Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свойства существа Божия как Духа (катафатические свойства)




ВОПРОС №19

СВОЙСТВА СУЩЕСТВА БОЖИЯ КАК ДУХА (КАТАФАТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА)

Катафатические свойства — разъяснение о Боге словами в превосходной степени. Сама же сущнисть Божия непостижима и не именуема. Бог открывается в мире и мы познаем Его в действиях как: мудрость, любовь, мир, свет и соответственно этому именуем Его.

Разум Божий:

Понятия о духовных свойствах Божиих может быть составлено на основании наблюдений над природой человеческого духа, сотворенного по образу Божъему. Сообразно этому свойства Бога подразделяются на разум, волю и чувство. Бог обладает совершенным разумом, «разума Его несть числа», т. е. разум Его не измерим. Он есть само разумение и ведение: в Боге «глубина примудрости и разума». Человеческий разум и своественное ему ведение и мудрость усвояются и Богом, только в совершенном виде. Под свойством всеведения Божия разумеется, что Бог не только знает все, но и знает все совершенным образом. Так он знает самого Себя. Ему усвояется полнейшеево все времена ведение о делах своих и пресуще от вечности совершенное знание о прошлом, настоящем и будущем. Примудрость Божия состоит в том, что Бог обладает знанием самых-самых совершенных целий и средств их достжений, показывая это в делах своего творения. Мудрость Божия: самобытна, вечна и неизменна и вместе всесовершенна. «Он дает мудрость мудрым и разумение разумным» (Дан 2. 21). «Примудрость вселилась пред лицом Божиим, правит вселенной, направляет историю мира, обеспечивает людям спасение, открывает им Божественную волю».

Воля Божия и ее свойства:

Бог обладает всесовершенной волей, о которой Спаситель учил в молитве «Отче наш», говоря, что нужно предавать себя воле божией, как в дальнейшем Он и Сам молился о мимоитии от Него чаши, говоря: «обаче не Моя воля, но Твоя да будет». В откровение — воля Божия изображ по существу высочайше свободной, по нравственной направленности — всесвятой, по силе и могуществу — всемогущей, по отношению к тварям — требующей от них святости и потому наказывающей зло и награждающей добро, т. е. всеправедной.

Свобода воли: по своему сущ. воля Божия есть высочайше свободная. Она состоит в том, что в своих решениях и опраделениях она совершенна независима ни от каких внешних побуждений или влияний, и основание всех своих действий заключает единственно в самой себе. В Божественной воли не может быть колебаний между различными побуждениями Его природы, т. к. природа Божия проста и едина.

Святость Божия: по своему нравственному состоянию воля Божия всесвятая. Она в своих стремлениях опредиляется и руководится помыслами об одном высочайшем добре, и эти стремления всегда совпадают с самим их осуществлением. «Бог есть свет и нет в нем ни какой тьмы» (1 ИН 1. 5). «Святы будьте, ибо свят Я, Господь Бог ваш» (Лев 19. 2).

Всемогущество: Состоит в том, что Бог приводит в исполнение все угодное Ему без всякого препятствия, т. ч. никакая сторонняя сила не может стеснять его действия. «Он сказал и сделалось, Он повелел и явилось» (ПС 32. 9). «Бог творит все что хочет на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» (ПС 134).

Правда Божия: Воля Божия будучи сама по себе свята требует этого же и от разумных существ, предписывает закон нравственности для достижения святости. Правда воле Божией проявляется в двух действиях: в правде дающей закон святости и в правде воздающей по заслугам. «Блаженны алчущие и жаждущие правды» (Мф 5. 6). «Избавь меня от кровей Боже, Боже спасения моего и язык мой восхвалит правду Твою» (ПС50).

 

Чувство Божие и его свойства:

К существенным свойствам Божиим со стороны его чувствования относятся:

· Всеблаженство

· Бесконечная благость, или любовь к тварям.

Всеблаженство — свойство в Боге есть необходимое следствие всех других его свойств и совершенств. В Боге вся полнота бытия и жизни. Он в самом себе имеет све нужное для полного блаженства. Любовь к благу в Нем неизменно совпадает с самим его обладанием.

Благость (Любовь) — Бог дарует тварям столько благ, сколько нужно для их блаженства и сколько каждая из них может принять по своей природе. Благость по учению Спасителя составляет как бы саму сущность Божию, которая создала мир. Любовь побудила Его создать мир с разумно нравственными существами, способными любить Его и находить в Нем себе блаженство. Самым высшим проявлением и свидетельством бесконечной любви божией к нам, слово Боже указывает на совершенное Сыном Божии дела нашего искупления. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего Единродного, дабы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3. 16). «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим 5. 8). «Любовь есть совокупность совершенства» (Кол 3. 14). Вера, надежды, пророчества и знания при переходе в вечность упразнятся «а любовь никогда не перестанет» (1 Кор 13. 8).

 

ВОПРОС №20

ЕДИНСТВО СУЩЕСТВА БОЖИЯ.

В каждом луче Своего Божества Бог присутствует во всем Своем совершенстве. Употребление многочисленных имен Божиих соответствует немощи человеческого рассудка, неспособного выразить в одном каком-либо понятии неисследимое разнообразие Божественных промышлений и действий. «Истинное же слово учит, что Божество просто и имеет одно простое, благое действие, действуя во всем, подобно лучу, который все согревает и на каждую вещь действует сообразно естественной ее способности и восприемлемости», — пишет святой Иоанн Дамаскин. И в другом месте он же учит: «Божеское просияние и действие, будучи едино, просто и нераздельно, пребывает простым и тогда, когда разнообразится по видам благ, сообщаемых отдельным существам». Святитель Григорий Палама­­­­­ ­­­— Божественная энергия может именоваться и в единственном, и во множественном числе (благодать, свет, любовь и т. д. ).

 «Бог вмещает в Себя полноту всех качеств и совершенств в их высочайшем и бесконечном виде, — пишет святитель Василий Великий. — Нет ни одного имени, которое, обняв все естество Божие, было бы достаточно для Его выражения. Но многие разнообразные имена, взятые в их собственном значении, составляют понятие, хотя бы и темное и весьма бедное, сравнительно с целым, но для нас достаточное. Одни имена, сказуемые о Боге, показывают, что в Боге есть, а другие, наоборот, то, чего в Нем нет. Таким образом, этими двумя способами, т. е. отрицанием того, чего нет, и признанием того, что есть, образуется в нас как бы некоторое отпечатление Бога».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...