Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научное знание как сложная развивающаяся система.




Научное познание – есть целостная система сложной структуры, выражающей единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структурирование научного познания может быть проведено по разным основаниям и соответственно – представлено в совокупности различных специфических элементов:

1.С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта научного познания, наука включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве.

Субъект науки – ключевой элемент научного познания – отдельный исследователь или научное сообщество.

Объект науки – область научного познания, то, что изучает данная научная дисциплина. Предмет науки – это некоторая целостность, выделенная из мира объектов в процессе научной деятельности. Система методов и приемов, характерных для данной науки, обусловленных своеобразием её предмета. Язык науки – специфическая знаковая система – как естественный язык, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.).

2.С точки зрения формирования дисциплинарно-организованного знания, в котором выделяются отдельные отрасли – научные дисциплины. Выявление структуры науки в этом аспекте ставит проблему классификации наук. Современная классификация наук включает три блока: естественные науки; технические науки; социально-гуманитарные науки.

3.С точки зрения выявления уровней организации научного знания: эмпирический и теоретический.

В структуру теоретического уровня входят фундаментальные теории и теории, которые базируясь на фундаментальных концепциях, описывают ограниченную область реальности.

Для эмпирического уровня элементами структуры выступают исходные данные наблюдений и экспериментов, или эмпирические протоколы, а также факты и эмпирические закономерности, в совокупности образующие эмпирический базис дисциплины. Эмпирический и теоретический уровни научного познания взаимопредполагают друг друга.

Развитие теоретического исследования постоянно нуждается в притоке информации, который обеспечивается на уровне эмпирического познания. В свою очередь, научные факты как важнейшие элементы эмпирического базиса науки оказываются теоретически нагруженными.

4. С точки зрения выявления оснований науки. Во второй половине XX века в философии науки начинают активно обсуждать вопрос об основаниях и предпосылках научного познания. Это позволило зафиксировать в ней особый уровень, который стали называть слоем метатеоретических оснований науки.

В качестве таких оснований сегодня рассматривают различные формы ценностных и мировоззренческих структур, выполняющих различные функции в процессе формирования и развития теоретических знаний. Они не только задают научному познанию стратегические ориентации, но и во многом обеспечивают включение его результатов в культуру соответствующей исторической эпохи. Различные варианты и модели метатеоретических оснований науки предложены постпозитивистами.

Так, Т. Кун считал, что важнейшим из них является «парадигма». И. Лакатос в этой функции рассматривал «научно-исследовательскую программу» и т.д.

В отечественной традиции большинство авторов выделяют в качестве базовых форм оснований науки научную картину мира, стиль научного мышления, философские категории и принципы.

 Основания науки, их структура и социокультурная размерность

Весьма обоснованная версия этой проблемы предложена отечественным философом науки, академиком В.С. Степиным.

В качестве базовых метатеоретических оснований науки он выделяет три блока предпосылочного знания:

- идеалы и нормы научного исследования;

- научную картину мира;

- философские основания науки.

Каждый из этих блоков обладает сложной структурой и играет определенную роль в динамике научного знания.

Первый блок включает в себя идеалы и нормы таких составляющих научное исследование как:

а) доказательства и обоснования знания;

б) объяснения и описания;

в) построения и организация знания.

В идеалах и нормах научного исследования зафиксированы не только принципиальные отличия научного познания от других видов познавательной деятельности и специфические нормативные структуры, характерные для отдельных областей научного познания, но и отличительные особенности стиля мышления определенного периода в развитии научного знания. Идеалы и нормы исследования детерминированы как характером исследуемых объектов, так и мировоззренческими доминантами в культуре определенной исторической эпохи.

Второй блок оснований науки – это научная картина мира как широкая панорама знаний и исследований о природе и человечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты занимает доминирующее положение в структуре мировоззрения. Она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в разных науках, и содержит в себе общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития научного знания.

Научная картина мира опирается на достоверные знания и представляет собой не просто сумму или набор фрагментов отдельных дисциплин. Её назначение состоит в обеспечении синтеза знаний. Отсюда вытекает интегративная функция научной картины мира. С этим связана системность научного мировоззрения.

 В центре внимания постнеклассики – осмысление процессов синергетики, весьма актуальных в современных исследованиях последних десятилетий. В синергетической картине мира царят становление, многовариантность, нелинейность, отказ от ориентаций на однозначность и унифицированность. Пространство – человекоразмерно, время необратимо. Неопределенность человека как атрибута бытия.

Третий блок оснований науки – это философские основания науки–фундаментальные идеи и принципы, обосновывающие идеалы, нормы исследования и онтологические постулаты научной картины мира, а также обеспечивающие включение научного знания в культуру. Наряду с функцией обоснования уже полученных знаний они выполняют и определенную эвристическую функцию. Их формирование предполагает обращение в каждом конкретном случае к наиболее плодотворным философским идеям и адаптацию их к потребностям решения определенных научных задач.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...