Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Молитва 6 страница




8. Программа по нравственному богословию.

9. Программа по истории Церкви. Учебно-методическое обеспечение программы:

• Методические рекомендации по проведению уроков.

• Рабочая тетрадь «Полевой дневник православного краеведа».

10. Программа по сравнительному богословию.

11. Программа «Собор Екатеринбургских святых. Святыни Екате­ринбургской епархии».


 

 

Методика преподавания

Закона Божия

КАК ПРЕПОДАВАТЬ ЗАКОН БОЖИЙ?

Обратимся к учебнику С. И. Ширского для того, чтобы узнать, ка­ким методом нужно преподавать Закон Божий. Он выделяет не­сколько положений.

1. «Это должен быть именно именно учебный метод.

Преподавателям Закона Божия нередко дают такие советы: обучайте детей, как учил Господь Иисус Христос, как учили апо­столы и святые отцы, как учит Церковь; обучайте их так, как пас­тыри Церкви учат своих пасомых, родители своих детей". Советы эти, без сомнения вытекают из самых высоких побуждений, но к делу применимы с оговорками.

Господь Иисус Христос учил не детей, а взрослых. Учение Его направлялось к целям бесконечно более высоким. Метод учения Его непостижим для ума человеческого. В Божественном учении Его изливаются на нас неистощимые потоки лучезарного света, просвещающего ум, согревающего сердце, возбуждающего к жиз­ни и деятельности всю духовную нашу природу: мы ощущаем вея­ние Божественного духа в этом учении и глас его слышим, но ка­кими путями он достигает нашего сердца, какого направления или метода держится в своих бесконечно разнообразных круговра­щениях, откуда происходит и куда уходит, мы не знаем (Ин. 3, 8). «Судьбы Божии непостижимы, пути Его неизследимы» (Рим. 11, 33). Господь Иисус Христос как Воспитатель всего человечества, как Учитель всего мира, дал нам Собою высочайший образец, к которому учителя должны, по возможности, приближаться. В Его уче­нии и жизни мы можем черпать для своей деятельности высшие начала, высшие указания, высшие правила, и должны по силам нашим, с помощью благодати осуществлять их в своей жизни. В этом лишь смысле и преподавателям Закона Божия можно советовать: учите, как учил Господь Иисус Христос. Это значит: учите, как сле­дует учить по правилам науки об учении, но постоянно возводи­те взор свой к Первообразу всех учителей, в Его примере и учении старайтесь находить высшие руководительные начала для своей учебной деятельности.

Святые апостолы также не были преподавателями Закона Бо­жия в каких-либо училищах. Они были учителями всего челове­чества: «во всю землю исходило вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Рим. 10, 18). Учение их также направлялось к целям, непостижимым для простых учителей, а потому и метод их уче­ния непостижим для нас. Возвещая Свое учение, они не заботи­лись, как или что говорить, ибо не они говорили, но Дух Утеши­тель говорил в них: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как и что сказать; ибо в тот час дано будет вам что сказать; ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10, 19-20; Лк. 12, 11). Мы можем и должны учиться у святых апостолов, как преподавать Закон Божий; но это не значит, будто Писания апостольские могут заменить для нас школьную дидак­тику или методику. В Писаниях святых апостолов, равно как и в речах Божественного Учителя, содержатся лишь общие руководя­щие начала для учебной деятельности учителей; притом и эти на­чала излагаются не в виде указаний или правил, прямо обращен­ных к учителям, а чаще всего под покровом догматических, нрав­ственных и других наставлений и правил.

Школа имеет свои определенные задачи и цели, которыми и сле­дует руководствоваться при избрании методов обучения. В общем и главном эти задачи совпадают с целями церковного обучения.

2. Закон Божий преподается детям в объеме начального кур­са; значит, нужно преподавать его именно начальным, элементар­ным методом. В высших учебных заведениях учат научно, в шко­лах — элементарно.

Научное преподавание начинается обыкновенно с общих поло­жений, на которых выводятся все частности и особенности, стро­го соблюдается последовательный порядок, чего требует система­тическое изложение. Элементарное преподавание начинает с еди­ничного, особенного, частного и восходит ко всеобщему. Учитель исходит из точки зрения учащегося; старается вопросами, находящимися в связи с тем, что ученик уже знает, возбудить его самодея­тельность и привести к открытию нового, следовательно, ставит учащегося центром всего преподавания. Начальное преподава­ние заботится и о снабжении учащихся познаниями, и о развитии их душевных способностей и сил одинаково: здесь каждое знание есть вместе с тем и упражнение, и каждое упражнение есть знание; здесь одновременно и в равной мере обращается внимание на все душевные способности учащихся.

3. Закон Божий существенным образом отличается от других учебных предметов как имеющий Божественное происхождение. Это отличие от других предметов должно выражаться и в мето­де преподавания. Иначе сказать, нужно преподавать Закон Божий хотя и начальным — учебным, но не во всем таким же методом, каким преподаются другие предметы.

Человеческий разум (при правильном его употреблении) и Бо­гом данное Откровение находятся в согласии между собою. Отсю­да вытекает возможность преподавания Закона Божия в качестве учебного предмета по общим законам дидактики. Но, подчиня­ясь в этом отношении науке, Закон Божий обращает ее на служе­ние своему Божественному авторитету. Отсюда особенности в пре­подавании Закона Божия сравнительно с преподаванием других учебных предметов. Учителю, преподающему чтение, письмо нет надобности ссылаться на какие-либо высшие авторитеты в обла­сти знаний; все преподавание его исходит лично от него самого, и все ученики должны ему верить, как последнему и высшему для них авторитету. Преподаватель Закона Божия находится в других условиях. Ученики должны ему верить еще более, чем верят друго­му учителю, но, требуя веры в свой авторитет, он должен постоян­но и всеми возможными способами возводить учеников к призна­нию высшего, Божественного авторитета, должен показывать уче­никам, что он преподает учение Церкви, возвещает слово Божие, что и сам он не более как простой ученик, отдающий свой разум в послушание веры. Отсюда вытекают по преподаванию Закона Божия: постоянное обращение на уроках к слову Божию, к Святому Преданию, к молитвам и установлениям Церкви. Допуская все эти отличия от общих методов преподавания, методика Закона Божия находится, однако, в полном согласии с дидактикою и держит­ся тех же дидактических правил, какими вообще руководствуются при преподавании. Только она освещает эти правила своим светом, разрабатывает их соответственно потребностям Закона Божия и, оставляя их в сущности без всяких изменений, дает им специаль­ное, соответственное Закону Божию, применение».

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Рассмотрим кратко основные понятия, относящиеся к учебному процессу, которые предлагает нам светская педагогика. Сделаем необходимые уточнения.

Процесс обучения (от лат. processus — движение вперед), или учеб[3]ный процесс (УП), — сложный процесс, являющийся состав­ной частью процесса воспитания. Понятие обучения включает пре­подавание и учение. Преподавание — деятельность учителя по ор­ганизации усвоения учебного материала, а учение — деятельность учащихся по усвоению предлагаемых знаний.

Учебный процесс — специально организованный, целепола- гаемый и управляемый процесс взаимодействия учителя и учени­ков, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, фор­мирование мировоззрения, развитие умственных (только лишь? ) сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление на­выков самообразования в соответствии с поставленными целями. Для учебного процесса в воскресной школе важно, чтобы были за­действованы все силы души ребенка: ум, воля и чувства. Самое же главное — это духовное развитие учащегося.

Следовательно, для обучения характерны: 1) двусторонний ха­рактер, т. е. совместная деятельность учителя и учеников; 2) руко­водство со стороны учителя; 3) специальная планомерная органи­зация; 4) управление развитием и воспитанием учащихся; 5) соот­ветствие закономерностям возрастного развития.

Наука дидактика — часть педагогики, которая разрабатыва­ет проблемы обучения: чему учить, когда, где, кого и зачем учить, как учить. Она рассматривает такие категории, как знания, умения и навыки; цель, содержание, организация и результаты; методы, формы и средства обучения.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения. Исходя из цели церковно-приходской школы — воцерковление детей, цель обучения — научение основам веры. Я. А. Коменский называл преподавание «искусством учить».

Учение — процесс, в ходе которого на основе познания, упраж­нения и приобретенного опыта возникают новые формы поведе­ния и деятельности.

Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с учащи­мися, направленное на достижение поставленной цели.

Исходные компоненты содержания: знания, умения, навыки. Знания — совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение предметом.

Умения — овладение способами применения усвоенных зна­ний на практике.

Навыки — умения, доведенные до высокой степени совершен­ства, ставшие потребностью (в светской педагогике — доведенные до автоматизма).

Содержание (отвечает на вопрос: чему учить? ) — система зна­ний, умений и навыков, способов деятельности, которыми необ­ходимо овладеть учащимся. Содержание УП определяется переч­нем предметов, учебным планом, учебной программой и учебны­ми книгами (учебник, книги для учителя, тетради, карты и т. д. ). Содержание обучения в церковной школе определено, разработа­ны программы, имеются учебники. Структура изложения может быть:

• линейная (учебный материал состоит из непрерывной по­следовательности тесно связанных звеньев, прорабатывае­мых 1 раз),

• концентрическая (предполагает возвращение к изученным зна­ниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, сна­чала на элементарном уровне, затем постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями),

• спиральная, соединяющая линейную и концентрическую (еди­ный стержень — домостроительство человеческого спасения, вокруг которого постепенно расширяется и углубляется круг знаний).

Результаты — конечные следствия УП, степень реализации на­меченной цели.

Организация — упорядочение процесса для наилучшей реали­зации поставленной цели. (Изучается в Учительской семинарии в рамках курса «Организация работы церковно-приходской школы». )

Форма — способ существования УП, связанный с временем и местом, количеством обучаемых, порядком осуществления. Фор­мы учитывают конкретные условия школы.

Метод (от лат. methodos — путь, способ) — путь достижения цели обучения. Методы — предмет нашего дальнейшего подроб­ного рассмотрения.

Средства — предметная поддержка УП. К ним относятся ма­стерство и речь педагога, учебники, классное оборудование.

В истории существовали различные дидактические системы, основывающиеся на собственных принципиальных идеях. На харак­тер образования всегда существовали различные точки зрения. Сторонники Я. А. Коменского (материальное образование) целью видели максимальный объем знаний, энциклопедическую образо­ванность. Формалисты придерживались древнего афоризма «многознание уму не научает» — необходимо развитие способностей и познавательного интереса учащихся. Современная система обуче­ния сочетает педагогическое управление с собственной инициативой и самостоятельностью учащихся, активностью школьников.

МОТИВЫ ОБУЧЕНИЯ

Одним из главных факторов, определяющих продуктивность учебного процесса, является мотив. Мотивы — главные движущие силы процесса обучения. Мотивация (от лат. moveo — двигаю) — общее название для процессов, методов, средств побуждения уча­щихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотивация должна быть со­вместной — учителя и учеников: мотивация учения и мотивация обучения. Она, являясь процессом изменения отношения лично­сти, основывается на мотивах, т. е. конкретных побуждениях, при­чинах, заставляющих личность действовать, совершать поступки.


рассмотрим мотивы — отношение школьника к предмету его дея­тельности, направленность на нее: потребности и интересы, стрем­ления и эмоции, установки и идеалы.

Виды мотивов.

1. Первая классификация:

• социальные (широкие — долг, ответственность, понимание со­циальной значимости учения, или узкие — стремление занять определенную должность, получить признание окружающих, утверждение роли в классе);

• познавательные (удовлетворение от самого процесса учения, ориентация на приобретение дополнительных знаний, на высо­кий уровень эрудиции);

• религиозные (устремленность к Богу, желание жить духовной жизнью, потребность участвовать в жизни Церкви).

Из сочетания мотивов возникает движущая сила учения. Обычно они действуют не как единичные побуждающие причины, а как комплексы. У каждого своя сила влияния, а соединяются они тесно, порой причудливым образом. Мотивы зависят от состояния общества и сочетаются в зависимости от внешних условий и осо­бенностей каждого человека. Повышение мотивации происходит путем разъяснения значимости обучения, активизации деятельно­сти детей и связи обучения с жизнью ребенка.

2. Мотивы делят на внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей, класса, общества и имеют форму подсказок, требований, указаний и принуждений. Их действие может рано или поздно натолкнуться на внутреннее сопротивление личности. Необходимо, чтобы сам обучающийся захотел сделать что-то. Ис­тинный источник мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается внутренним мотивам уче­ния. Внутренним побуждением к обучению в церковной школе Должна стать не комфортность обстановки, не любимый учитель, не вкусная трапеза, а Христос Спаситель.

3. Мотивы существуют осознанные — в основном для старших Учеников (они могут рассказать, что их побуждает к деятельности) неосознанные — чаще всего для младших (смутные, неконтроли­руемые).

4. Реальные и мнимые (иллюзорные, надуманные) мотивы. Нужно быть очень осторожным и трезвым в оценке мотивов, т. к. церковная жизнь связана с мистическим опытом не окрепшего еще в вере молодого человека.

Мотивы должны постоянно расти и совершенствоваться: от внешних к внутренним, от социальных к познавательным и рели­гиозным, от неосознанных к осознанным. Побуждающие причины должны сопровождать деятельность детей на каждом уроке, а зна­чит педагог, готовясь к каждому занятию, должен продумать, как создать мотивацию к учению.

Представление о преобладающих мотивах можно составить по отношению школьника к учению. Оно может быть:

• отрицательным (бедность мотивов, слабая заинтересованность, нежелание учиться, негативное отношение к школе). В церковно-приходских школах такие случаи редки;

• безразличным (учеба по настоянию родителей, наличие спо­собностей, но сильная лень). В таком случае возможно измене­ние ориентации;

• положительным — аморфным; осознанным и инициативным; ответственным и действенным, когда мотивация глубоко осо­знанная, мотивы устойчивы, видимы цели учения, преодоле­ваются препятствия на пути достижения. В этой ситуации на­блюдается творческая активность, увеличивается доля самооб­разования.

Педагогу важно: 1) знать возрастные возможности мотивации, 2) изучать изменения мотивации у каждого воспитанника и у всей группы в целом, 3) формировать мотивы, совершенствовать их, 4) привлекать учащихся к самомотивации.

Отношение школьников к учению обычно характеризуется ак­тивностью, которая определяет степень «соприкосновения» учени­ка с предметом деятельности. Это готовность выполнять учебные задания, стремление к самостоятельной деятельности, сознатель­ность выполнения заданий, систематичность обучения, стремле­ние повысить свой личный уровень и др.

Как активизировать деятельность учащихся? Разнообразить формы, методы и средства обучения, создавать ситуации высказывания своего мнения, обсуждений и дискуссий, постановки вопросов товарищам и учителям. Возбуждение интереса (от лат. interest — имеет значение, важно), «естественного двигателя дет­ского поведения» должно привнести не развлекательный момент в урок, а впечатление чрезвычайной важности изучаемого для лич­ной жизни ребенка. «Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же оста­ется только руководить и направлять его деятельность», — напут­ствует учителя Л. С. Выготский. Для формирования устойчивых познавательных интересов существует множество путей и средств:

• увлеченное преподавание,

• новизна учебного материала,

• показ практического применения знаний в жизни,

• использование новых и нетрадиционных форм обучения,

• чередование форм и методов учения,

• исследовательское обучение,

• взаимообучение,

• создание положительного микроклимата в классе,

• мастерство педагога, и др.

 

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Принципы обучения — основные положения, определяющие со­держание, формы и методы учебного процесса. Принципы обуче­ния разрабатывались в течение столетий многими педагогами, в том числе Я. А. Коменским, в основе системы которого лежит природо- сообразность; К. Д. Ушинским, система которого сегодня общепри­знанна. Система предполагает некоторое единство, общую концеп­цию, ее основные положения имеют исторический характер, исхо­дят из общих потребностей и определяются целями воспитания.

Система основополагающих дидактических принципов выгля­дит таким образом:

1) сознательность и активность,

2) наглядность,

3) систематичность и последовательность,

4) прочность,

5) научность,

6) доступность,

7) связь теории с практикой.

Кратко рассмотрим каждый принцип и осмыслим с точки зре­ния преподавания Закона Божия. Практическая реализация прин­ципа идет путем соблюдения определенных правил.

1. Сознательность и активность

Сущность человеческого образования — глубоко и самостоя­тельно осмысленные знания, приобретенные путем интенсив­ного напряжения умственной деятельности. Ясное понимание целей и задач предстоящей работы необходимо как условие со­знательного обучения (например, дети должны понимать, что Ветхий Завет есть приготовление к приходу Спасителя, Новый Завет — совершение искупительного подвига, осуществление на­шего спасения).

Добивайтесь следующего: понимания детьми смысла изучаемо­го — не механического выполнения ими учебных действий, а осмыс­ления материала. Выделяйте главное, добивайтесь, прежде всего, его усвоения. Логически увязывайте известное с неизвестным. Связы­вайте с жизнью — добивайтесь не пересказа, а применения изучен­ного на практике.

Главное — не преподаваемый предмет, а личность ребенка. Учащийся не должен быть «дополнением» к учебному предмету, но наоборот — субъектом его активного освоения. Еще Пифагор го­ворил: «Ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».

2. Наглядность

Один из самых известных принципов, знакомый людям с древ­них времен. Он говорит об участии органов чувств в процессе об­учения и основывается на том, что запоминание предметов, пред­ставленных в натуре (картинах, моделях), происходит лучше, чем в словесной форме. Дети мыслят формами, красками, звуками, ощущениями, следовательно, для понимания нужны не отвлеченные понятия, а конкретные образы.

Выполняйте следующее правило: использование всех органов чувств. Церковь дает нам наглядный пример: смысл богослужения мы постигаем, видя красоту священнодействий, слыша песнопе­ния, вдыхая аромат ладана. Поэтому и во время занятий, все, что можно, представьте не только словами, а через восприятие зрени­ем, слухом, обонянием, осязанием.

Помните, что наглядность — не цель, а средство обучения; не­внимательное или неумелое ее использование может увести от ре­шения главной задачи. Не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание и мешает воспри­нять главное.

Изготавливайте наглядные пособия вместе с учащимися. При­меняйте современные средства. Но никогда не показывайте того, что сами хорошо не знаете; старательно готовьте наглядность к применению. Учтите: с возрастом предметная наглядность все больше должна уступать место символической.

3. Систематичность и последовательность

Настоящее знание приобретается, когда складывается четкая картина мира. Это возможно лишь при системном подходе к пре­подаванию. Последовательность изложения определяется вну­тренней логикой учебного материала, только тогда складывается общая картина. Если система нарушена, нужно немедленно ликви­дировать пробелы. Не забывайте совет Я. А. Коменского: все дол­жно вестись в неразрывной последовательности, так, чтобы все се­годняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтра­шнего. Этот совет действителен для каждого урока.

У С. И. Ширского находим следующий совет: «Начиная с точ­ки, на которой стоит ученик, веди преподавание постоянно вперед, без перерывов и пропусков... Природа никогда не останавливается в своем развитии, но точно также никогда и не торопится. То же самое Должно быть и в преподавании. Оно должно идти вперед постоянно. Всякий предыдущий урок должен служить подготовкой к после­дующим урокам. Но еще важнее, чтобы не было скачков и пробелов в понимании детей. Беспрерывным является преподавание, которое делает способным ученика восходить на каждую высшую ступень с такою самостоятельностью, какой только можно требовать от его возраста, степени развития и от сущности предмета».

Каждую тему, каждый предмет рассмотрения нужно прорабо­тать основательно. «Но, с другой стороны, нельзя останавливать­ся на каждом предмете до тех пор, пока он не будет совершенно исчерпан. Ни один предмет ни на какой ступени учения не может и не должен быть совершено исчерпываем. Напротив, к одному и тому же предмету надобно чаще возвращаться, так как только при повторении можно мало-помалу овладеть знанием. Для соблюде­ния основательности в преподавании требуется только вести уче­ника вперед не раньше, как он получит возможность взойти на следующую ступень самостоятельно, требуется давать ученикам работу по силам — не более, но и не менее того, что они могут вы­полнить» (С. И. Ширский).

Придерживайтесь правила: разделяйте содержание материала на логически завершенные шаги, реализуйте их последовательно. В таком случае каждый урок представляет собой несколько взаи­мосвязанных этапов, ступеней лестницы, двигаясь по которой уче­ники вместе с учителем поднимутся на вершину познания сего­дняшнего материала. Не забудьте подвести промежуточные итоги после каждого этапа и сделать общий итог урока, все эти выводы вместе и представляют «ступени лестницы».

Не ставьте на уроке ни одного вопроса, не вносите в план ни од­ного пункта, на основательное раскрытие и рассмотрение которо­го не рассчитываете. Составляйте опорные конспекты, структур­но-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний.

Пользуйтесь проверенной схемой формирования теоретиче­ских знаний: установить объект теории (явление, событие, напри­мер, Таинство Церкви), изложить основания теории (установление Таинства находим в Священном Писании), раскрыть инструмента­рий теории, объяснить следствия теории (совершение Таинства в Церкви), показать границы ее применения (наше участие в совер­шении Таинства).

Чаще повторяйте и совершенствуйте ранее усвоенное. Краткие и обобщающие повторения осуществляйте не только в начале и по окончании урока, но и после изложения отдельных частных вопросов. В конце темы, курса, учебного года проводите уроки систематизации.

Чаще показывайте учащимся перспективы обучения. Они ка­саются их духовного состояния, устроения жизни, участия в жиз­ни Церкви.

4. Прочность

Прочность усвоения основана на объективных (содержание материала) и субъективных факторах (отношение учащихся).

Главное: не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению, не затрачивать память на малоценные знания, освободить учащих­ся от заучивания вспомогательного материала.

Помните: во многих случаях непроизвольное запоминание бо­лее продуктивно — заинтересуйте учащихся. Сделайте обучение важным для детей. Применяйте эмоциональное изложение, на­глядные пособия, технические средства. Выберите оптимальный темп урока: не давайте легких и однообразных работ, они мало раз­вивают и быстро утомляют, но и не доводите до переутомления.

Часто повторяйте материал, давайте задания на самоповторение. Связывайте изучаемое с ранее пройденным. Развивайте память.

5. Принцип научности заменим на принцип истинности

Принцип научности возник в средневековой Европе в период становления наук. Он основан на позиции: мир познаваем, чело­веческие знания дают объективную картину мира. На самом деле подлинные знания христианин черпает в Божественном Открове­нии, педагог преподает их в четком соответствии с учением Право­славной Церкви.

Подробно этот принцип рассмотрим в теме «Отличительные особенности преподавания Закона Божия».

6. Доступность

Данный принцип основан на многовековой практике изучения закономерностей возрастного развития. Доступность определяет­ся возрастными особенностями школьников и индивидуальными особенностями, зависит от организации УП, предусматривает по­степенное нарастание трудностей обучения и обучение на опти­мальном уровне.

Природосообразностью «нужно руководствоваться при обучении детей. Все противное детской природе служит только к ослаблению и извращению душевных и телесных сил воспитанника... Основательное преподавание невозможно без знания ступени, на которой стоят ученики в учебном отношении. Итак, прежде чем начнется преподавание, нужно определить не только степень по­знаний ученика, но также и степень развития его сил. Чем вернее и подробнее будут эти сведения о каждом ученике, тем успешнее пойдет преподавание» (С. И. Ширский).

«Принимай в соображение особенности детей, такие, как: а) возраст, б) различие по полу, в) жительство в деревне или в го­роде, г) происхождение от родителей образованных или необра­зованных, д) домашнюю подготовку, е) различные темпераменты, и т. д. Преподавание существенным образом изменяется, смотря по возрасту детей. Так, в элементарном классе должна выдаваться преимущественно наглядность, в среднем — упражнение, в выс­шем — [практическое] применение. Мальчик и девочка требуют  различных приемов в преподавании. Девочки развиваются рань­ше мальчиков преимущественно потому, что они не так рассеян­ны и, вследствие того, наблюдательнее мальчиков; сверх того в де­вочках сильнее, чем в мальчиках, действует способность чувство­ваний. Вообще в женщинах преобладает чувство и воображение, а в мужчинах способности мыслительная и желательная. В мальчи­ке нужно укреплять самостоятельность, чтобы подготовить его к борьбе с житейскими невзгодами, а девочку надобно более обере­гать от дурных впечатлений, потому что они сильно укореняются в женской душе и с большим трудом истребляются, чем в мальчи­ках» (С. И. Ширский).

Еще Я. А. Коменский сформулировал принцип: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Обратимся вновь к С. И. Ширскому. «Иди в преподавании от легкого к трудному. Опыт показывает, что библейская история вообще понимается легче, нежели катихизис, что понятие скорее усвояется, когда его признаки разъяснены на примерах, а не изло­жены в виде сухого и голого, хотя бы и очень точного, определе­ния; что правило становится понятнее и лучше удерживается в па­мяти, если выводят его из соответствующих примеров и упражне­ний, и т. д. Вообще здесь действует правило: от истории к учению, от примера к понятию и правилу, от наглядного к отвлеченному. Само Священное Писание держится этого порядка. И Ветхий и Новый Завет начинаются историческими книгами (в которых, конеч­но, есть и учение), затем следуют книги учительные.

Иди в преподавании от простого к сложному, от близкого к дальнему. Приведем пример из катихизиса. Чтобы усвоить понятие «добродетель» вообще, нужно иметь ясное представление о многих существенных признаках частных добродетелей, каковы: послуша­ние, смирение и проч.

Иди в преподавании от известного к неизвестному. Извест­ным называется то, что ребенок уже знает, неизвестным — чему еще должно учиться. Но для применения этого правила необходи­мо, чтоб известный предмет находился в родственном отношении к неизвестному, имел с ним какие-либо сходственные черты. Когда в преподавании объясняют государственную жизнь чертами из жизни семейной или общественной... историю Владимира Святого и Ольги Мудрой сопоставляют с историей равноапостольных Кон­стантина и Елены; объясняя церковный обряд или праздник, при­поминают соответствующие им библейские истории и догматиче­ское учение, например, объясняя праздник Рождества Христова припоминают историю этого события и катехизическое учение о воплощении Сына Божия, то во всех этих случаях знакомят учени­ков... с неизвестным через известное.

Правило это применяется и в слове Божием. Для примера мы укажем на многие метафоры, например: вы соль земли — вы свет мира; а также на притчи, например, о сеятеле и семени, о неводе и др. Образы из жизни природы составляют здесь известное, духов­ные представления Царства Божия составляют высшее и относи­тельно неизвестное, что и объясняется наглядно через указанные выше известные предметы. Святой апостол Павел поступил в Афи­нах по этому же правилу, когда проповедь об известном ему ис­тинном Боге начал упоминанием о надписи на алтаре, посвящен­ном неизвестному божеству. Этою надписью афиняне выразили со своей стороны призвание, что есть еще божество, им неизвестное, которому они, в случае действительного его существования, дол­жны поклоняться. Апостол мудро воспользовался этим призна­нием, начав с него проповедь об истинном, для афинян неизвест­ном, Боге. Подобным образом апостол Павел поступал и в других случаях. „Приимите всеоружие Божие... станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир, возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого и шлем спасе­ния возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие" (Еф. 6, 13-17) (см. 1 Кор. 9, 24; 10, 18-19)».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...