Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

V этап (9-12 месяцев). Коммуникативная деятельность и дословесные формы общения. Когнитивное развитие. Логопедическое обследование




V этап (9-12 месяцев)

       В начале периода — активный лепет, в конце периода большин­ство детей произносят 5-6 лепетных слов. Нормально развиваю­щиеся дети хорошо подражают интонации взрослого «собеседни­ка», копируют отдельные слоги, восклицания, междометия. Они хорошо выражают свое настроение, изменяя тон, громкость, дли­тельность звучания голоса.

      Наличие рудиментарного лепета, однообразных и монотонных голосовых реакций свидетельствует о серьезном отклонении в ран­нем развитии ребенка, которое может носить как парциальный, так и комплексный характер.

      В более легких случаях при компенсации к этому возрасту некоторых синдромальных проявлений (гипертензионно-гидроцефальный синдром, синдром нервно-рефлекторной возбудимо­сти, вегетативно-висцеральный синдром), нарушения формиро­вания голосовых реакций сочетаются со слабостью слуховых дифференцировок, недостаточностью слухового внимания и трудностью локализации источника звука в пространстве. Это задерживает развитие начального понимания речи у детей с резидуальной неврологической симптоматикой (Е. М. Мастюкова, 1993, 1997).

 

 

       К концу первого года жизни выраженными становятся кли­нические признаки основных форм ДЦП: формируется спастичность, выраженными становятся симптомы атаксии и гиперкинезы, что приводит к нарастанию патологических изменений в тонусе мышц речевого, голосообразующего и дыхательного ап­парата.

 

      Дисфункция общих речедвигательных навыков и нарушения ме­ханизмов фонации и дыхания косвенно проявляются в стойких трудностях формирования навыков разжевывания твердой пищи, прогла­тывания и умения пить жидкость маленькими глотками из чашки.

 

Коммуникативная деятельность и дословесные формы общения

       Младенец понимает указательные, запретительные жесты, а также выполняет некоторые коммуникативные действия: машет ручкой при прощании, подражая взрослому, для просьбы исполь­зует указательный жест. В этом возрасте активно развивается система дословесных форм общения, в которую входят звуки (вока­лизации), мимика, произвольные движения тела, жесты и взгля­ды («указательный», «ищущий оценку», «соединяющий»). Задер­жка формирования или полное отсутствие соответствующих паралингвистических структур в конце первого года жизни свидетель­ствует о серьезных нарушениях коммуникативной функции речи.

 

        У нормально развивающегося ребенка формируется понимание обращенной речи: отвечает действием на словесные просьбы (на­пример, хлопает в ладоши при слове «ладушки»), кивает головой в знак «согласия - несогласия». К 12 месяцам появляется речевое общение при помощи первых слов, как правило, обозначающих близких людей, любимую игрушку, часто выполняемое действие.

 

 

Когнитивное развитие

     У ребенка формируются первые наглядно-действенные пред­ставления, являющиеся сенсорно-перцептивной основой форми­рования обобщенного мышления и речи у детей раннего возра­ста. Особую форму деятельности младенца представляет собой подражание (движениям, жестам, выражению лица, голосу, простым словам) взрослому человеку, которое становится осоз­нанным и разнообразным в конце первого года жизни.

 

    При выраженных нарушениях психо-эмоционального и когни­тивного развития наблюдаются:

— маловыразительная и однообразная мимика;

— эмоциональные проявления в форме хаотической двига­тельной активности или оральных синкинезий;

— неадекватные реакции на речевое обращение, словесные инструкции, демонстрируемое действие.

 

 

Логопедическое обследование

    Важнейшими диагностическими параметрами оценки речево­го развития ребенка к 1 году являются:

первоочередное усвоение основных прагматических аспектов человеческой                                                                                                                                         коммуникации (младенец смотрит в глаза собеседнику, соблюдает очередность «высказыва­ний», кивает головой — «согласен / не согласен», машет ручкой — «до свидания» и т. п. );

хорошее понимание обращенной речи (знает свое имя, понимает простые вопросы, реагирует на запреты, вы­полняет простую инструкцию);

завершение лепетной стадии (активный лепет, его интона­ционная окрашенность и близость к выразительным мелодико-ритмическим особенностям речи взрослых, переход от аутолалической стадии лепета к лепетным диалогам с ма­мой, подражанию новым слогам);

появление первых слов и переход к речевой коммуника­ции (в лепете различаются первые слова, близкие по сво­ей структуре к лепету, развивается подражание значи­мым словам взрослых людей в форме нескольких упро­щенных слов);

условия, наиболее влияющие на активизацию звуковой / речевой активности ребенка: тактильно-эмоциональное, эмоционально-речевое, предметно-действенное общение ребенка со взрослым или сочетание этих форм (Ю. А. Разенкова, 1998);

сформированностъ базовых навыков глотания и жевания.

 Опрос родителей и анализ результатов наблюдения за ребен­ком первого года жизни целесообразно проводить опираясь на общие закономерности развития первых психических реакций младенца в онтогенезе, их зависимость от формирования двига­тельных функций, соматического здоровья ребенка и других факторов (например, особенностей эмоциональных отношений в семье).

 

    Любые выявленные у младенца нарушения голосового, дыха­тельного или артикуляционного компонента произносительной стороны речи требуют проведения своевременных коррекционных мероприятий, дополнительного обследования ребенка у других специалистов (невропатолога, отоларинголога, сурдолога), а труд­ности формирования коммуникативной деятельности — консуль­тирования у детского психолога.

 

  1. Обследование речи ребенка преддошкольного возраста

     «Детская речь не является личной деятельностью ребенка», индивидуальная речь рассматривается как часть диалога, сотруд­ничества, она теснейшим образом связана с развитием отношений взаимодействия ребенка и взрослого (Л. С. Выготский, 1984. — Т. 4. — С. 356).

      В процессе социализации ребенок постепенно ов­ладевает речью как средством общения, усваивая ее фонологичес­кие, морфологические и синтаксические формы, овладевая на каждой возрастной ступени новыми типами обобщения, которые в дальнейшем и определяют изменения ситуации общения («кри­зисы переходного возраста»). Динамика этого процесса во многом определяется гармоническим развитием всех аспектов личности ребенка раннего возраста.

 

        В обследовании детей раннего возраста очень важно правиль­но выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и рече­вого развития, чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропустить явные отклонения от нормы.

 

        Последовательность стадий овладения родным языком в онто­генезе определяет специфические особенности его использования в речевом общении у детей раннего возраста:

—  обязательное опережающее развитие понимания обра­щённой речи                                                                                                                                                (семантический аспект);

— первоочередное усвоение некоторых прагматических аспектов                                                                                                                                               (диалогическая последовательность высказываний, использование утвердительных и отрицательных  кивков головой, умение поприветствовать и попрощаться                                                                                                                                              с собеседником, умение смотреть в глаза взрослому во время разговора и т. д. ) при более медленном и постепен­ном овладении фонологическим, морфологическим и синтаксическим аспектами;

--использование для выражения коммуникативных на­мерений значительного количества разнообразных не­вербальных средств (крики, протягивание рук, на­правленные взгляды, улыбки, лепетание и вокализа­ции, указательные жесты, подталкивание в нужную сторону);

— корреляция между накоплением словарного запаса и раз­витием мышления;

— выраженная зависимость уровня речевого развития от других важных показателей развития ребенка раннего возраста (развитие общей и тонкой моторики, усвоение социо-культурных навыков и т. п. ).

                                                                                                                                                                                           Логопед при осмотре ребенка с отклонениями в речевом разви­тии использует следующие методы обследования:                                                                                                                                                                                                           

 

—  анкетирование (анкета для родителей (матери), опрос­ники);

— беседу с родителями;

—  наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в ес­тественных условиях (движение, игра, еда, одевание-раз­девание и т. п. ) и в ходе выполнения специальных зада­ний;

— изучение медицинской документации;

— беседу с воспитателем, музыкальным работником, педа­гогом по физическому воспитанию, методистом;

—ознакомление с педагогической характеристикой, еслиребенок посещает ясли или детский сад;

 — собственно логопедическое обследование ребенка: строения и функционирования основных органов артикуля­ции, состояния произвольного артикуляционного праксиса (после 1 г. 6 мес), дифференцированности слухово­го внимания к неречевым и речевым сигналам, сформированности понимания речи, в том числе простых и: сложных речевых инструкций, объем пассивного и ак­тивного словарного запаса.

 

       Психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возра­ста включает задания, которые можно условно разделить на не­сколько диагностических блоков:

— исследование неречевых процессов: конструктивной де­ятельности, рисования, слухового внимания, зрительно­го восприятия, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, общей и тонкой моторики — проводится дет­ским психологом;

— исследование фонетической и фонематической стороны речи, импрессивной речи, экспрессивной речи, состояние фразовой речи проводится логопедом.

 

      Необходимо также учитывать, что адекватность оценки уров­ня развития ребенка раннего возраста, в том числе и речевого, во многом определяется состоянием малыша во время проведения обследования, мотивированностью его деятельности, общим фоном настроения ребенка, наличием доброжелательного контакта с ис­следователем (Е. А. Стребелева, 1998. ).

 

При выполнении заданий логопеду следует обращать особое внимание на:

 

— умение ребенка выполнять действие по словесной инструкции;

—то, какой рукой ребенок берет предметы и как он «рабо­тает» руками (использует обе руки или только одну);

— ловкость или неумелость действий с маленькими предме­тами;

— эмоциональные возгласы и слова, произносимые во вре­мя выполнения заданий.

 

     Если, выполнив задание или один из его этапов, ребенок созна­тельно произносит любой возглас или использует указательный жест в значении «Посмотри, как у меня получилось! », это обяза­тельно отмечается в протоколе обследования. Если ребенок молча выполняет действия, логопеду следует попытаться активизировать его речь, произнося любые эмоционально окрашенные, простые слова, поглаживая его по головке или помогая ему выполнить за­дание.

 

        Для объективности фиксации результатов исследования целе­сообразно записывать ход обследования на магнитофон или дик­тофон, установленный в непосредственной близости от ребенка, но так, чтобы малыш не обращал на него внимание. Ниже мы приво­дим некоторые задания, которые могут быть предъявлены логопе­дом ребенку конца второго года жизни, родители которого обра­тились с жалобами на задержку речевого развития. При выпол­нении этих заданий их последовательность можно менять, одна­ко следует придерживаться некоторых общих принципов.

 

    Первые задания («Полоса препятствий», «Собери пирамидки»), относящиеся к блоку неречевых заданий, проводимых психоло­гом, приводятся нами не для использования их логопедом в диаг­ностических целях (определение уровня моторного и интеллекту­ального развития), а носят предварительный, ориентировочный характер для оценки перцептивных, моторных, когнитивных предпосылок формирования речевой деятельности.

     Большинство речевых заданий носят вариативный характер, их можно использовать как для обследования пассивного, так и ак­тивного словаря, причем чаще всего маленькие дети на  обследовании будут преимущественно показывать нужный предмет или его изображение, а не называть его.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Первые речевые задания, предъявляемые ребенку, строятся исключительно с использованием игрушек и игровой ситуации (например, «Узнай (найди) звучащую игрушку», «Кто так гово­рит? »). В дальнейшем игровые задания («Пускаем кораблики», «Прячем игрушку») целесообразно чередовать с более сложными речевыми заданиями, которые проводятся не только на предмет­ном, но и на картинном материале («Что это такое? », «Что дела­ет? »- и т. п. ).

  Последнее задание («Слушаем рассказ») обязательно проводит­ся с ребенком, даже если родители утверждают, что их малыш книжками не интересуется и рассказы по картинкам не слушает, т. к. большое значение в данном обследовании имеет индивидуаль­ный эмоциональный и речевой стиль предъявления задания, а также то, читает ли взрослый текст или выразительно пересказы­вает его.

 

 

Примеры заданий:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...