Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие логического закона




С понятием логической формы тесно связано понятие логического закона. Логический закон это отношение между логическими формами мысли. Логические законы не зависят от воли людей, и их нарушение приводит к тому, что невозможно получить истинный результат.

По своему содержанию мысли бывают истинными или ложными, т. е. соответствующими и не соответствующими действительности. Необходимым условием истинности всякой мысли является ее логическая правильность, т. е. соответствие логическим законам. Если в рассуждениях, теориях нарушены логические законы, то эти рассуждения, теории не могут быть истинными.

Но одна логическая правильность не гарантирует истинности.

 Рассуждение может состоять исключительно из ложных посылок, но приводить к истинному выводу. Пример такого рассуждения:

Все Звезды – спутники Земли

Луна – звезда.

Следовательно, Луна — спутник Земли.

Или все утверждения могут быть истинными, но результат получится ложный. Пример:

Все птицы — позвоночные.

Все лебеди — позвоночные.

Следовательно, все лебеди — птицы.

Таким образом логика изучает и формулирует логические законы, позволяющие проверить истинность рассуждений или теорий вне их конкретного содержания. Логические формы мышления оказываются общими для мышления в самых различных областях знания, и логичность мышления для всех наук равно обязательна.

 

Основные законы: законы тождества, противоречия и исключённого третьего, закон достаточного основания

Закон мышления – это внутренняя, необходимая связь между мыслями. Наиболее простые и вместе с тем необходимые связи между мыслями выражаются с помощью основных формально-логических законов, подчинение которым обусловливает определенность, последовательность, непротиворечивость и обоснованность мышления.

Они представляют собой ряд таких исходных общих положений, аксиом, с помощью которых обосновываются отдельные правили мышления. Положения эти должны соблюдаться во всякой правильной мысли. Поэтому они и называются основными законами мышления.

Формальная логика рассматривает четыре основных закона: тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания. Эти законы считаются основными, так как они выражают наиболее общие свойства всякого правильного мышления и имеют всеобщий и необходимый характер. Без соблюдения этих законов правильное мышление вообще невозможно.

Закон тождества.

Проблемы мышления, его форм, принципов и законов занимали мыслителей всех времен и народов. Можно назвать ряд учений Древней Индии, Древнего Китая, в которые включены вопросы логики. Однако наибольшую теоретическую оформленность они нашли в Древней Греции. До Аристотеля логика разрабатывалась знаменитым Сократом (469-399 гг. до н. э.). Но больше всего проблем формально-логического характера было поставлено школой софистов (V в. до н. э.). Выступая как учителя красноречия и риторики, софисты разрабатывали специальные задачи для упражнения ума в поисках формально-логических противоречий.

Глава этой школы Протагор (481-411 гг. до н. э.) рассказал в одном из своих произведений о тяжбе, которая возникла между ним и его учеником Эватлом.

Протагор обучал Эватла выступать в суде, вести судебные дела по обвинению и защите. Между ними была договоренность, что вторую половину платы за обучение ученик заплатит учителю после выигранного Эватлом судебного процесса. Но ученик, не желая, видимо, платить, долгое время после окончания курса уклонялся от выступления в судах.

Тогда раздосадованный Протагор обратился к ученику с таким посланием: «Я подал на тебя в суд за неуплату денег. Если ты выиграешь процесс, то должен будешь заплатить по нашему договору; если же проиграешь - должен будешь платить согласно решению суда. Но ты либо выиграешь процесс, либо проиграешь его, следовательно, так или иначе должен будешь выплатить требуемую сумму».

Эватл, однако, не зря учился у Протагора и ответил ему следующим: «Если я выиграю процесс, то не должен буду платить в силу судебного решения, если же проиграю, то не должен буду платить в соответствии с нашим договором. Но я либо выиграю процесс, либо проиграю его, следовательно, ни при каком исходе не должен платить требуемых денег».

Как же разрешить их спор? Многие ученые мужи древней Греции заходили в тупик, решая эту задачу. Она фигурировала в учебниках по логике средневековой Европы.

Только Аристотелю удалось разгадать загадку благодаря обоснованию закона тождества, который указывает, что в процессе рассуждения необходимо использовать понятия и суждения в одном и том же значении (содержании), подразумевая один и тот же предмет мысли, взятой в одно и то же время и в одном и том же отношении.

Формула закона: А = А («А тождественно А»).

С точки зрения этого закона, одинаково неправильны доводы и Протагора, и Эватла.

Во-первых, нетождественны понятийные содержания используемых обоими слов «договор», «победа», «проигрыш». Ведь их договор предусматривал выступление Эватла на суде в качестве юриста, а не ответчика, поэтому его победа, как и проигрыш в качестве ответчика будут результатом действия суда, а не победа или проигрыш Эватла как юриста.

Во-вторых, никак не могут быть признаны тождественными разные основания вывода, используемые обоими: их договор и решение суда.

По-разному объединив обе ошибки, Протагор и Эватл приходят к противоположным выводам, основываясь на одинаковых по видимости посылках, то есть исходных суждениях.

Более простые случаи нарушения закона тождества связаны либо с применением омонимов как синонимов, либо с рассмотрением одного и того же предмета мысли, но в разное время.

Примером первого может служить сегодняшний спор о методах управления государством: многие приветствуют демократический подход, но, как показывают выступления, часто под этим понимаются весьма разные, иногда и противоположные конкретные действия.

Другой случай: один указывает на то, что некто Сидоров - консерватор, другой уверяет, что Сидоров - весьма прогрессивный политик. В этом стоит разобраться: об одном и том же человеке идет речь, или об однофамильцах, а также, не апеллируют ли спорящие к различным этапам биографии Сидорова?

Из приведенного примера видно, что несоблюдение требований закона тождества приводит в рассуждении к тупиковым ситуациям и заблуждениям. Очень часто последние остаются незамеченными ввиду тонкою различия оттенков смысла используемых понятий. Часто такое различие допускается при пересказе.

Например, в популярной лекции ученый сказал: «Количество железа в нашем организме незначительно, однако железо совершенно необходимо для поддержания жизни». В местной газете было помещено сообщение о лекции, и в нем сказанное было передано так: «Не значительное количество железа, содержащегося в нашем организме, - это железо, которое совершенно необходимо для поддержания жизни». В газете же акцент делается на незначительном количестве железа как именно на том количестве, которое совершенно необходимо для поддержания жизни.

Таким образом, ученый указал на качественный момент, а заметка выделила количественный аспект проблемы. Данный пример указывает на то, что закон тождества должен выполняться не только для понятий, но и для суждений.

Вывод:

Закон тождества формулируется следующим образом: в процессе рассуждения по поводу какого-либо объекта нашей мысли необходимо иметь в виду один и тот же объект, его нельзя подменять другим объектом.

Закон тождества обозначается формулой А есть А, где А обозначает любую мысль.

Закон тождества утверждает равенство объекта мысли самому себе. Но тождественность нельзя путать с неизменностью. Объект может меняться, развиваться, но в пределах своего понятия, т. е. сущность меняться не должна.

Например, конкретный человек меняется в течение своей жизни, но остается при всех изменениях данным лицом. Таким образом, закон тождества выражает относительно неизменное, что остается в объекте во всех его выраженных, осознаваемых изменениях, пока этот объект продолжает мыслиться как нечто равное себе.

Из закона тождества вытекает, что нельзя отождествлять разные мысли и, наоборот, тождественные мысли принимать за нетождественные. Требуя определенности мысли, он направлен против такого существенного недостатка, встречающегося в мышлении отдельных людей, как расплывчатость, неконкретность рассуждений.

Определенность – это одна из коренных общечеловеческих черт правильного мышления. Мышление, которое лишено этой черты теряет всякий смысл.

Закон тождества формулирует требование: прежде чем начинать обсуждение какого-либо вопроса, необходимо ясно установить точное, определенное, устойчивое, конкретное, относительно тождественное содержание его, а затем в ходе обсуждения все время, пока не изменится предмет обсуждения, твердо держаться основных определений этого содержания, не перескакивать с одного определенного понятия на другое, не подменять данное содержание другим, не смешивать понятий, не допускать двусмысленности.

Неопределенность, неустойчивость, двусмысленность может быть результатом поверхностного изучения действительности. Но чаще закон тождества нарушается преднамеренно. Делается это в тех случаях, когда хотят исказить истинное положение дел.

Это, конечно, не значит, что одно только соблюдение требований закона тождества непременно приведет к истинному выводу в умозаключении. – Соблюдение требований закона тождества – только одно из условий получения правильного вывода.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...