Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV этап (6—9 месяцев). Коммуникативная деятельность. Когнитивное развитее. Логопедическое обследование




IV этап (6—9 месяцев)

      В самостоятельной вокальной продукции наблюдается посте­пенный переход к активному, многообразному по звуковому соста­ву лепету. Звуки начинают постепенно дифференцироваться и приближаться к звукам родного языка, появляясь в лепете ребен­ка в определенной последовательности: ротовые-носовые, звонкие-глухие, твердые-мягкие, смычные-щелевые (В. И. Бельтюков, 1977). У младенца вызывается эхолаличное повторение слогов за взрослым, копирование интонационно-мелодической структуры знакомой фразы, он также может имитировать кашель и щелка­нье языком.

 

      Возрастает роль стимуляции на характер долингвистической вокальной продукции. На появление первичных коммуникатив­ных намерений существенно влияет наличие благоприятной обста­новки взаимодействия взрослого и ребенка.

 

Коммуникативная деятельность

 

    Понимает, когда к нему обращаются по имени, реагирует на слово «нет».

    Вокализации и жесты выполняют коммуникативную функцию (интонация удовольствия, неудовольствия, просительные и проте­стующие жесты).

    Начальное ситуационное восприятие обращенной речи (повора­чивает голову в сторону называемого человека). Отклонения в раз­витии приводят к задержке или невозможности формирования ком­муникативной функции речи, ребенок реагирует на раздражители недифференцированным криком, плачем, спонтанными жестами.

 

     В случае грубой патологии развития физиологические эхолалии и слоговой лепет не формируются или возникают позже в искажен­ном виде, интонационная выразительность отсутствует, реакция на обращенную речь проявляется в виде чрезвычайно бедной во­кальной продукции, отдельных звукокомплексов, недифференци­рованной голосовой активности (Е. Ф. Архипова, 1991). Ребенок не стремится к звукоподражанию. При глубокой умствен­ной отсталости и РДА эти признаки выражены еще сильнее.

 

Когнитивное развитее

 

   «Комплекс оживления» угасает, уступая место более диффе­ренцированным психическим реакциям. Развивается подража­ние и активное манипулирование предметами. Действия приоб­ретают целенаправленней характер (настойчивые попытки дос­тать, дотянуться до нужного предмета, после отвлечения возвра­щает взгляд на то место, где было лицо человека или предмет).

 

   При отклонениях в развитии вместо ориентировочной реакции и игровой деятельности (манипулирования) выражены общий ком­плекс оживления и подражательная улыбка (Л. О. Бадалян и др., 1988). В случаях РДА эмоциональные реакции у детей очень избирательны и неожиданны, часто они бывают связаны с неодушевленными предметами.

 

   После 6 месяцев нарушения когнитивного развития достаточ­но заметны, однако дифференциальная диагностика очень слож­на, чтобы определить ведущее нарушение надо соотнести все дан­ные об анамнезе с динамическим наблюдении за ребенком.

 

Логопедическое обследование

            При целенаправленном наблюдении за развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам необходимо отметить следующее:

 

1) Особенности формирования лепета:

— отсутствие лепета, немодулированный по громкости и тону лепет, его затухание в этом периоде; постепенное обогащение звукового состава, интонационная вырази­тельность речевой продукции;

— близость лепета к интонационным особенностям родной речи (незавершенность интонации, перепады частоты ос­новного тона по высоте и громкости, удлинение ударных гласных и т. п. ) ( Н. И. Лепская, 1997);

—лепетные диалоги: постепенный переход от эмоциональ­ной реакции на обращенный монолог матери к диалогу мать — ребенок, в котором они выражают свое эмоцио­нальное отношение друг к другу в сериях слоговых пос­ледовательностей (ба-ба-ба, ма-ма-ма);

—умение ребенка выражать свои эмоции в обществе других людей или в одиночестве (при игре с игрушками) с помо­щью лепета.

2) Особенности формирования понимания обращенной речи:

—  знает свое имя (реакция на имя), начинает различать имена близких людей — как их называют в семье (мама,  папа) и поворачивать голову в их сторону в ответ на вопросы: «Где мама? »; «Где папа? ».

 

3)Развитие паралингвистических форм коммуникации:

— выражение своих просьб жестами и требовательными возгласами, криком;

— формирование направленного взгляда (« соединяющего »), использование его наряду с жестами, чтобы получить не­обходимую игрушку, пищу;

— умение всегда смотреть в глаза своему «собеседнику», со­блюдать некую последовательность, отдаленно напомина­ющую диалог, при «беседе» со взрослым (в «диалогичес­ких» лепетных сериях).

 

4)Развитие навыков глотания и формирование навыков же­вания твердой пищи:

— постепенно ослабевает рвотный рефлекс, сдвигаясь к кор­ню языка, и ребенок получает возможность не только сосать во рту твердую пищу, но и есть рассыпчатую кар­тошку и кусочки бисквита;

—развиваются движения языка из стороны в сторону и вверх-вниз, необходимые для разжевывания твердой пищи во рту, и ребенок перестает выталкивать твердую пищу изо рта движением кончика языка вперед;

—переход от питья кефира (густой жидкости) к умению пить воду из чашки маленькими глотками, не захлебы­ваясь и не поперхиваясь.

 

5) Характер взаимодействия матери и ребенка:

— сколько времени мать уделяет общению с ребенком, игре с ним;

— пытается ли мать активизировать ответную реакцию малыша.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...