Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика речи детей раннего возраста




Дошкольное образовательное учреждение детский сад № 105

Диагностика речи детей раннего возраста

 

(от 0 до З-х лет)

                                                                                     Составитель: Бажанова М. В.,                           

                                                                                      учитель – логопед

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ  РАННЕГО ВОЗРАСТА

    В последние годы акцент исследований в детской логопедии сместился в сторону более раннего выявления отклонений в рече­вом развитии и раннего начала комплексной коррекционной ра­боты.

   Своевременная логопедическая диагностика позволяет вли­ять на социальную депривацию безречевого ребенка, использо­вать в полной мере возможности сензитивных периодов станов­ления речи как высшей психический функции, эффективно кор­ригировать темп психоречевого развития ребенка и предупреж­дать возникновение вторичных нарушений. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.

 

   Логопедическое воздействие на ранних этапах становления речевой функции опирается на взаимосвязанное рассмотрение вопросов умственного и социально-эмоционального развития с учетом специфики овладения основными функциями речи (но­минативной, коммуникативной, когнитивной и др. ) в данном возрасте.

  В отечественной педагогике и возрастной психологии процесс раннего развития ребенка от рождения до 3 лет разделяют на два основных периода: младенчество (от рождения до 12 меся­цев) и преддошкольное детство (от 12 до 36 месяцев). В наибо­лее общем виде их принято соотносить с «доречевой стадией развития ребенка» и «начальными этапами речевой стадии развития коммуникации» (Н. Й. Лепская, 1997). Становление речевой функций в онтогенезе характеризуется строгой последовательностью и стадиальностью этапов доречевых форм общения и постепенным развертыванием словесных высказываний детей.

 

 

Общая характеристика отклонений в развитии речи у детей раннего возраста

   

' ■ ' <

    Развитие звуковой стороны речи начинается с рождения в фор­ме первичных голосовых реакций. В первые месяцы жизни мла­денец сигнализирует о своих потребностях с помощью крика, ко­торый в случае отклонений в развитии может быть хриплым, ос­лабленным, монотонным, истощаемым или звучать нетипично, как при некоторых генетических синдромах.

  Возникновение на 2—3-м месяце гуления, связанного с разви­тием у ребенка вокализованного выдоха, осуществляется по мере формирования определенной двигательной базы для тренировки речевого дыхания (удержание головки, поворот на бок и т. п. ). На­чиная с этого возраста голосовые реакции ребенка становятся бо­лее дифференцированными, поддаются некоторой фонетической квалификации (носовые — ротовые, гласноподобные — согласноподобные) и приобретают выраженную коммуникативную функ­цию.

  Переход к лепету (5—6 мес. — 10—12 мес. ) связан с выработкой ритмичности и согласованности дыхания и движений артикуляци­онного аппарата, постепенным нарастанием длительности слого­вой продукции, формированием интонированного голосового об­щения.

При наиболее тяжелых речевых нарушениях, когда значитель­но поражен артикуляционный аппарат, может наблюдаться врож­денный стридор — шумное, хриплое дыхание. Стридорное дыха­ние в сочетании с нарушениями орального праксиса (синкинезиями, апраксиями) приводит к тому, что лепет имеет прерывистый, смазанный, слабо модулированный характер. Менее выраженные нарушения проявляются в трудностях формирования интонаци­онной стороны речи, которая уже к 6 месяцам приобретает у нор­мально развивающихся детей типичную для их родного языка мелодику.

Бедный лепет приводит к нарушению ритмической организа­ции детских вокализаций, которые к концу первого года жизни начинают выполнять и определенную семантическую функцию (значения отрицания «не-а», переспроса «а? », согласия «дя», просьбы, требования «дя! дяй! »).

 

Важнейшими предпосылками появления у ребенка первых слов являются:

—  анатомическая и функциональная полноценность арти­куляционного аппарата;

—   слуховая и эмоциональная реакция на человеческую речь, понимание речи;

—   формирование на уровне сенсорного восприятия раз­личительной способности (различение реальных объек­тов по форме, размеру, цвету, звучанию, на ощупь и т. д. )

и первичных обобщений («шарики — кубики», «ложки — вилки», «кошки — собаки») или сенсорных понятий («красный — зеленый», «большой — маленький»);

 

-     соответствующее возрасту умственное развитие и станов­ление внимания, памяти и других психических функ­ций, необходимых для установления первых связей меж­ду предметами, действиями и их словесными обозначени­ями;

—   мотивированность речи совместным со взрослым дей­ствием, ситуацией общения;

— выраженная коммуникативная интенция и активное ре­чевое подражание.

 

Начальные этапы усвоения языка как лексической системы имеют у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития специфические особенности, связанные с:

—   длительным «застреванием» на стадии «лепетных» слов*;

Лепетные слова являются «протознаками»: в них имеются зачатки но­минативных значений, интонаций, грамматических категорий, их употреб­ление соотносится с элементарными правилами диалога. Они обозначают не отдельный предмет, а всю ситуацию в целом, «для функционального опре­деления их статуса необходимо привлечение экстралингвистического мате­риала» (И. Е. Исенина, 1983. — С. 68).

 

—   неумением назвать однородные предметы одним сло­вом;

—  поздним появлением «опорных слов», с которыми связа­но формирование высказываний типа «исе каси», «исе сыя» и т. п., и очень незначительным приростом этих слов в словаре ребенка;

—   стойким эхолалическим повторением за взрослым, умения самостоятельно использовать новое слово в общении;

—  копированием вопросительной интонации взрослого вместо ответа на вопрос.

 

Однако главными особенностями речи таких детей являются так называемая «задержка лексического развития», которая про­является в бедности активного словарного запаса, и специфичес­кие трудности в овладении прагматическими аспектами вербаль­ной коммуникации.

 

  У нормально развивающихся детей второй год жизни характе­ризуется увеличением синтаксической сложности при переходе от однословных высказываний к двухсловным. Однако широкая ва­риативность индивидуальных темпов овладения двухсловными предложениями даже среди детей однородной социальной группы делает этот критерий практически неприемлемым для детей вто­рого года жизни, имеющих отклонения речевого развития. Само­стоятельные детские высказывания еще настолько элементарны и построены на копировании образцов взрослой речи, что имеет смысл говорить о появлении определенных форм конкретного сло­ва, которые функционально не тождественны соответствующим формам нормативного русского языка — это так называемая «доморфологическая стадия» языкового развития (С. Н. Цейтлин, 2000).

      Следующая — «морфологическая стадия» языкового развития связана со становлением фразовой речи. На третьем году жизни речь ребенка стремительно развивается: от отдельных самостоя­тельных высказываний в форме фраз, состоящих из 2-3 слов, до развернутых предложений в диалоге, инициированном самим ре­бенком, и первых попыток использовать монолог.

     Важными диаг­ностическими показателями неблагополучия речевого развития в этом периоде становятся:

—    отсутствие в речи ребенка фраз из 3 и более слов;

—  пассивность и безынициативность в ведении диалога;

—    однословность или однотипность ответов на вопросы;

—   преобладание в самостоятельных высказываниях «за­мороженных»      морфологических и грамматических форм и высокая доля имитируемых речевых образцов в речи детей (часто почти полные повторы высказыва­ния взрослого);

—    не соответствующие возрасту отклонения от последо­вательного усвоения фонетических моделей («физио­логическое субституирование») или, наоборот, дли­тельное «застревание» на некоторых из них, когда ис­кажения звуков приобретают стойкий патологичес­кий характер;

—    выраженные трудности произнесения многосложных слов и слов со стечениями согласных.

    Отдельно отмечаются стойкие запинки при произнесении раз­вернутых фраз или отдельных слов, многократные повторения и растянутое произнесение слогов и звуков, сопровождающееся мышечным напряжением.

 

     Не все из перечисленных диагностических показателей являют­ся равнозначными или проявляются одновременно, однако их общей характерной особенностью является то, что тяжесть и часто­та отклонений речевого развития обычно связаны со сроками по­явления произносительной единицы, морфологической категории или грамматической формы в речи ребенка. Как правило, чем позже эти формы должны были появиться в речи нормально гово­рящего ребенка, тем тяжелее и чаще они будет нарушены в случа­ях патологического развития речи. В случаях наиболее тяжелых форм речевых нарушений развитие речи задерживается на уров­не отдельных звукоподражаний, фрагментов слов, их «абрисов» и т. п. (Н. С. Жукова, 1994).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...