Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В. Вечность. Г. Вездеприсутствие. Вопрос №18. Духовность существа Божия




в. вечность

Ограниченность и изменчивость всего тварного порож­дают категории пространства и времени. Время — условие бытия мира и человека. Даже Ангелы, будучи бес­смертны, по началу своего происхождения все же ограничены во времени, как сотворенные «в начале», т. е. на рубеже между вечностью и временем. Так же, как и прочие творения, они несамобытны и изменяемы. Ангелы и души людей поддерживаются в бессмертии Божественным определением и только условно могут быть названы вечными. Их вечность, имевшая начало, иная, чем вечность Бога.

Вечность принадлежит только достопоклоняемой и царственной Троице, бытие Которой не имеет ни начала, ни конца и всегда — одно и то же. Бог именует Себя Альфой и Омегой, Началом и Концом (Откр. 22, 13). Неизменная Природа Божества пребывает за пределами любых понятий о времени. Для Бога одинаково открыты и реальны прошедшее, настоящее и будущее.

Библия говорит, что Бог живет во веки веков (Пс. 54, 20; 89, 3; Плач 5, 19). Чтобы мы могли ощутить природу этой Божественной вечности, в Библии она противопоставляется быстротекущему времени вселен­ной: пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел (Пс, 89, 5) — и времени человеческому: дни мои — как уклоняющаяся тень... Ты же, Господи, вовек пребываешь (Пс. 101, 12—13).

По мысли ареопагитиков, Бог есть «Виновник вечности, и времени, и дней». Как Творец и Промыслитель вселенной, Он, будучи вневременным, действует в истории, во времени. Например, книга Бытия повествует о Боге, во времени творящем вселенную, а в прологе Евангелия от Иоанна Он созерцается в вечности, до творения мира.

г. вездеприсутствие

«Все отстоит от Бога, но не местом, а природой (сущностью)», — пишет святой Иоанн Дамаскин. «Все отстоит от Бога, но не местом», потому что Он вездесущ. Он пребывает повсюду, в мире вещественном и духовном. «Не наполняю ли Я небо и землю? » — говорит Господь (Иер. 23, 24). — «Небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? » (Ис. 66, 1). В беседе с самарянкой Христос также учит, что поклонение Богу не может быть привязано к какому-либо месту, но должно совершаться всюду, в духе и истине: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин. 4, 21).

Бог, Иже везде сый и вся исполняли, присутствует в каждом атоме этого мира, в раю и в аду, в душах праведников и грешников, хотя воспринимается теми и другими различно. Своим Промыслом Бог пребывает и действует повсюду, а благодать воспринимается только достойными. Вездеприсутствие Божие воспевается в Псалтири: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138, 7—10). Лик Божий (о котором так часто говорит Писание, см. вы­шеприведенный текст псалма), по толкованию ареопа­гитиков, есть Божественные силы, обращенные к твари. Это — «сущий и живой Взор Самого Бога, которым Он изволяет, и животворит, и хранит всяческая, — Взор всемощной Крепости и сверхъизбыточной Любви». Святой Афанасий Александрийский пишет: «Бог во всем пребывает по Своей благости и силе, вне же всего по Своему собственному естеству». Своими силами Он охватывает и проникает весь мир. По мысли апологетов, Бог не объемлется целым миром, Он Сам есть «вместилище всего».

Аналогией Его вездеприсутствия может служить всемирный закон тяготения. Конечно, этот пример чисто условный, т. к. сила гравитации, действующая в каждой конкретной точке нашей вселенной, стабильна и здесь не отражен личный характер живого Божественного вездеприсутствия. Другими аналогиями являются: сол­нечный свет, который освещает и животворит всю землю, не сливаясь с дольним миром; и душа, которая объемлет тело, но не составляет его части.

ВОПРОС №18

ДУХОВНОСТЬ СУЩЕСТВА БОЖИЯ

1. Бог есть чистейший и совершеннейший личный Дух. Открове­ние отвергает как грубочувственные языческие представления о Божестве, так и понятие о Нем, как о каком-то безличном нача­ле, силе душе мира, или каком-либо абсолютном, однако не ли­чном, не самосознающем разуме, как в пантеистических учениях.

Истина о духовности Божества с самого начала проповедывалась в Ветхом Завете. Не называл Бога нигде прямо Духом, ветхозаветное Откровение тем не менее усвояет Богу все то, что входит в понятие о Духе, Так Бог изображается в Ветхом Завете как Существо, обладающее высочайшим сознанием, разумом и волею со всеми их различными свойствами. Ему усвояются: всеведение, премудрость, святость, благодать, правосудие и другие свойства духовно-личного бытия. Моисей дважды назы­вает Его Богом Духов и всякия плотя (Чис. 16, 22, 27; 16), а 16). Нередко в Ветхом Завете усвояются Богу свойства телесной природы человека. Так, Он часто изображается как имеющий главу, лицо, очи, уши, нос, уста, руки, ноги, сердце, Ему приписываются свойственные телу человека состояния и дей­ствия, например, дыхание, голос, осязание, зрение, обоняние, вкус и т. д. (ангтропоморфизмы). Но такие изображения не проти­воречат учению Ветхого Завета о Боге как высочайшем Духе. Человекообразным изображением свойств Божиих в ветхозаветное учение отнюдь не вводится догматических сказаний о Божестве. В ветхозаветной религии он заключается не в мысли, а в языке.

Примечание: От антропоморфических изображений Бога в Писа­нии следует отличать изображения т. п. антропопатические: то есть изображения Бога со свойственными человеку духовными со­стояниями, усвоение Ему, например, радости, печали, гнева, веселия, раскаяния и пр. Хотя это тоже выражения образные, но они имеют иное значение, чем антропоморфизм,

 

2. В Новом Завете учение о духовности Божества раскрывается уже без прежних антропоморфизмов. Здесь Бог прямо называется Духом. Спаситель в беседе с женой самарянкою сказал: " Дух (есть) Бог". Наименование Бога Духом, а дух, словам Самого же Спа­сителя " плоти и кости не имать" (Лк. 39, 24) показывает, что Бог есть существо простое, невещественное. Спаситель выражает, что Бог есть Дух, не ограниченный прост­ранством, вездесущий, вообще - бесконечный. Соединением о мыслию о духе мысли о свободе по­казывается, что Бог, по мысли апостола, есть существо личное, свободно-разумное.

3. Церковь, следуя учению Откровения, всегда признавала духовность Божества. Учители Церкви первых веков, начиная с, апостолов, уже решительно высказывались против грубочувственных языческих и позднеиудейских представлений о Боге, проникавших в среду христианского общества. С еще большею определенностию выразилось верование Церкви в духовность Божества в связи с появлением в IV веке ереси антропоморфитов (иначе авдиан). Антропоморфиты утверждали, что Бога нужно представ­лять не иначе, как во всем подобным человеку, не исключая и тела со всеми его органами и членами. Основание для такой мысли они думали видеть в Св. Писании, а именно: в повествовании Моисея о сотворении человека по образу Божий (Бьт. 1, 26), который как они полагали, заключается не только в душе, но и в теле. Образ Божий нужно полагать не в теле человека, а в его душе, учение антропоморфитов и само в себе полно несообразностей.

4. Учение о Боге как всессвершенном личном Духе, есть инственно истинное и с точки зрения нормального, здравого мышления. Уже самое понятие о всесовершенстве Божием требует мыслить Его личным духом. Руководимые прирожденною идеею о Боге люди всех времен, на какой бы ступени развития они не находились, обыкновенно Богом представляют то» выше и совер­шеннее чего ничего не может быть. Как существо всесоврешенное, Бог может быть мыслим лишь обладающим всеми совершенствовами, какие наблюдаются в мире, конечно, в самой беспредельной сте­пени, так как Бог есть начало и причина всего существующего и живущего во Вселенной, Вселенная, как тзорение Его, есть обнаружение Его совершенств. Самым высшим творением в видимом мире является человек, как существо разумное, личное и само-сознательное: другие же существа, не имеющие сознания и разумности, занимают низшее место в лестнице бытия. Поэтому, возвы­шаясь к причине мира, мы необходимо должны признать, что этою причиною мог быть только личный Бог, Неразумная слепая сила не может произвести разум, из бессознательного не может произой­ти сознание.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...