Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обследование речевого развития детей раннего возраста




Обследование речевого развития детей раннего возраста

 

  1. Обследование доречевого развития младенца

 

    Логопедическая диагностика и стимуляция речевого развития на начальных этапах становления речевой коммуникации имеет целью раннее распознавание и исправление отклонений речевого развития и начинается с первых месяцев жизни ребенка. Это предполагает использование специальных приемов обследования и дифференциальной диагностики в сочетании с тщательным ана­лизом данных медицинского анамнеза и психолого-педагогичес­ких наблюдений за ребенком.

   В логопедическом обследовании детей раннего возраста в зави­симости от того, воспитывается ли ребенок с рождения в семье или Доме ребенка, используют комбинированно методы анализа анам­нестических данных, анкетирования родителей и наблюдения за ребенком младенческого возраста. При проведении ранней диаг­ностики отклонений в речевом развитии целесообразно также ори­ентироваться на традиционную схему нормального развития доно­шенных детей до 3 лет (Н. М. Аксарина, 1972; Л. О. Бадалян, 1982, 1988) и методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста (Г. В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э. Л. Фрухт, 1996).

 

I этап (период новорожденности)

 

     При отсутствии отклонений в развитии ребенок кричит гром­ко с первой минуты жизни, его дыхание характеризуется корот­ким вдохом и удлиненным выдохом. Первые голосовые реакции еще интонационно невыразительны, но в них можно отчетливо различить отдельные гласноподобные звуки («а», «э»).

    Особое внимание обращается на характер крика новорож­денного, который в первые недели жизни у детей с отклонениями в развитии часто напоминает отдельные всхлипывания на вздохе, с характерным носовым оттенком. В случаях наи­более тяжелой патологии отмечается пронзительный, болез­ненный, непрерывный крик, который принято называть «моз­говым». Нарушения крика отчетливо проявляются у детей с тяжелой двигательной патологией, у которых в дальнейшем выявляется дизартрия или анартия (Л. О. Бадалян и др., 1988. — С. 100). Если к концу периода новорожденности крик по-прежнему преобладает над другими рефлекторными звука­ми (кряхтенье, ворчанье, гуканье), то можно с большой долей вероятности констатировать патологические отклонения в развитии ребенка.

 

Логопедическое обследование

 

     При сборе анамнестических данных о неонатальном периоде логопеду целесообразно ориентироваться на следующее:

—   характер первого крика новорожденного (громкий, прон­зительный, хриплый, слабый, тихий, после хлопка по попке, после стимуляции, не кричал);

—   физиологическая функция дыхания (дышал самостоя­тельно с рождения, проводились реабилитационные ме­роприятия из-за заглатывания околоплодных вод или слизи, подключали к аппарату искусственной вентиля­ции легких, на какой срок, длительность нахождения в кювезе);

—  интенсивная терапия в неонатальном периоде (антибио­тики, заменное переливание крови, подключение к ка­пельнице);

—  хирургические мероприятия в неонатальном перио­де (в случаях тяжелой врожденной патологии орга­нов дыхания, кровообращения, голосообразования и т. п. );

—- первое кормление ребенка грудью (на какой день, сосал сам или кормили сцеженным молоком из бутылочки, ис­пользовался ли молокоотсос);

—  причины раннего искусственного вскармливания (стафи­лококк в материнском молоке, заболевание матери, бо­лезнь ребенка, слабость сосательного рефлекса, разлука с матерью и др. );

 

 

— длительность кормления (быстро уставал и засыпал, от­сасывал молоко у соска и отказывался сосать дальше, активно сосал все кормление, отказывался брать грудь, требовал соску);

— характер сосательных и глотательных движений при кормлении (срыгивания, поперхивания, захлебывания, вытекание молока через нос, вялость губ, болезненное «покусывание» груди во время кормления).

 

 

II этап (1-3 месяца)

 

   На эмоционально положительном фоне у ребенка появляются звуки начального гуления (гуканья), которое к концу периода переходит в певучее гуление («бааа, мааа»). Младенец постепенно переходит от единичных гласноподобных звуков к произнесению коротких звуковых цепочек. При гулении общая двигательная активность ребенка снижается.

    На основе зрительного и слухового сосредоточения возникает и закрепляется мимико-соматический «комплекс оживления» (3 мес): ребенок начинает воспринимать обращение к себе и «от­вечать» на него сочетанием улыбки, общим мимическим оживле­нием, вокализацией, генерализованной двигательной активнос­тью. Он по-разному реагирует на сердитый и ласковый голос, улы­бается или плачет. С помощью крика, который становится интонационо-выразительным, ребенок выражает свой протест или не­удовольствие.

 

   При отклонениях в раннем развитии ребенка ориентировочные зрительные и слуховые реакции формируются с запаздыванием или отсутствуют вообще. Преобладают отрицательные реакции (монотонный плач, длительный крик на одном тоне), улыбка край­не редка.

   В случае отклонений в речевом развитии голосовые реакции мало выразительны, при грубых нарушениях, связанных с орга­нической патологией ЦНС, начальное гуление (гуканье) отсутству­ет (Л. О. Бадалян, 1988).

 

  При выраженных нарушениях эмоционально-психической сферы нарушается формирование механизмов подражания, и гу­ление как бы задерживается на аутоэхолалической стадии. Не­обходимо также обратить особое внимание на формирование у младенца к 3 месяцам выраженной эмоциональной реакции на ухаживающего за ним взрослого человека («комплекс оживле­ния», улыбка, более активное гуление после звуковой стимуляции). Отсутствие такой реакции является прогностически небла­гоприятным показателем и требует дальнейшего наблюдения за психическим и эмоциональным развитием ребенка (Э. Л. Фрухт, 1998).

 

  Логопедическое обследование начинается с наблюдения за ре­бенком в естественных условиях. При опросе родителей и осмот­ре ребенка логопед обращает особое внимание на:

—  характер реакций на голод, охлаждение или перегрев при купании (резкий крик и общая двигательная активность, вялое покряхтывание, длительный пронзительный крик, общая вялость и пассивность);

— появление первых мимических гримас (реакция на «сладкое-горькое» при изменении питания кормящей матери или введении новой смеси или пищевых добавок), их симметричность или асимметричность, вялость, смазанность;

—  начальное зрительное и слуховое сосредоточение (зати­хает при поднесении к лицу яркого, светящегося пред­мета или прислушиваясь к новому звуку на фоне дру­гих);

—  фиксацию взгляда на лице говорящего взрослого;

—  наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение к нему со стороны взрослого;

—  характер преобладающих реакций на раздражители (рез­кий звук, яркие блики, болевые ощущения): крик, плач, вздрагивание, широкое открывание глаз, начальное со­средоточение, отсутствие реакций;

—  характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери: «оральное внимание», «комплекс оживления», отворачивается в сторону, плачет, не реа­гирует;    — проявление положительных эмоций в комфортных условиях, например после кормления или смены мокрых пеленок (покряхтывание, ворчание, сопение и т. п. ).

          Отдельно отмечаются первые доречевые реакции младенца:

—  начальное гуление—«гуканье»;

—  истинное гуление (время его появления, длительность и напевность голосовой продукции, наличие голосовой и двигательной аутостимуляции, особенности общего пове­дения при гулении, наличие/отсутствие эмоциональной реакции на ухаживающего взрослого в форме более ак­тивного гуления после звуковой или двигательной стиму­ляции);

—  первые реакции на интонацию взрослого (сердитую, лас­ковую), их проявления в форме плача, комплекса ожив­ления, мимических гримас;

—  монотонность/выразительность, напевность гуления модулированный/немодулированный характер первой доречевой продукции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...