Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логика и методология науки




Объективно философия начала играть роль основы единого научного мировоззрения и всеобщей методологии научного познания с XVII в. (для Европы). Субъективное осознание этого факта пришло не сразу.

Однако логика как раздел философского знания была определена в качестве орудия научного познания еще ее «отцом» - Аристотелем.

В широком смысле термин «логика науки» совпадает по содержанию и объему с понятием «логика».

Однако понятие «логика научного исследования» чаще всего определяется как направление, последовательность научного поиска, а также система приемов и методов, используемая для получения нового знания и его формализации (например, аппарат математической логики).

Предмет логики и методологии научного познания - определение и разработка норм, правил, методов и приемов, представляющих собой аппарат сознательного контроля, регулирования деятельности по формированию и развитию научного знания

Логику ни в коем случае нельзя отрывать от объективной реальности, делать чем-то самостоятельным и даже задающим закономерности миру, как это понимал еще Гераклит в своем учении о «логосе».

Логика есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития «всех материальных, природных и духовных вещей», т. е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т. е. итог, сумма, вывод истории познания мира»[40].

Законы и категории материалистической диалектики являются отражением объективных свойств развития мира во всем его многообразии.

С другой стороны, они ориентируют и направляют научное познание.

Тем самым, материалистическая диалектика выступает как философская методология науки.

Современная наука изучает объекты, которые по преимуществу являются сложными системами, причем, среди них основное место начинают занимать системы, способные к саморазвитию.

Поэтому материалистическая диалектика как наиболее полное и всестороннее учение о развитии представляет собой и наиболее адекватную философско-методологическую базу для научных дисциплин, изучающих объекты такого рода.

Выделяются два типа приемов и методов исследования[41].

I.    Общелогические методы

Приемы и методы, присущие человеческому познанию в целом - как научному, так и обыденному (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение и т. д.).

II.   Общенаучные методы

Особые приемы, характерные только для научного познания:

Ø методы построения эмпирического познания;

Ø методы построения теоретического познания.

К общелогическим методам познания относится следующие:

Анализ - расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, элементы, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.

Синтез - соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков,

элементов, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Абстрагирование - отвлечение от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений.

Обобщение - установление общих свойств и признаков изучаемы» объектов, определения класса объектов, которому присущи эти признак и

Дедукция - необходимое умозаключение, в котором из более обего суждения выводится менее общее.

Индукция - вероятностное умозаключение, в котором из нескольких менее общих суждений выводится более общее.

Аналогия - вероятностное умозаключение (разновидность индукции), в котором по установленному сходству одних признаков (свойств или отношений) сопоставляемых систем делают вывод о сходстве в других признаках.

Традукция («традукция» - перемещение) - умозаключение, в котором степень общности суждений-посылок и суждения-вывода одинакова.

Общенаучные методы

I.    Научные метолы эмпирическою исследования

Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективном действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов (разновидность - измерение).

Эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемого объекта, эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов.

Моделирование - изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель, как уже отмечалось выше, всегда соответствует объекту - оригиналу - в тех свойствах, которые подло жат изучению, но в то же время отличается от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования, интересующего нас объекта. Однако моделирование относится не только к эмпирическому, но и к теоретическому уровню научного познания.

II. Научные методы теоретического исследования

Формализация - построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.

При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков заменяю собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Таким путем кидается обобщенная знаковая модель некоторой предметной области, позволяющая обнаружить структуру различных явлений и процессов при отвлечении от качественных характеристик последних. Вывод одних формул из других по строгим правилам логики и математики представляет формальное исследование основных характеристик структуры различных, порой весьма далеких по своей природе явлений.

Аксиоматический метод. При аксиоматическом построении теоретического знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства (по крайней мере, в рамках данной системы знания). Эти положения называются аксиомами, или постулатами. Затем из них, по определенным правилам строится система выводных предложений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений образует аксиоматически построенную теорию.

Сегодня средством, обеспечивающим строгое выведение следствий из формализованных постулатов-аксиом, является математическая логика.

Аксиоматическая система начинает строиться как особый формализованный язык (исчисление). Вводятся исходные знаки - термины, затем указываются правила их соединения в формулы. В такой математизиронанной аксиоматике задаются перечень исходных, принимаемых без доказательства, формул и правила вывода из основных формул производных. Гак создается абстрактная знаковая модель, которая затем используется для интерпретации самых различных систем.

Однако в 1931 г. К. Геделем была доказана теорема о принципиальной неполноте достаточно развитых формальных систем. Гедель показал, что невозможно построить такую формальную систему, множество выводимых (доказуемых) формул которой охватило бы множество всех содержательно истинных утверждений теории, для формализации которой строится эта формальная система.

Другое важное следствие теоремы Геделя состоит в том, что невозможно решить вопрос о непротиворечивости таких систем их же собственными средствами. Теорема Геделя, а также ряд других исследований по обоснованию математики показали, что аксиоматический метод имеет границы своей применимости.

Гипотетико-дедуктивный метод был разработан в процессе дискуссий по проблеме соотношения эмпирических и теоретических методов в познании.

Данный метод получения нового знания состоит в том, что сначала создается гипотетическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке, в ходе которой она уточняется и конкретизируется.

Исторический метод заключается в изучении реальной истории какого-то процесса в ее конкретном многообразии, выявление всего многообразия фактов, их временной последовательности. Результатом такого подхода является описание изучаемого процесса со стороны явления.

Логический метод представляет собой мыслительное воссоздание процесса, при котором раскрывается логика, закономерность его развития, его сущность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...