Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Избирательная система и избирательное право в Российской Федерации. Референдум в Российской Федерации




Задача 1

Какие противоречия закону содержатся в формулировке вопроса референдума Республики Татарстан: «Согласны ли вы, что Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками на основе равноправных договоров?»

 

Задача 2

 

В выборах депутатов Государственной Думы приняли участие 27,95 % избирателей, внесенных в списки для голосования. Их голоса распределились следующим образом: партия А – 2,3%, партия Б – 17%, партия В – 5%, партия Д – 7,6%, партия Е – 28%. Примите решение от имени Центральной избирательной комиссии о подведении итогов голосования и определении результатов выборов. Сделайте то же самое, если голоса распределились так: партия А – 12,3%, партия Б – 17%, партия В – 15%, партия Д – 7,6%, партия Е – 28%. Третий вариант: партия а набрала 57 процентов голосов, остальные партии соответственно 2, 4, 1, 4 %.

 

Задача 3

 

Конституционно-правовой статус личности подразумевает право каждого гражданина принимать участие в избрании представителей народа в выборных органах публичной власти и быть избранным в качестве такого представителя, а с другой - право каждого гражданина по своему усмотрению отказывать в доверии некоторым или всем участвующим в выборах кандидатам. На уровне же института выборов в целом это - формирование органов публичной власти, их представительный и легитимный характер. Как с этих позиций может быть оценены изменения избирательного законодательства, касающиеся отмены графы «против всех кандидатов» в избирательных бюллетенях?

 

Задача 4

 

Президент РФ обратился в Конституционный Суд с запросом о конституционности положений Конституции Республики Хакасия, согласно которым депутатом Верховного Совета Республики Хакасия может быть избран гражданин Республики Хакасия, постоянно проживающий в Республике Хакасия не менее пяти лет (часть первая статьи 74), а Председателем Правительства Республики Хакасия может быть избран гражданин Республики Хакасия, проживающий в Республике Хакасия не менее семи лет до выборов (статья 90).Позиция заявителя основана на том, что положения о сроках проживания гражданина в Республике Хакасия в качестве условия для избрания депутатом Верховного Совета или Председателем Правительства Республики Хакасия не соответствуют статьям 19 (часть 2), 32 (часть 2), 71 (пункт "в"), 76 (часть 5) Конституции РФ. Какое решение должен принять Конституционный Суд?

 

Задача 5

 

Часть вторая статьи 10 избирательного закона Республики Северная Осетия предполагает, что в список избирателей включаются лица, обладающие избирательным правом и имеющие постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного участка. Не ограничивает ли указанная норма права граждан, покинувших территорию Республики Северная Осетия и обладающих статусом вынужденного переселенца, поскольку в соответствии с этой нормой они не подлежат включению в списки избирателей, что противоречит принципу всеобщего, равного избирательного права, а также свободе передвижения, выбора места пребывания и жительства на территории РФ? Выступите в роли Конституционного Суда и вынесите решение.

 

Задача 6

 

Государственная Дума оспорила в Конституционном Суде положения Конституции и Законов Республики Башкортостан, согласно которым Президентом Республики Башкортостан может быть избран гражданин Республики Башкортостан не моложе 35 и не старше 65 лет, проживающий на территории Республики Башкортостан не менее десяти лет и владеющий башкирским и русским языками. Оспоренные положения, по мнению заявителя, противоречат статье 6 (часть 2) и статье 19 (часть 2) Конституции РФ, в соответствии с которыми каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств; запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Решите дело.

Задача 7

 

Положениями ряда статей Федерального закона от 21 июня 1995 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" устанавливалось, что 225 депутатов избираются по одномандатным округам по мажоритарной системе, а другие 225 депутатов - по федеральному округу по пропорциональной системе (статья 5). По мнению депутатов Саратовской Областной думы данные положения противоречат Конституции РФ, поскольку нарушают принцип равенства избирательных прав граждан, а также принцип равенства общественных объединений перед законом и принцип свободных выборов. Сравните эту норму и правовую позицию Конституционного Суда с измененными положениями избирательного закона, согласно которым с 1января 2007 года выборы депутатов Государственной Думы проводились по пропорциональной избирательной системе. (См.: ПКС от 17 ноября 1998 года N 26-П). От чего зависит выбор типа избирательной системы? Какими принципами в данном случае руководствовался законодатель? Относится ли данная норма только к федеральным выборам или пропорциональная система (в целом или частично) может применяться на региональных и местных выборах? Проанализируйте ту же ситуацию применительно к положениям Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации":

Статья 3. Избирательная система, применяемая на выборах депутатов Государственной Думы

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) избирается 450 депутатов.

2. 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.

3. 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее - федеральные списки кандидатов).

 

Задача 8

 

Законоположение пункта 11 статьи 51 Федерального закона от 24 июня 1999 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предоставляло Центризбиркому РФ право отказывать в регистрации федерального списка кандидатов либо отменять ее, если из общефедеральной части заверенного списка выбывал не по вынуждающим обстоятельствам один или более кандидатов, занимавших первых три места в списке. Это положение впоследствии было отменено. Согласно нормам Федерального закона от 22.02.2014 отказ в регистрации списка производится, если имеется превышение числа кандидатов, исключенных из федерального списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, по решению политической партии (за исключением случаев выбытия кандидатов по вынуждающим к тому обстоятельствам), а также по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации более чем на 25 процентов от общего числа кандидатов в заверенном федеральном списке кандидатов.

Как Вы думаете, нарушают ли конституционный принцип равенства, препятствуют ли реализации гражданами права на объединение последствия выбытия из списка даже одного из кандидатов, которое фактически лишает граждан, разделяющих убеждения данного избирательного объединения права избирать, а включенных в список кандидатов - права быть избранными?

 

Задача 8а

Иванов Семен Петрович, пенсионер, проживающий в городе Омске, проявил желание быть включенным в список политической партии «Наше дело» на выборах депутатов Государственной Думы в 2016 году. Иванов не является членом данной партии, не собирается вступать в нее, но считает этот способ участия в выборах более предпочтительным, чем выдвижение по одномандатному округу. Возможно ли его включение в список и, если возможно, каким способом?

 

Задача 8б

Виктор Арсеньевич Родионов был привлечен к уголовной ответственности по части 1 статьи 115 Уголовного кодекса РФ в 2014 году и понес наказание в виде ареста на срок 3 месяца. В 2016 году он собрался поучаствовать в выборах депутатов Государственной Думы и выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу. Будет ли зарегистрирован этот кандидат? Проанализируйте эту ситуацию применительно к выборам Президента РФ, выборам высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, выборам главы муниципального образования.

 

 

Задача 9

 

Выборы представительного органа местного самоуправления Самайского района Сретенской области – Земского собрания – назначены на 13 сентября 2015 года. Светлана Васильевна Рябова, постоянно проживающая в Самайском районе, в период с 20 августа по 15 сентября собирается уехать в отпуск в город Пятигорск, но хотела бы реализовать свое законное право избирать местных депутатов. Что ей делать?

 

Задача 9а

Выборы Президента РФ назначены на 4 марта 2012 года. Наталья Сергеевна Воронина отправляется в командировку в Китай с 1 марта. Она хочет обратиться в избирательную комиссию с просьбой выдать ей открепительное удостоверение и собирается сделать это пораньше, 25 февраля, так как с 26 февраля по 25 апреля она едет на конференцию в Сингапур. В какую комиссию ей надо обратиться и может ли она это сделать в удобное для нее время?

Задача 9б

 

Совет Федерации собирается 1 декабря 2017 года назначить выборы Президента РФ на 20 апреля 2018 года. Все верно?

Задача 10

 

Кандидат в депутаты Законодательного Собрания Тверской области Филипчук, являющийся помощником депутата Государственной Думы Калашникова, во время агитационной кампании вел прием избирателей в общественной приемной депутата Калашникова, раздавал им листовки со своей предвыборной программой и сувениры. Представители другого кандидата в депутаты ОЗС обратились в избирательную комиссию с жалобой на нарушения правил предвыборной агитации и требованием отменить регистрацию кандидата. Составьте мотивированное решение от имени избирательной комиссии.

 

Задача 11

 

Гражданин Давыдов, ранее судимый за мошенничество, был включен в федеральный список партии «Лось» в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы. Центризбирком отказал в регистрации списка этой партии. Законно ли решение? Рассмотрите ситуацию применительно к регистрации депутатов по одномандатным округам на выборах в Законодательное Собрание области и Городскую Думу Нижнего Новгорода.

 

Задача 12

 

Группа депутатов Государственной Думы оспорила конституционность Федерального конституционного закона "О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации", в части, устанавливающей период, в течение которого граждане РФ не могут выступать с инициативой о проведении референдума РФ и проведение такого референдума не допускается. Этот закон, по мнению заявителей, фактически пересмотрел положения Конституции РФ о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, что референдум является высшим непосредственным выражением власти народа; несоразмерно ограничил право граждан РФ участвовать в референдуме. Ограничивает ли право граждан на участие в референдуме положение закона о том, что проведение всероссийского референдума не допускается в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории России, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента РФ или Государственной Думы? Какова позиция Конституционного Суда по этому вопросу?

Что такое избирательный цикл? Касается ли решение КС только федеральных избирательных норм или распространяется на выборы и референдумы в субъектах федерации и муниципальных образованиях?

Задача 13

На основании положений Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" Московская городская избирательная комиссия отказала в регистрации Московской городской региональной подгруппы инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации со ссылкой на заключение Центральной избирательной комиссии РФ, которым 15 из 17 вопросов, предлагавшихся для вынесения на референдум Российской Федерации, были признаны не соответствующими требованиям пунктов 6 и 7 части 5, а также частей 6 и 7 статьи 6 названного Федерального конституционного закона. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации уполномоченные представители Московской городской региональной подгруппы обжаловали в Верховный Суд Российской Федерации как противоречащее действующему законодательству и нарушающее право граждан на участие в управлении делами государства путем участия в подготовке и проведении референдума Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации отказал в удовлетворении их требования, согласившись с заключением Центральной избирательной комиссии, в том числе в отношении признания некоторых вопросов референдума противоречащими Конституции РФ, ограничивающими, отменяющими или умаляющими общепризнанные права и свободы человека и гражданина, а также конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оставила данное решение без изменения.

Как утверждают заявители, положение пункта 6 части 5 статьи 6 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" противоречит статьям 3 (части 2 и 3), 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2), 55 (часть 3), 94, 105, 106, 108 и 114 (пункт "а" части 1) Конституции РФ, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительными органами, позволяет запрещать вынесение на референдум Российской Федерации какого бы то ни было вопроса, касающегося федерального бюджета и обязанностей государства нести соответствующие расходы, при том что любой вопрос так или иначе затрагивает бюджет и связан с расходами государства. Часть 7 статьи 6 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", по мнению заявителей, противоречит статьям 19, 32 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку допускает расширительное и произвольное толкование правоприменительными органами содержащихся в ней требований. Противоречие статьям 2, 10, 11, 19, 32 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 94 Конституции Российской Федерации положения части 13 статьи 15 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" заявители усматривают в том, что в соответствии с ним Центральная избирательная комиссия Российской Федерации наделяется полномочием, которое, как они полагают, может принадлежать только обладающим соответствующей компетенцией конституционным органам государственной власти.

Разрешите вопросы – конституционны ли положения Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» в части, запрещающей вынесение на референдум вопросов, касающихся федерального бюджета; не нарушаются ли ими права граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме?

Задача 14

Применяются ли и где, в каких случаях в России непрямые (косвенные, многостепенные) выборы? Допускает ли возможность их использования избирательное законодательство?

 

Задача 15

Могут ли выборы депутатов представительного органа местного самоуправления быть признаны несостоявшимися, если в день голосования на избирательные участки явилось 15 процентов от числа избирателей, внесенных в списки для голосования?

 

Задача 16

Уставом муниципального образования Балашихинский муниципальный район предусмотрено, что кандидат на должность главы муниципального района – мэра – должен проживать в границах территории муниципального образования непрерывно в течение не менее 5 лет до дня голосования. Соответствует ли данная норма Устава законодательству? Приведите обоснование, ссылаясь на действующие нормативно-правовые акты.

 

Задача 17

 

Светловский районный суд отказал в удовлетворении искового заявления С.С.Никулина об отмене решения Федерального политического совета политической партии "Союз патриотических сил", которым он был исключен из списка кандидатов в депутаты Н-ской областной Думы в связи с наличием у него наряду с гражданством Российской Федерации гражданства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Данное судебное решение оставлено без изменения судебной коллегией по гражданским делам Н-ского городского суда.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации заявитель утверждает, что Конституцией Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод граждан Российской Федерации, предусмотрен исчерпывающий перечень категорий граждан Российской Федерации, лишенных права быть избранными в органы государственной власти, а ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допускается только в той мере, в какой это необходимо в указанных ею целях, поэтому запрет на реализацию пассивного избирательного права, который установлен оспариваемым положением пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 3 (части 2 и 3), 6 (часть 2), 18, 19 (часть 2), 32 (части 2 и 3) и 55 (части 2 и 3). Прав ли заявитель?

 

Задача 18

В 1979 году ранее судимый за кражу со взломом Джон Херст, незадолго до этого освободившийся условно-досрочно, зарубил шестью или семью ударами топора пожилую леди, которая имела неосторожность сдать ему комнату. Херст признал себя виновным в непредумышленном причинении смерти, но не в убийстве, сославшись на свои психические отклонения. По этому обвинению он получил пожизненный срок, включая 15 «обязательных» лет в качестве наказания за преступление и остальное – в зависимости от последующего поведения. Всего он «отсидел» 25 лет, выйдя на свободу в 2004 году. В заключении Херст сделался известным борцом за права заключенных. Помимо прочего, Херст оспорил действующий в Великобритании законодательный запрет на участие в голосовании на парламентских и местных выборах для осужденных в течение срока их заключения по приговору. По мнению Херста, этот запрет противоречит положению Европейской Конвенции по правам человека, а именно статье 3 Протокола №1 к Конвенции. Эта статья обязывает страны-участницы «проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти» (о заключенных, отметим, в статье ни слова). Тогда Херст обратился в Европейский суд по правам человека. В 2004 году ЕСПЧ единогласно решил дело в пользу заявителя. В 2005 году Большая палата ЕСПЧ, рассмотрев апелляцию Великобритании, также решила дело в пользу Херста большинством голосов в 12 против 5[3]. Выскажите свое мнение относительно данного решения и подумайте, как российское избирательное законодательство относится к регулированию избирательных прав так называемых лиц с криминальным прошлым.

Задача 19

Сергей Анчугов и Владимир Гладков были арестованы в 1995 году. Впоследствии каждый из них был осужден (первый заявитель: убийство, мошенничество; второй заявитель: убийство, грабеж, участие в организованной преступной группе, сопротивление сотрудникам милиции) и каждому был вынесен смертный приговор, впоследствии замененный на пятнадцатилетний срок. В заключении оба они стали борцами за права заключенных, судя по количеству жалоб, направляемых ими в различные инстанции. Помимо прочего, оба они жаловались на лишение их избирательных прав. Конституция РФ устанавливает следующее правило: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане,... содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Каждый из заявителей обратился с жалобой в ЕСПЧ (2004 и 2005 гг.). В 2013г. Суд принял решение в пользу заявителей[4]. Сравните эту ситуацию с делом Херста и ответьте на ряд вопросов. 1. Как решение Европейского суда может повлиять на национальное право, если речь идет о признании не соответствующими Конвенции норм Конституции? Обладает ли решение Европейского суда большей юридической силой, чем нормы Конституции? 2. Является ли фактическое лишение избирательных прав заключенных конституционным? Попытайтесь обосновать.

Задача 20

На заседании Государственной Думы по обсуждению поправок в нормы о порядке формирования избирательных комиссий депутаты фракции КПРФ предложили формировать избирательные комиссии пропорционально числу фракций в Госдуме, то есть «четыре фракции — по 25 процентов представителей от каждой фракции должно быть в избирательных комиссиях, и вот тогда, наверное, будет всё честно», сказали представители фракции[5]. Как вы относитесь к этой инициативе?

Задача 21 [6]

Ознакомьтесь с отрывком стенограммы заседания Государственной Думы по обсуждению избирательного законодательства.

Депутат Иванов: общий призыв, который будет распространяться и на другие представляемые сегодня проекты законов, заключается в том, чтобы относиться к избирательному законодательству сдержанно и без крайней необходимости более его не менять.

Депутат Петров: Уважаемый депутат Иванов, или я ослышался, или вы оговорились: вы предлагаете в избирательном праве руководствоваться не правовыми нормами, а политическими — я правильно понял?

Депутат Иванов: Уважаемый депутат Петров, в данной ситуации вы не ослышались и абсолютно правильно поняли. Я говорю о том, что российское избирательное законодательство исключительно детализировано, и поэтому, несомненно, нужно руководствоваться теми правовыми нормами, которые им уже установлены, дополнительная детализация вряд ли представляется необходимой. Более того, я сейчас не буду объяснять, почему оно оказалось таким, может быть, в ряде случае избыточно детализированным, но в принципе избирательное законодательство могло бы выйти на общие, генеральные нормы, и на определённой стадии оно, возможно, выйдет на общие нормы регулирования, а все проблемы, возникающие в области избрания депутатов различных уровней, избрания должностных лиц, должны регулироваться формами политических обыкновений развития политической системы. То есть необязательно вводить дополнительную детализацию правовых норм, иногда это не необходимо.

Как вы относитесь к идее систематизации избирательного законодательства и к предложениям депутата Иванова?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...