Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Феномен науки и современная цивилизация




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Национальный государственный Университет

Физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург»

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

К.М. ОГАНЯН, В.В. ПЫЖ, С.И. ПЕТРОВ

ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Учебное пособие

Рекомендовано учебно-методическим советом ФГБОУ ВО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»

 в качестве учебного пособия по направлениям 49.04.01 «Физическая культура», 49.04.03, «Спорт», 49.04.02 «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)», 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление», 42.04.02 «Журналистика», 38.04.01 «Экономика», 38.04.02 «Менеджмент», 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», 43.04.02«Туризм»

 

Санкт-Петербург

2019

УДК 001(075.8)

ББК 87я73

О51

Рецензенты:

кафедра педагогики НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (зав. кафедрой-доктор педагогических наук, профессор В.И. Криличевский).

доктор философских наук, профессор Ю.В. Манько (Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна).

доктор социологических наук, профессор Я.А. Маргулян (СПбГЭУ).

 

 

Оганян К.М. Пыж В.В. Петров С.И.

 История и методология  науки /К.М. Оганян, Пыж В.В., Петров С.И.; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.: [б.и.], 2019. - 230с.

Печатается по решению редакционно-издательского совета «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».

Рекомендовано к печати учебно–методическим советом ФГБО ВО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» Протокол № 11  от «21» февраля 2019 г.

 

                                                                                                         

Основная цель учебного пособия – дать рекомендации к изучению курса истории и методологии науки, оказывая методическую и методологическую помощь для самостоятельного изучения курса.

В нем рассмотрены основные этапы истории науки, эволюция методов научного познания, дается представление о современной междисциплинарной методологии науки, принципах построения и анализа аргументации, культуре продуктивного мышления.

Материалы данного учебного пособия помогут студентам усвоить:

- основные принципы истории и методологии науки: онтологические, эпистемологические, этические и институционально-организационные;

- ключевые идеи, из которых сформировалась история и методологии науки и благодаря которым предыстория этой дисциплины превратилась в ее историю.

Материал учебного пособия опирается на справочные и хрестоматийные источники, современные учебники социологии, философии, логики. При написании пособия использованы современные нормативные документы, материалы собственных монографий, учебных пособий и публикаций, изданных ранее.

 

 

УДК 001(075.8)

ББК 87я73

 

© НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2019

© Оганян К.М., Пыж В. В., Петров С.Н. 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ ………………………………………………………………..............5

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...............7

ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НАУКИ КАК СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ ……………………………………………………………………………………….9

Глава 1. История науки в системе человеческой культуры.

§1.1. Феномен науки и современная цивилизация........................................................11

 §1.2. Соотношение позитивного научного и философского знания………………..12

§1.3. Философские основания науки..............................................................................14

§1.4. Эволюция науки как познавательной деятельности и социальной системы в истории европейской культуры………………………………………………………………..15

Глава 2. Наука как социальный институт………………………………………….23

 § 2.1. Понятие науки как социального института…………………………………….23

 §2.2 Историческое развитие институциональных форм научной деятельности…………………………………………………………………………………….24

 §2.3..Научная коммуникация как совокупность форм и методов профессионального общения в научном сообществе………………………………………………………………..25

 § 2.4. Наука в системе социальных ценностей. Сциентизм и антисциентизм………26

 § 2.5. Наука и власть. Проблемы государственного регулирования науки …………29

Глава 3. Структура научного знания и динамика его развития…………………31

§ 3.1. Основные типы наук и стили научного мышления..............................................31

§3.2. Научное знание как сложная развивающаяся система………………………….38

§3.3. Типы познавательных процедур. Структура эмпирического и теоретического знания............................................................................................................................................40

§ 3.4. Принципы и нормы развития научного знания ……………………………. …46

§3.5. Взаимосвязь знания, мнения и веры: гносеологический и методологический анализ……………………………………………………………………………………………52

§ 3.6. Динамика научного познания……………………………………………………61

§ 3.7. Глобальные проблемы науки и человечества………….......................................69

 

ТЕМА 2. «КАРТИНА МИРА» И «НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ». ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ …………………................................................................75

§4.1. Системное видение мира. Формирование картин мира………………………..75

§4.2. Античная и средневековая картина мира………………………………………76

§4.3. Физические картины мира в синтезе знаний: механическая, электромагнитная, квантово-полевая. Подходы и принципы………………………………………………….…77

§5.4..Научные революции и проблема преемственности знаний……………………80

 

ТЕМА 3. ЗАКОНЫ ЛОГИКИ. ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ ………………………………………………………………………………………88

Глава 5. Понятие о логической форме и логическом законе……………………88

§ 5.1. Из истории логики………………………………………………………………88

§ 5.2. Логика и методология науки ………………………………………………......95

 

§ 5.3. Основные законы: законы тождества, противоречия и исключённого третьего, закон достаточного основания………………………………………………………………..100

§ 5.4. Методологическая роль законов логики в различных науках. Действия законов логики в сфере физической культуры и спорта……………………………………………110

Глава 6. Объяснение и понимание в научном познании. Роль гипотезы в научном познании……………………………………………………………………………115

§ 6.1. Проблемы объяснения и понимания в научном познании……………………115

§ 6.2. Гипотеза как форма развития знаний,

ее виды и классификации………………………………………………………......…117

§ 6.3. Классификация: уровни, формы, методы и особенности научного познания126

§ 6.4. Методы проверки, подтверждения и опровержения научных

гипотез и теорий……………………………………………………………………….138

      §6.5.Методы социально-экономического и социально-гуманитарного

Исследования………………………………………………………………………………….143

 

 

ТЕМА 4. МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ДИАЛЕКТИКА ПОЗНАНИЯ …………………………………………………………………………………..153

Глава 7. Концепции и проблемы методологии науки: история и

 Современность……………………………………………………………………….154

§7.1. Позитивистская традиция в методологии науки.................................................154

§7.2. Эволюция форм позитивизма. Основные концепции и проблемы…………156

§7.3. Проблема научной рациональности в постпозитивизме...................................158

Глава 8. Методология научного исследования ……………………………………165

§8.1 Структура исследования......................................................................................165

§ 8.2. Процесс исследования..........................................................................................166

§ 8.3. Результаты исследования...................................................................................177

§ 8.4. Мотивы исследования..........................................................................................178

§8.5. Роль философии в научном исследовании......................................................179

§8.6. Методологическая основа исследования в области физической культуры

и спорта…………………………………………………………………………………...……182

 

ЗАКЮЧЕНИЕ...............................................................................................................185

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ……...…....................................................188

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 СЦЕНАРИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ…………………… 206

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА …………………………………..…. 212

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПРАКТИКУМ………………………………………………….224

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Дисциплина «История и методология науки» входит в цикл базовых дисциплин магистерской программы по направлениям 49.04.01 «Физическая культура», 49.04.03, «Спорт», 49.04.02 «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)», 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление», 41.04.05 «Международные отношения», 42.04.02 «Журналистика», 38.04.01 «Экономика», 38.04.02 «Менеджмент», 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», 43.04.02«Туризм».

В соответствии с учебным планом дисциплина изучается на 1 курсе по очной и заочной форме обучения. Вид промежуточной аттестации: экзамен.

Изучение дисциплины «История и методология науки» направлено на формирование следующих компетенций: способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного похода, вырабатывать стратегию действий; способность проводить научные исследования по разрешению проблемных ситуаций в области физической культуры и спорта с использованием современных методов исследования, в том числе из смежных областей знаний.

Дисциплина «История и методология науки» учитывает накопленный опыт практической работы магистрантов, расширяет рамки представлений об истории и сущности науки через освоение подходов к современной классификации наук, раскрывает философские проблемы осмысления науки, методы получения современного научного знания, а также критерии оценки их эффективности.

Эта дисциплина выступает основополагающей в организации магистерских исследований, закладывает основы научной методологии написания магистерской диссертации, определяет процесс профессионального развития магистрантов как в период их обучения, так и в период профессиональной деятельности.

Изучение дисциплины базируется на системе знаний, умений и универсальных компетентностей, полученных бакалаврами и специалистами при изучении философии, логики, истории, а также на приобретенном ими опыте научной работы в ходе подготовки ими курсовых и дипломных работ.

Дисциплина «История и методология науки» имеет пропедевтическое[1] наполнение. Организация учебной деятельности магистрантов в рамках данной дисциплины фактически определяет тактики обучения в других дисциплинах магистерской программы, оценку качества освоения магистерской программы.

Основной целью преподавания дисциплины «История и методология науки» является формирование целостного понимания развития науки как социокультурного процесса, поскольку наука неразрывно связана с другими сферами общественной жизни: экономической, политической, культурной. С одной стороны, наука всегда оказывается обусловленной этими сферами, а, с другой стороны, наука в своем развитии является важнейшим фактором социокультурных трансформаций.

 

 

Цель изучения дисциплины: сформировать у магистров общих представлений о теоретико-методологических основах научно-исследовательской деятельности правилах выполнения, оформления и порядке представления результатов различных учебно-исследовательских и научно-производственных работ.

Задачи дисциплины: формировать у магистров целостных теоретических представлений об общей методологии научного творчества; ознакомить с общими требованиями, предъявляемыми к научным исследованиям, основам их планирование, организации и предъявляемыми к оформлению различных исследовательских работ; подготовить магистрантов к научно-исследовательской практике.

Знания по истории и методологии науки позволяют обоснованно выбирать методы при исследовании новой научной проблемы поскольку выявляют закономерности и законы развития науки, получения новых знаний.

Курс помогает структурировать информационное поле о достижениях различных дисциплин, затрагивающих проблемы развития человеческого общества, и, тем самым, увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность проблем, решаемых специалистами различных специальностей.

Это становится особенно важным в современном мире, в котором решение назревающих глобальных проблем невозможно без широкого междисциплинарного подхода. Поэтому являясь уникальной комплексной дисциплиной история и методология науки важна как для гуманитарного, так и для естественно-научного и технического образования.

Учебное пособие подготовлено авторским коллективом в составе:

Пыж В.В. – руководитель авторского коллектива, доктор политических наук, доцент – предисловие, введение, гл. 2; §3.2, 3.6, 3.7 (в соавт. с С.Н. Петровым); гл. 4; гл.5 (в соавт. с К.М. Оганяном); гл. 6 (в соавт. с С.Н. Петровым); приложение 1; 2;  §8.6; заключение;

Оганян К.М. - доктор философских наук, профессор гл.1; гл. 3, § 3.1, 3.3, 3.4, 3.5; гл.5 (в соавт. с В.В. Пыжом); гл.7; гл. 8; терминологический словарь; приложение 3;

Петров С.Н. – кандидат психологических наук, доцент - предисловие, введение,  § 3.7; гл. 6 (в соавт. с В.В. Пыжом)

 

ВВЕДЕНИЕ

В процессе постоянного обновления науки, в целом, и прикладных ее отраслей, в частности, формируются новые направления, подходы, технологии. В последние годы в сфере управления организациями стало выкристаллизовываться сравнительно новое направление – поисково-исследовательское, обусловленность появления которого диктуется самим ходом развития научной теории и практики.

Традиционно считалось, что исследование, это дело ученых. Однако в последнее время стало ясно, что конкретные проекты преобразования, кропотливый поиск лучших вариантов – дело работников конкретной организации.

Современная наука объединяет множество различных дисциплин, каждая из них имеет свои специальные теории, концепции, методы и методики расчетов и экспериментов. Предмет курса «История и методология науки» не предполагает изучения конкретных методов вычислений и методики экспериментов. В задачу этой учебной дисциплины входит общее представление об исторических этапах познания природы, становлении научной рациональности, ее критериях и моделях объяснения явлений.

 Как следствие, магистр, завершив обучение, одновременно с владением практическими методами и приемами работы должен обладать определённой методологической культурой.

Методологическая культура – это, прежде всего, культура мышления. По сложившейся традиции профессионального высшего образования развитие культуры мышления предполагает освоение и отработку исследовательских навыков - навыков получения новых знаний.

Эффективность организации поисковой, исследовательской деятельности во многом зависит от умения магистра адекватно определить цель исследования, подобрать необходимый инструментарий, выявить механизм реализации, правильно интерпретировать полученную информацию, обращая ее в стимул для оптимизации работы профессионального объекта.

Термин «наука» (от лат. scientia – знание) указывает на ту часть человеческой культуры, которая имеет отношение к сохраняемому в социуме совокупному знанию. Греческие аналоги термина «знание» – эпистема, гносис – представлены в названии направления философских исследований – теории познания (эпистемологии, гносеологии).

Наука - это специфическая деятельность по производству и получению новых знаний. Учитывая специфику научной деятельности: наука – это специлизированная эмпирическая и теоретическая деятельность, направленная на получение истинного знания о мире; нормативную сторону научной деятельности: наука – это деятельность, регулируемая идеалами и нормами получения, объяснения и построения научного знания.

В современном понимании наука – динамичная система объективных истинных знаний о существующих связях действительности, получаемых в результате специфической общественной деятельности и превращаемых в непосредственную практическую силу общества.

Сферу науки отличает особый вид рациональной познавательной деятельности. Под рациональностью понимают организованное абстрактное мышление, в основе которого лежит последовательное рассуждение в соответствии с законами логики. Сложившееся в новоевропейской культуре представление о научной рациональности подчеркивает особый язык, причинные модели объяснения явлений, строгую форму логического и фактического обоснования утверждений и концепций.

Научное знание, которое создает фундаментальную базу технологических инноваций, отвечает определенным критериям: предметности, воспроизводимости, объективности, обоснованности, полезности. Научный дискурс представлен четко определенными понятиями, речью, построенной в соответствии с признанными принципами объяснения. Безличная автономия научного дискурса наиболее ярко характеризует современный канон научной рациональности.

Знание всегда предметно; это знание чего-то или о чем-то: о причинах явлений, свойствах веществ (растительных, животных, минеральных), закономерностях смены времен года и т.п. Для обращения со знаниями человечество вырабатывает различные, меняющиеся в зависимости от культур и исторических эпох, способы получения, хранения, преобразования, передачи и использования знаний.

Выступая наиболее развитой формой познания в современной культуре, наука сосуществует с целым рядом форм обыденного и практического знания. Предметная область философии науки очерчена вопросами о познавательных стратегиях и методах науки, ценности науки, критериях ее отличия от других форм постижения мира (искусства, философии, религии, практики), сохраняющихся в ходе исторической эволюции научной рациональности.

Задачи методологии науки связаны с концептуальным анализом развития конкретно-научного знания, а также общих проблем эволюции научной мысли; с анализом идеала научной рациональности, анализом оснований, принципов и методов развития научного знания; с обоснованием перестройки нормативных структур науки и создаваемых картин реальности.

Выявление взаимосвязи теоретических, методологических, мировоззренческих установок в развитии научного знания как целостной системы, погруженной в социальную и культурную среду, составляет специфику методологии научных исследований в XXI в.

 

ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НАУКИ КАК СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ [2]

Глава 1. НАУКА В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ [3]

§1.1. Феномен науки и современная цивилизация. §1.2. Соотношение позитивного научного и философского знания. §1.3. Философские основания науки. §1.4. Эволюция науки как познавательной деятельности и социальной системы в истории европейской культуры.

 

Феномен науки и современная цивилизация

История науки определяется не только хронологией и персонологией конкретных открытий, но прежде всего познавательными стратегиями, указывающих перспективу исследований природы, общества и человека.

Истоки собственно научной рациональности формируются в новоевропейской философии (XVII в.) в противостоянии эмпиризма и рационализма, по-разному трактующих источник и метод получения научного знания.

Представления о строении мира, пространстве, времени, принципах движения и взаимодействия, которые вырабатывает наука, в современном мире является базовым знанием, необходимым для понимания мира каждым человеком в соответствии с уровнем знания своей эпохи. С научными представлениями соотносится развитие современной техники и технологии, а также мировоззренческие концепции в религии и философии.

Поэтому изложение фактического материала истории науки в данном курсе подчинено логической связи мировоззрения, наиболее важных естественнонаучных теорий и методологии познания.

Эпоха Просвещения в истории европейской культуры выдвинула идею прогресса, отождествив науку с разумом, а прогресс науки как коллективного разума – с общественным прогрессом. С тех пор наука выступала в качестве неоспоримой культурной ценности, которая играла ключевую роль критерия социального прогресса. Во второй половине ХХ в. отношение общества к науке становится неоднозначным в связи с глобальными проблемами экологического плана. Складываются две альтернативные позиции: сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм трактует науку как величайшую ценность. Сторонники этого взгляда убеждены в необходимости и благотворности научного подхода к решению всех проблем жизни людей. В противоположность им антисциентисты говорят об антигуманности науки и необходимости ограничить ее развитие, дают негативную оценку достижениям науки, акцентируют их разрушительные последствия.

Сциентизм настаивает на том, что только дальнейшее развитие науки может спасти человечество от бед, порожденных научно-техническим прогрессом. В антисциентизме выражается разочарование как в научно-техническом прогрессе, так и в науке.

Современная наука пугает многих своей втянутостью в милитаристские проекты и недоступностью (для тех, кому не хватает знаний и таланта). Публика внимает сенсационным слухам об ужасных открытиях и изобретениях, которые грозят человечеству поголовным зомбированием, гибелью генофонда, рабством под властью машинного интеллекта, созданными в научных лабораториях вирусами. В то же время в глазах общества наука продолжает оставаться важнейшей силой, с помощью которой решаются разнообразные социальные задачи. Более того, в современной практике наукоемкие технологии задают темпы экономического развития, становятся критерием государственной образовательной и технической политики.

Новые проблемы в современном обществе связаны с процессами глобализации. Распространение сетевых технологий в информационную эпоху выявило принципиальное различие техногенной и традиционной культур, различие в иерархии ценностей и в типах ментальности, поставило перед философией вопрос об относительной историко-культурной ценности науки в системе знания и духовной жизни общества.

Традиционные общества, отмечает В. С. Степин, характеризуются замедленными темпами социальных изменений. Виды деятельности, их средства и цели могут столетиями существовать в качестве устойчивых стереотипов. Приоритет отдается традициям, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным стилям мышления. Инновационная деятельность здесь не воспринимается как высшая ценность, напротив, она имеет ограничения и допустима лишь в рамках веками апробированных традиций. Этот тип социальной организации сохранился до наших дней, хотя его столкновение с современной техногенной цивилизацией рано или поздно приводит к радикальным трансформациям традиционной культуры и образа жизни.

Техногенная цивилизация, которую часто обозначают термином «западная цивилизация», характеризуется высокими темпами социальных изменений. Резервы роста черпаются не за счет расширения культурных зон, а за счет перестройки самих оснований прежних способов жизнедеятельности и формирования принципиально новых возможностей. Возникает новая система ценностей. Ценностью здесь считается сама инновация, оригинальность, вообще новое.[4]

Культурная матрица техногенной цивилизации, подготовленная античной наукой и культурой средневековой Европы, начинает свое собственное развитие в XVII в., проходя последовательно доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную стадии развития.

Особенность современной постиндустриальной цивилизации – развитие техники, технологии не только путем стихийно протекающих инноваций в сфере самого производства, но и за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в технико-технологические процессы.

Научно-технический прогресс постоянно меняет способы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни, ускоряет изменение природной среды и предметного мира, в котором живет человек.

В традиционных культурах считалось, что мир периодически возвращается к исходному состоянию, что «золотой век» уже позади, в далеком прошлом. Герои прошлого создали образцы поступков и действий, которым следует подражать. В культуре техногенных обществ иная ориентация. В них идея социального прогресса стимулирует ожидание перемен и движение к будущему, а будущее полагается, как рост цивилизационных завоеваний, обеспечивающих все более комфортное для человека мироустройство.

Мировоззренческие доминанты техногенной цивилизации трансформируют смысло-жизненные установки, характерные для традиционных культур.

Идея преобразования мира и подчинения человеком природы является первой и важнейшей доминантой в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории. Преобразующая деятельность в отношении природы и общества рассматривается как главное предназначение человека. В традиционных культурах активность человека осмысливается как ориентированная вовнутрь человека, на самосозерцание и самоконтроль, в рамках следования традиции.

Второй доминантой в мировоззренческих ориентациях техногенной цивилизации является ориентация на понимание мира как упорядоченного, закономерно устроенного объекта, в котором разумное существо, познавшее законы природы, способно осуществить свою власть над внешними процессами. В традиционных культурах природа понимается как живой организм, в который органично вписывается человек. Само понятие закона природы, отличного от законов, которые регулируют социальную жизнь, было чуждо традиционным культурам.

Третьей доминантой техногенной цивилизации выступает идеал творческой индивидуальности. Вся культура, ориентированная на инновации, формирует и поддерживает этот идеал.[5]

Обучение, воспитание и социализация индивида в новоевропейской культурной традиции способствуют формированию у него гибкого и динамичного мышления. Это проявляется в рефлексивности обыденного сознания, его ориентации на идеалы доказательности и обоснованности суждений, в традиции языковых игр, лежащих в основе европейского юмора, насыщенности обыденного мышления догадками, прогнозами, предвосхищениями будущего как возможными состояниями социальной жизни, приверженности к абстрактно-логическим построениям даже в сфере искусства.

Только в этой системе ценностей научная рациональность и научная деятельность обретают приоритетный статус.

Научное познание выступает необходимым базовым условием не только практической деятельности, но и формирования менталитета. В новоевропейской культуре научная рациональность обретает своеобразный символический смысл. Она воспринимается как необходимое условие процветания и прогресса.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...