IX . 1. Северорусский и южнорусский костюмы
Велико и разнообразно культурное наследие русского народа. Веками складывалось оно, и вкладывали русские люди в него не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести. Время не щадило человека и его творения, но то, что дошло до нас, открывает нам неповторимый лик народа-творца. Тонко переплетаются между собой и древнейшие верования, и знакомство с иными народами и верованиями, и сама жизнь народа в развитии. Но как бы ни тяжела была жизнь крестьянки, ее искусство (а это в основном костюм) поражает светлым, жизнеутверждающим содержанием, неповторимым чувством красоты. Идеал красоты. «А сама-то величава, выступает, будто пава». Если мы обратимся к русской поэзии, то увидим, что эстетическое представление о женщине у наших предков существовало нераздельно с образом птицы, древнейшим символом добра и благополучия в славянской мифологии. «Лебедушка», «лебедь белая», «пава», «утушка» -- вот эпитеты, которыми русский народ в своей поэзии награждал женщин и этим подчеркивал зрительную, пластическую сторону образа. Народное искусство художественными средствами воплотило этот образ в женском народном костюме. Хотя одежда жителей каждой местности Руси имела свои особенности, весь русский женский костюм обладал общими чертами — мало расчлененным компактным объемом и мягким, плавным контуром. Даже когда женщина шла, костюм ее сохранял свою особенность — плавную текучесть линий, так привлекающую людей в движениях лебедя или в гордой походке павлина. Виды и формы одежды. Текстиль. Для изготовления одежды на Руси применялись в основном домотканые холст или сукно. Холст вырабатывался из растительных волокон: из льна — на севере и в средней полосе, из конопли (посконный холст) — на юге.
Качество ткани зависело от обработки волокна. Тонкий, хорошо выбеленный холст использовался для праздничной одежды. Грубый холст в основном шел на повседневную одежду. Сукно (так назывались шерстяные и полушерстяные ткани) шло на верхнюю одежду, но иногда и на нательную. Из окрашенной пряжи вырабатывались узорные ткани. Широкое распространение для повседневной одежды имела пестрядь, орнамент пестряди состоял из клеток или полосок. Узорные ткани со сложным орнаментом выполнялись в браной технике (рис. IX. 1). В XIX в. появились фабричные ткани, которые частично вытеснили домотканые. Самыми распространенными стали ситец (рис. IX.2), сатин, бумажный бархат, дешевая парча. Был еще один вид узорной ткани, который получил название «набойка» (рис. 1Х.З). Наиболее распространенный способ получения набойки следующий: на белую ткань наносили узор резервирующим составом (вапой), затем ткань окрашивали (чаще всего в синий цвет); узор оставался белым. Дополнительный орнамент и цвет наносились масляной краской с помощью специальных досок с вырезанным на них рисунком. С Востока привозили в основном шелковые или золотные ткани — аксами-ты, паволоки и др. Они были дорогими и доступными только богатым людям. Их использовали на праздничную одежду и головные уборы. В качестве материала для одежды русские всегда применяли меха. Из меха изготавливалась верхняя одежда, мех использовался как подкладка-утеплитель, а также на оторочку головных уборов. Для изготовления обуви применялись лыко (лубяной слой дерева) и кожа. Мужская одежда. Основными частями мужской одежды являлись рубаха, штаны, головной убор и обувь (рис. IX.4). Рубаха была туникообразной, имела длинные прямые рукава и прямой разрез от горловины, т.е. посередине груди, без воротника — голошейка.
С XV в. на Руси распространилась косоворотка, имеющая разрез на левой стороне. Ворот у такой рубахи мог быть с небольшой стойкой или открытый (голошейка).
Для свободы движения между рукавами и боковыми клиньями вставлялись прямоугольные ластовицы из ткани другого цвета, часто из кумача. Характерной особенностью мужских рубах является подоплека — подкладка на груди и спине, которая спускалась вниз треугольными выступами. Длина рубахи говорила о возрасте — до колена у старших и на 10 — 15 см выше колена — у молодежи. Шились рубахи из холста и украшались вышивкой (рис. IX.5). В XIX в. в деревне любили носить рубаху из пестряди, называемую пеструхой (рис. IX.6). Штаны назывались портами, делались они неширокими (русский покрой), из белого холста или из пестряди (чаще синей в полоску по белому), на талии удерживались гашником из шнурка (рис. IX.7). В XIX в. стали шить штаны из фабричной ткани на поясе с застежкой на пуговицу. Особенно праздничными считались плисовые (хлопчатобумажный бархат) штаны. Женская одежда. Если мужскую одежду на Руси отличало некоторое единообразие, то женская, на которой сильнее сказались историко-социальные процессы, хозяйственный уклад и географическая среда, отличалась многообразием форм и декора и фактически в каждой местности имела свои особенности. Но все это многообразие можно условно разделить на комплексы: северорусский женский костюм и южнорусский женский костюм. Костюм с сарафаном, или северорусский, носили не только на русском Севере (Архангельская, Вологодская, Олонецкая губернии), но и в центре
(Московская губерния), а также в некоторых районах Поволжья, Урала и Сибири и даже частично в некоторых местах на юге (Воронежская, Курская губернии). Состоял он из следующих частей: рубаха, сарафан, душегрея. Рубаха делалась из льняного холста, чаще всего домотканого, покрой туни-кообразный или с прямыми поликами — плечевыми вставками и кумачовыми ластовицами (рис. IX.8). Рубаху могли носить как самостоятельную одежду, выполняющую функцию современного летнего платья, тогда она опоясывалась. Форма рукавов могла быть различной. Они делались прямыми или сужались к кисти; пышными у плеча или у запястья, с ластовицами или без них; собранными под узкую обшивку или на широкие украшенные кружевом манжеты.
Рубаха вышивалась по подолу, рукавам, плечевым вставкам. Ворот и передний разрез длиной 20 — 25 см обрабатывались красной бейкой. Вырез оформлялся пуговицей с петлей. Сарафан — это длинная плечевая одежда без рукавов. Название произошло от иранского слова «сарапа», что значит «одетый с ног до головы». По своему покрою сарафаны очень разнообразны, но в зависимости от конструкции различают пять типов сарафанов (классификация дана по Ф. Пармону): 1) туникообразный, у которого передние и задние полотнища цельные 2) косоклинный, имевший по бокам клинья, не доходящие до проймы 3) прямой, собранный вверху в мелкие складки или сборки (рис. IX.9, в, ж)', 1)
4) с лифом, облегающим грудь и спину (рис. IX.9, г, з); 5) с лифом на кокетке (встречается редко). Для повседневной носки сарафан шили из недорогих тканей: пестряди в клетку или полоску (цв. вкл., рис. 52), ситца или холста с набивным узором (рис. IX. 10). Праздничные сарафаны шили из шелка или полупарчи. Часто по шелковому полю были разбросаны цветы, затканные золотыми или серебряными нитями. Нередко по передней линии разреза сарафаны украшались золотым и серебряным кружевом, а также дорогими, филигранной работы, пуговицами (рис. IX. 11). В праздничных сарафанах присутствовали различные цвета: голубой, зеленый, малиновый, лиловый, темно-вишневый и темно-синий. Преобладание цвета зависело от губернии. Так, в Смоленской губернии косоклинный сарафан «Сорококлин» шили из белого или синего домотканого холста. В Московской губернии повседневные сарафаны были из синего холста, а праздничные — из красной крашенины, шелка и парчи. Душегрея — короткая (до талии) распашная одежда с рукавами (цв. вкл., рис. 53) или на лямках (цв. вкл., рис. 54) надевалась поверх сарафана. Изготовляли ее из парчи или шелка, на подкладке, подшивали очесами (льняными или пеньковыми). Особенно нарядными были душегреи из малинового бархата, густо расшитые золотой нитью. Душегрея застегивалась спереди на крючок, сзади собиралась в складки. Такая душегрея называлась епанечка (см. цв. вкл., рис. 54).
Шугай (разновидность душегреи) имел длинные рукава, иногда отложной воротник, делался из парчи или из шелковой ткани с крупным цветочным орнаментом, на подкладке, простегивался на куделе или вате, имел оторочку беличьим мехом или золоченой бахромой. Спинка была выкройная, отрезная по линии талии, заложенная трубчатыми складками (рис. IX. 12). Передник — неотъемлемый элемент женского крестьянского костюма. На русском Севере носили в основном длинные передники без лифа, собранные в верхней части на узкий пояс с завязками. Закреплялись передники на линии талии или над грудью. Повседневные передники делали из холста или пестряди, подол декорировали полосками узорного ткачества, ситцем. Южнорусский костюм включал в себя рубаху, поневу, передник. Рубаха — основа как южнорусского, так и северорусского костюма. Наряду с рубахами, имеющими прямые полики, существовали рубахи с косыми поликами (рис. IX.13). Такие рубахи носили в Рязанской и Тульской губерниях. Косой полик (чаще всего из кумача) вставляли между двумя полотнищами рубахи или в разрезы полотнища. В Рязанской губернии были распространены рубахи с длинными (до 3 м) и узкими у запястья рукавами. Рукава имели небольшие отверстия («окошечки») для руки. При работе руки продевали в «окошечки», а нижние концы связывали сзади узлом (цв. вкл., рис. 55). Понева — род шерстяной юбки, обычно клетчатой, длиной до щиколоток. Ее носили в южных регионах исключительно замужние женщины, надевая поверх рубахи. Поневы чаще всего бывали распашными, т. е. несшитыми спереди или сбоку, иногда были «глухими», т.е. без разреза, с «прошвой» — дополнительным полотнищем, которое вшивалось в поневу, образуя юбку. Оно отличалось по цвету и характеру ткани от основной части изделия (рис. IX. 14). Понева всегда делалась из прямых кусков ткани, на талии в подгиб вставлялся гашник (поясок), который завязывался и держал поневу на талии. Гашник плели из конопляной или шерстяной пряжи. В некоторых губерниях носили поневу из полотнищ различной длины («разнополка»). Способ ношения таких понев — «с подтыканием», т.е. с подоткнутыми полами (рис. IX. 15). Преобладающим цветом понев был синий, встречались также красные и черные поневы. Клетка была в основном квадратной. Передник (нагрудник, фартук) в повседневном костюме защищал одежду от загрязнения. Носили его и как дополнение к праздничному костюму (рис. К. 16). В южнорусских губерниях был распространен передник туникообразного покроя — запон. Он надевался через голову, имел рукава или узкие проймы. В одежде девушек он был единственным дополнением к рубахе. Заднее полотнище его могло быть укороченным (см. рис. IX. 15) или расположенным только по бокам (рис. IX. 17).
Были также передники с завязками и передник с лифом — нагрудником (см. рис. IX. 16). Изготовлялись передники из домотканой пестряди или фабричного ситца. Праздничные передники обильно декорировали ткаными узорами, вышивкой, лентами, иногда бахромой. Передник был обязательным элементом праздничного южнорусского костюма (см. цв. вкл., рис. 55). Нагрудная одежда (нагрудники) являлась плечевой и надевалась в осенне-весенний период поверх рубахи, поневы и передника. Нагрудники напоминали рубаху, но были короче. Они различались по материалу, вырезу ворота, наличию или отсутствию рукавов и клиньев, по длине, но были единообразны по покрою. Их называли по-разному: шушун, шушпан, навершник. Навершники могли быть накладные и распашные (рис. IX. 18). Делали их из шерстяной и полушерстяной ткани, легкой и тонкой естественного цвета овечьей шерсти. Обычно белые навершники иногда бывали серого или черного цвета. В Рязанской губернии носили желтые и красные навершники. Обувь. Самой распространенной обувью на Руси были лапти (рис. IX. 19, а). Они плелись из лыка (лубяного слоя липы, вяза или ракиты), из бересты, иногда из пеньковой веревки (гуни). Способов плетения было очень много. Были лапти прямого плетения, косого, с «сборниками» по бокам (петли для продевания веревки). Лапти надевали поверх онуч, представлявших собой прямоугольные полосы ткани, оборачиваемые вокруг ноги. Летом носили холщовые, а зимой — суконные онучи обычно белого цвета. Онучи закреплялись на ноге шерстяными или пеньковыми веревками. Кроме традиционных форм плетеной обуви известны также лыковые и берестяные туфли (рис. IX. 19, б), полусапожки (рис. IX.19, в) и сапоги (рис. IX.19, г).
Кроме плетеной в крестьянском обиходе использовалась кожаная обувь. Это были поршни из одного или двух кусков кожи, закреплявшиеся на ноге с помощью веревок. Носили также сапоги из кожи с прямыми, иногда сборен-ными голенищами (рис. IX.20). Мужчины носили лапти из лыка или бересты, сапоги, валенки, кожаные поршни. Женщины ходили также в «котах» — твердых кожаных туфлях на довольно высоком каблуке. В зимнее время носили валяную обувь — валенки. Такая обувь изготавливалась из овечьей шерсти. Валенки из белой шерсти украшались иногда красным точечным орнаментом, простегивались фигурными стежками. На русском Севере были известны сапоги из меха. Головные уборы, прически, украшения, косметика. Одной из важнейших составных частей ансамбля являлся головной убор, завершающий его. Для всей территории России характерны две резко различающиеся категории головных уборов: девичьи, оставлявшие открытыми теменную часть головы, и женские, полностью закрывавшие волосы. Мужчины носили шапки, валянные из серой, белой или коричневой шерсти. Они были с полями или в виде колпака (рис. IX.21). Зимой носили меховые малахаи, ушанки. Девичьи головные уборы были довольно простыми по форме и способу изготовления. Самыми распространенными были уборы в форме венца или обруча из древесной коры, обшитого тканью с вышивкой бисером, жемчугом (рис. IX.22). Применялась повязка из полоски ткани, из парчи или с золотистой вышивкой. Иногда головные уборы декорировались поднизью из речного жемчуга (рис. IX.23), бисером, вставками стекла, рубленого перламутра, фольгой. Женские головные уборы северных губерний России назывались кокошниками (рис. IX.24). Изготавливались они профессиональными мастерицами из фабричных тканей. В орнаментации кокошников использовались белый бисер, фольга, стекло, перламутр и речной жемчуг. Основой для вышивки служили шелк, бархат; орнаментальные мотивы — ветки, побеги, цветы. Часто для украшения кокошников применялись поднизи-налобники из жемчуга. Кокошники были разной формы, но в основном это шапочки с высокой передней частью. Типичный головной убор южных губерний России сорока состоял из многих частей и в отличие от кокошника был цельным головным убором. Основные его части: кичка — твердая основа, надеваемая на голову; сорока — мягкий чехол, покрывающий основу и дополняемый множеством деталей. Кички были разнообразны по форме: рогатые (рис. IX.25), лопатообразные и т.д. Сороку шили из кумача с бисерной подзатыльней (рис. IX. 26). Очелье сороки украшали золотным шитьем. Были известны также полотенчатые головные уборы (рис. IX.27). Во второй половине XIX в. традиционные головные уборы постепенно сменились набивными платками. Из них особенно популярны были павлово-по-садские платки, традиции изготовления которых сохраняются и в современном производстве. Самым популярным женским украшением являлись серьги (рис. IX.28). Они были очень разнообразны: массивные с жемчугом, сканью и эмалью; ажурные металлические со вставками стекла и т.д. На Севере самыми популярными были серьги из низаного перламутра и жемчуга, в южных губерниях носили самодельные серьги из гусиного пуха, перьев, бусин, разноцветных шерстяных нитей, бисера. Часто встречались шейные и нагрудные украшения: «языки», «грудки», ожерелья, гайтаны, цепочки (рис. IX.29). «Языки» и «грудки» делались из ткани, орнаментировались аппликацией. Цепочки, жгуты, гайтаны выполнялись из многоцветного бисера. Гайтаны представляли собой широкие полосы с четким узором из косых крестов и ромбов (рис. IX.30). Для украшения одежды широко использовались также кружево (рис. IX.31, а) и золотное шитье (рис. IX.31, б). Контрольные вопросы и задания 1. Перечислите виды одежды, входящие в северорусский костюм. 2. Перечислите виды одежды, входящие в южнорусский костюм. 3. Каковы особенности покроя мужских рубах? 4. Как назывался головной убор северорусских женщин? 5. Назовите виды сарафанов по покрою. 6. Что такое навершник, где и кто его носил? 7. Что представляла собой душегрея?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|