Основные рыночные показатели: объем рынка, рыночная доля, потенциал рынка.Методы определения объема рынка.
Объем рынка – совокупная стоимость всех товаров данной группы, проданных потребителям исследуемого рынка за определенный период времени. Рыночная доля – процент, который приходится на долю продаж с определенной ТМ. Рыночный потенциал – максимальный размер рынка при наибольшей маркетинговой активности всех компаний, входящих в исследуемую отрасль. Эта величина теоретическая. В реальной жизни она не достижима. Методы определения объема рынка различаются в зависимости от: - типа рынка (потребит., промышленный) - характера конкуренции (чистая, олигополия) - маркетинговые возможности самой компании (уровень доступа к инф., маркетинговый бюджет на исследование, срочности задачи и необходимость точности оценки) - качество имеющихся в наличии исходных данных. Перед расчетами нужно очертить границы рынка: 1. на какой территории мы работаем(один город, регион, неск.регионов). 2. какие именно продукты мы будем включать в исследование (кофе – целое зерно, молотый, растворимый) 3. оцертить рынок потребителя (оборудование для магазинов и ресторанов – разные рынки – разные рамки, потребители и методы) Методы делятся на 3 группы: статистич., косвенные, методы непосредственного учета. Статистич. основываются на 1.аудите розничной торговли и 2.опросе потребителей на базе статистич.выбора. Аудит розничной торговли – измерение товаропотока от производителей к потребителям через розничную торговую сеть. Позволяет определить несколько вещей: - объем рынка и доли всех его участников - развитие рынка во времени - доступность различных ТМ - области наилучших рыночных возможностей компании Суть аудита: 1.производится полная перепись торговой сети исследуемой территории (сенсус). Сюда попадают любые торговые точки, где продается исследуемый товар.
В описании учитывается специфич.особенности каждой торг.точки: местонахождение и число работающих персон. С течением времени сенсус обновляется. 2.производится выборка – это те магазины, в которых будут фиксироваться продажи исследуемой продукции. 3.сбор данных осуществляется маркетинговым аудитом, который работает непосредственно в торговых точках и ведет описание всех товаров исследуемой категории. Аудит проводится циклически. Один цикл=2 мес. Определ.кол-во закупок ТТ за период; сравниваются текущие и прошлые закупки товаров; сопоставл.накладного с фактическим количеством товара на складе. 4.расчет отчетных показателей: 4.1.Количество продаж конкретной марки (объем продаж в количественном выражении) = количество товара на складе на начало периода — остаток товара на складе на конец периода + закупки, совершенные торговой точкой за период. Количество продаж измеряется в тех же единицах, что и продукт (килограммы, литры, штуки и т.п.). 4.2.Количественная доля продаж конкретной марки по отношению к общим продажам продуктов данной категории = (количество продаж конкретной марки /суммарное количество продаж всех остальных марок продукта) х 100%. 4.3.Денежный объем продаж конкретной марки = количество продаж конкретной марки х цены на эту марку в исследуемом периоде. 4.4.Денежная доля продаж = (денежный объем продаж конкретной марки / денежный объем продаж всех остальных марок продукта). Доля рынка и способы её определения. Доля рынка определяется с помощью таких показателей, как взвешенное и числовое распределение, индикатор выбора, средняя доля в обороте. Числовое распределение (ЧР) — это отношение количества магазинов, в которых представлена данная марка продукта, к общему количеству определенного типа магазинов, где потребитель обычно покупает этот тип продукта, выраженное в процентах.
ЧР = количество торговцев в розницу маркой Y продукта X / общее количество торговцев продуктом Х, (%). Взвешенное распределение (ВР) — это доля рынка продукта Х, принадлежащая торговцам в розницу, торгующим маркой Y. ВР = общий объем продаж продукта Х торговцами в розницу, которые продают марку Y / общий объем продаж продукта Х, (%). При взвешенном распределении учитывается размер магазинов, в которых представлен определенный продукт. Например, взвешенное распределение в 60% марки Y продукта X означает, что марка Y представлена в магазинах, обеспечивающих в сумме 60% объема продаж продукта Х. Индикатор выбора (ИВ) = ВР /ЧР = средний объем продаж продукта Х в магазинах, торгующих маркой Y / средний объем продаж продукта Х по всем торговцам в розницу. ВР в 60% и ЧР в 20% означает, что выбраны магазины размером выше среднего (их немного, но они производят основные продажи этого продукта). Индикатор выбора в этом случае больше 1, а именно 60/20 = 3. Средняя доля в обороте (СД) показывает, какую позицию занимает конкретная марка в выбранных магазинах, и может рассматриваться как доля рынка марки Y в общем обороте продукта Х в выбранных магазинах. СД = оборот марки Y продукта Х в выбранных магазинах / общий оборот продукта Х в выбранных магазинах, (%). Доля рынка (ДР) = ЧР х ИВ х СД = ВР х СД. Основываясь на таком анализе доли рынка, можно сделать вывод, что компания может в процессе распределения повышать доступность продукта и долю рынка этого продукта следующими путями: - выбор большего количества торговых точек (в этом случае увеличивается интенсивность распределения). - выбор других более крупных торговых точек. - увеличение объема продаж данной марки в выбранных магазинах. Возможные пути достижения этого — более частое посещение магазинов торговыми представителями производителя и усовершенствование механизма продаж.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|