Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос №15. Сущность Божия и имена Божии. Различия между Сущностью и энергиями. Сущность не допускает причастности к себе, а энергия допускает




ВОПРОС №15

СУЩНОСТЬ БОЖИЯ И ИМЕНА БОЖИИ.

По единосущному мнению святых отцов сущность Божия сама по себе не может быть нами постигнута. Сущность заключена в Сущем. Кроме сущности в Боге различают три лица и энергию. Все тварные существа имеют природные действия и тем более Бог. Следовательно в Боге есть сущность и энергия.

Различия между сущностью и энергиями

Сущность ― причина энергии.

Сущность не допускает причастности к себе, а энергия допускает.

Сущность одна. А энергий много.

Сущность существует сама по себе, а энергия нет.

Сущность не именуема, а энергия именуема.

Божественная энергия ― это сам Бог.

Сущность выше энергии, т. к. энергия выходит из сущности.

Причастность к Божеству ― причастность к его энергям.

Божество именуется светом не по сущности, а по энергии.

Энергия – нетварная благодать, исходящая из Божественной сущности.

Имена Божии

Священное писание возвещает о Божественных свойствах и соответствующих им Божественных именах: Он есть Истина, Премудрость. У святых отцов (Иоанн Дамаскин): непреложен, прост, не измеряем, не создан, безначален, бесконечен, вочен, благ, присносущен, владыка, судия, вседержитель, всемогущ. Среди множества божественных свойств и их именований выделяютс я две большие группы:

апофатические (отрицательные имена);

катафатические (положительные имена).

 

ВОПРОС №13

ПЛАН И РАЗДЕЛЕНИЕ ДОГМАТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ.

Разделение догматики.

Догматы веры содержат в себе: как - учение о Боге в Самом Себе, так - и учение о Боге в Его внешней деятельности – в отношении к миру и особенно к человеку. Отсюда сами собой оп­ределяются две главные части Догматического Богословия:

I. Учение о Боге в Самом Себе:

Учение о существе Божием и Его свойствах;

О Боге троичном.

II. Бог творец и промыслитель мира:

Бог творец;

Творение;

Участие лиц Святой Троицы в творении;

Антропология;

Ангелология;

Состояние человека до и после грехопадения;

Учение о зле, грехе, о промысле Божием.

III. Бог Спаситель мира:

Все, что связано с Боговоплощением;

Христология;

Догматы искупления;

IV. Бог Искупитель мира:

Учение о домостроительстве и участии в спасение человека;

Эклессиология;

О таинствах;

Эсхатология.

 

ВОПРОС № 16

АНТРОПОМОРФИЗМЫ И АНТРОПОПАТИЗМЫ, ФЕОФАНИИ, НЕТВАРНЫЙ СВЕТ.

Антропоморфизмы Священного Писания

Антропоморфизмы Священного Писания ― Бог есть Дух (Ин. 4, 24). Его духовность бесконечно выше и совершеннее духовности Ангелов и человеческих душ. Будучи не постижим в Своей Сущности даже для Ангелов, Он, конечно, чужд всякой телесности и материальности. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Что Бог по природе бестелесен, это ясно. Ибо как может быть телом то, что бесконечно и беспредельно, не имеет образа, не подлежит осязанию, невидимо, просто и несложно? »

Правда, в Священном Писании, особенно в Ветхом Завете, мы найдем немало мест, где Богу приписывается нечто телесное (глаза, уши, руки, ноги, сердце и т. д. ) или антропопатизмы ― чувства, состояния или способности, свойственные тварному существу (радость, гнев, печаль, сон, хождение и т. д. ). Телесные органы, чувства или силы, присваиваемые Богу, называются антропоморфизмами (греч. anyropov— человек,  morfh — форма).

 

Святые отцы учат нас под антропоморфизмами Писания разуметь духовные свойства и действия Божий, с которых мы не можем иначе говорить, как только «с помощью символов, соответствующих нашей при­роде». Так, под Его  «очами» и «зрением», по толкованию св. Иоанна Дамаскина, должно пони­мать Его всесозерцательную силу и всеведение, под «ушами» и «слухом» — Его благоволение и принятие нашего моления; под «речью» и «устами» — выражение Его воли; под «лицом» — Его откровение и обнаружение Себя посредством действий; под «руками» — Его деятельную силу; под «ногами» — Его присутствие. Если сказано, что Бог спит, то должны понять, что Он не печется о ком-либо; Бог гневается означает, что Он наказывает, т. к. мы наказываем по гневу; Бог сидит, т. е. обитает в святых Силах, и т. д. Итак, все, что сказано о Боге «телесным образом, сказано символиче­ски и содержит очень высокий смысл, так как Божество просто и не имеет формы», — пишет святой Иоанн Дамаскин.

 

Феофании ― Бог Дух невидимый, но на какое то время происходит Его материализация, и как это происходит ― объяснить нельзя. Феофании не противоречат учению о Боге. Первая Феофания была в раю, когда Бог беседовал с людьми. В Греции Феофании изображают в виде ИХ.

 

Нетварный свет: «Я свет миру» (ИН 8), Бог живет во свете неприступном (1Тим). Поучение св. Гр. Паламы Свет Фавора ― это энергия Божества, это тоже, что и слава Божества.

  1. Божественная энергия ― это сам Бог.
  2. Энергия выходит из сущности, следовательно сущность выше энергии.
  3. Различае сущноти и энергии не вводят двубожия.
  4. Божество именуется светом не по сущности, а по энергии.
  5. Сущность существует сама по себе, а энергия нет.
  6. Энергия – нетварная благодать, исходящая из Божественной сущноти.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...