так не все происходящее на сцене – действие и взаимодействие. Артисты говорят выразительно слова и всё. Мой отец, Петр Михайлович, называл это «кружевом из людей»: характеров нет, психологического реализма нет.

А теперь те, кто с одинаковыми нотками, сядьте рядом. Так все компании поменяют место. (Обращаясь к тем участникам, которые не хотят пересаживаться). Для того, чтобы совершать следующую работу, нужна подвижность души и тела, а вы, не сходя с места, хотите работать?!

У вас какая нота, отвечайте хором (хором не получается, педагоги выясняют, сколько всего сейчас в работе нот, какой ноты не хватает).

Сколько нот всего в нашей гамме? (Отвечают, что одиннадцать). Если я (педагог) так спотыкалась на этом числе, то кто-нибудь из учеников запомнит, сколько всего нот? Вот в чём полезность спотыкаться. Ты (педагог) спотыкаешься и ищешь выхода, а вдруг тебе ученики говорят: «Одиннадцать».

Потренируемся. Сначала я поговорю с каждой командой, а вы потом будете разговаривать друг с другом, только в своей ноте. Задание – держать свою ноту на любом тексте.

В книге «Технология актерского искусства» все словесные действия описаны, но, вы представляете, как трудно описать действие, почти невозможно. Нужно звучать: выпускать звуковую книжку.

Сейчас, когда вы будете пробовать, каждый наверняка будет задевать за соседнюю ноту, а мастерство пианиста в том, чтобы не задевать за соседнюю клавишу. Но пока мы говорим не о мастерстве, а просто о знании.

Работаем так: человек берёт ноту, я её немножко поправляю, а вы пробуйте поймать, так как через минуту вы кинетесь в работу с другой парой. На сцене мы рисуем действиями. Если у вас чуткости к ним нет, то невозможно заниматься театром, это все равно, что музыке обучаться без слуха. Чуткость к действию проявляется на словесных действиях.

Нота ПРЕ – это когда я не открываю всего, намекаю, ПРЕ – это недоговаривание, это – рамка, поэтому и палец так идёт предупреждающе, а в ноте УД наоборот – открываю всё.

Пересядьте, чтоб стул был посередине. Половина группы просит, другая приказывает. (Группы попробовали). Очень много было действия «отделываться». Брошенная рука – это отделываться, а в действии «просить» рука ждёт. Просьба, требование – нужно вынимать что-то из партнёра, вцепляешься и просишь: «Дай руку, пожалуйста». У меня (просящей) весь организм связан с тем, что я жду её руки сюда, только ожидание этой руки. Петр Михайлович написал, мол, закрепили действие «просить». Пятьдесят лет люди читают и говорят: «С какой стати именно это – «просить»? Я по-другому прошу! Разве это не просьба?! »

Лирическое отступление о здоровых действиях

 

Нет положительных или отрицательных словесных действий. Узнавать и ободрять – самые здоровые действия. Объяснять не совсем положительное, потому что ты думаешь, что в той голове которой ты объясняешь всё трудно, а может, там всё легко. Но вообще все действия хороши. Я долгое время говорила, что отделываться – плохое действие, но Букатов меня от этого категорически отучил. Он говорит, что от всякого «сволочизма» надо отделываться. В педагогике это всякое ябедничество, попрошайничество, подлизывание – это то, от чего надо отделываться. Когда тебя спрашивают о чем-то, а ты отделываешься – это нехорошо, а если пристают – отделывайся.

Когда я  отделываюсь, я партнёра считаю дураком. Ты – дурак, поэтому мне требуется тебе что-то объяснять. Но отстань, так как ты мне не важен и не интересен. Обслуживающий персонал этим хорошо владеет.

Объяснять – это почти как удивлять, только там другой интерес. Если ты поймёшь, что у меня в голове есть, то ты, может быть, поймёшь, что это необыкновенно. В «удивлять» есть интерес к партнёру, чтобы и среди его мозгов это стало необыкновенным.

Словесные действия – это опорные действия, чистые ноты. Они или есть, или их нет, и больше это ни с чем не связано. Эти слова я говорю, например, для того, чтобы вы меня пожалели. Действия и слова – это совсем разные вещи. И если вы их различаете, то вам становится гораздо богаче работать.

Просить – это вынимать из партнёра то, что тебе надо. А если в тексте нет слова «просить», а задано действие «просить», как это влияет на характер персонажа, на рисунок того, что происходит на сцене на самом деле. В нашем театре считается постыдным играть то, что написано. Лучше играть, то, что придумано, а чтобы это осуществить, нужно интересно придумать.

ПРИ – это почти то же самое, что и ПРО, только в пристройке «сверху». Упражнение для двоих: «приказ на приказ», то есть у каждого исполнителя в каждом новом воздействии всё выше и выше пристройка.

ПРЕ – намек, скрытность, которая проявляется в интонации вверх. Приказ с предупреждением – это типичная угроза, и некоторые из вас это делали. Головой не кивать. ПРЕ и ПРИ делаются из воли, поэтому смешно, когда волей занимаются, текстом «В лесу родилась елочка». Смешно на действии ПРИ сделать любовное объяснение. Интересно все этюды играть на одну ноту.

УД – не удивляться, а удивлять.

Когда мы хотим построить на сцене скандал, без ноты ЗВА он не получится. Я хочу, чтобы он был ко мне внимателен, а он хочет, чтобы я был к нему внимателен. И в школе учителя всегда думают, что к ним невнимательны. Если в семьях наблюдается такая атмосфера, то это плохая атмосфера. Воспитанные люди раньше подходили и говорили: « Простите, можно вас побеспокоить? » Или звали колокольчиком. Если бы это был барчук, то нянька оделась бы, пошла и сказала: «Барин, Алексей Иваныч, вас матушка домой зовет», а не орала бы из окна: «Алексей Иваныч! » ЗВА - это действие, предполагающее невнимание, оно делается из невнимания.

 Если играть любой отрывок с нотой ЗВА, может получиться сексуальная эротика. Для этого строим так мизансцену, чтобы партнёр был отделен от партнёра стеной, был невидим.

Поменялись все местами (педагоги выполнили задание). Это называется «не поменялись местами», а сели на другое место, так как команда «поменялись местами» означает, что нашли сначала партнёра, с которым меняемся и тогда поменялись.

ОБО – вселять бодрость, поднимать настроение человека. В моей педагогической работе нота ОБО всегда присутствует. Не в чистом виде. Высокий тон, к легкому весу наверх – ученик себя почувствует лучше и сделает то, о чём его просят. Брошенные руки это отделываться.

УЗ – не поддаваться на ответы. Когда я разговариваю с человеком и не знаю, что он думает, я только его «думаньем» и занимаюсь. Я не про себя рассказываю, я не ему отвечаю, я его мыслями занимаюсь, и тогда будет действие узнавать. Заставьте себя как женщину и как учительницу задавать вопросы, и произойдёт чудо – вы вдруг станете нормальным человеком, а не занудой, которая одни ответы даёт. Узнавать – это смотреть на человека (любого: ребёнка, мужа, соседа и т. д. ), как на таинственный, уникальный объект. «Вопросы» – это самое здоровое действие.

В чём секрет успеха упражнения «шапка вопросов»? Для того, чтобы человек что-то говорил, надо, чтобы его спрашивали, а не приказывали ему: «Говори, я тебя слушаю…» Действие УЗ – это вопрос – так или не так? Неподвижность рук и тела. УТ – это окончательный (например – кивок вниз головой) ответ.

Другой вариант: я что-то понимаю, а эта голова не понимает. Потому что на самом деле связи вещей тонкие, и не надо делать вид, что они жирные, толстые и всем понятные. И если представить себе, что мир сложен, а не прост, тогда появится действие ОБЯ – объяснять.

Действие – такая неуловимая штука, как звук, свет, которые невозможно описать, и то, что возникает в голове человека, когда он читает два слова в стихотворении или в прозе, тоже невозможно описать. Например: «Жемчужина страданья».

Я ищу слова, чтобы связать то, что у него не связывается в голове. Как туман разгребаю, проверяя каждый шаг. Когда человеку объясняешь, у него в голове что-то связывается и он вам выдаёт ответ. В действии ОБЯ в теле читается готовность бесконечно наводить порядок. А если в теле отмах, то это действие ОТ. Действие ОТ – обидное: «Дураки, запомните»! Взрослые дети с матерями так разговаривают: «Где был? ». «Там! »


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...