Вопрос №15. Сущность Божия и имена Божии. Различия между Сущностью и энергиями. Сущность не допускает причастности к себе, а энергия допускает
ВОПРОС №15 СУЩНОСТЬ БОЖИЯ И ИМЕНА БОЖИИ. По единосущному мнению святых отцов сущность Божия сама по себе не может быть нами постигнута. Сущность заключена в Сущем. Кроме сущности в Боге различают три лица и энергию. Все тварные существа имеют природные действия и тем более Бог. Следовательно в Боге есть сущность и энергия. Различия между сущностью и энергиями
Имена Божии Священное писание возвещает о Божественных свойствах и соответствующих им Божественных именах: Он есть Истина, Премудрость. У святых отцов (Иоанн Дамаскин): непреложен, прост, не измеряем, не создан, безначален, бесконечен, вочен, благ, присносущен, владыка, судия, вседержитель, всемогущ. Среди множества божественных свойств и их именований выделяютс я две большие группы:
ВОПРОС №13 ПЛАН И РАЗДЕЛЕНИЕ ДОГМАТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ. Разделение догматики. Догматы веры содержат в себе: как - учение о Боге в Самом Себе, так - и учение о Боге в Его внешней деятельности – в отношении к миру и особенно к человеку. Отсюда сами собой определяются две главные части Догматического Богословия:
I. Учение о Боге в Самом Себе:
II. Бог творец и промыслитель мира:
III. Бог Спаситель мира:
IV. Бог Искупитель мира:
ВОПРОС № 16 АНТРОПОМОРФИЗМЫ И АНТРОПОПАТИЗМЫ, ФЕОФАНИИ, НЕТВАРНЫЙ СВЕТ. Антропоморфизмы Священного Писания Антропоморфизмы Священного Писания ― Бог есть Дух (Ин. 4, 24). Его духовность бесконечно выше и совершеннее духовности Ангелов и человеческих душ. Будучи не постижим в Своей Сущности даже для Ангелов, Он, конечно, чужд всякой телесности и материальности. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Что Бог по природе бестелесен, это ясно. Ибо как может быть телом то, что бесконечно и беспредельно, не имеет образа, не подлежит осязанию, невидимо, просто и несложно? » Правда, в Священном Писании, особенно в Ветхом Завете, мы найдем немало мест, где Богу приписывается нечто телесное (глаза, уши, руки, ноги, сердце и т. д. ) или антропопатизмы ― чувства, состояния или способности, свойственные тварному существу (радость, гнев, печаль, сон, хождение и т. д. ). Телесные органы, чувства или силы, присваиваемые Богу, называются антропоморфизмами (греч. anyropov— человек, morfh — форма).
Святые отцы учат нас под антропоморфизмами Писания разуметь духовные свойства и действия Божий, с которых мы не можем иначе говорить, как только «с помощью символов, соответствующих нашей природе». Так, под Его «очами» и «зрением», по толкованию св. Иоанна Дамаскина, должно понимать Его всесозерцательную силу и всеведение, под «ушами» и «слухом» — Его благоволение и принятие нашего моления; под «речью» и «устами» — выражение Его воли; под «лицом» — Его откровение и обнаружение Себя посредством действий; под «руками» — Его деятельную силу; под «ногами» — Его присутствие. Если сказано, что Бог спит, то должны понять, что Он не печется о ком-либо; Бог гневается означает, что Он наказывает, т. к. мы наказываем по гневу; Бог сидит, т. е. обитает в святых Силах, и т. д. Итак, все, что сказано о Боге «телесным образом, сказано символически и содержит очень высокий смысл, так как Божество просто и не имеет формы», — пишет святой Иоанн Дамаскин.
Феофании ― Бог Дух невидимый, но на какое то время происходит Его материализация, и как это происходит ― объяснить нельзя. Феофании не противоречат учению о Боге. Первая Феофания была в раю, когда Бог беседовал с людьми. В Греции Феофании изображают в виде ИХ.
Нетварный свет: «Я свет миру» (ИН 8), Бог живет во свете неприступном (1Тим). Поучение св. Гр. Паламы Свет Фавора ― это энергия Божества, это тоже, что и слава Божества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|