Вопрос №21. Политеизм и два монотеизма. Истина единства в Новом Завете: «господь Бог наш есть господь единый» (мк. Догмат о Святой Троице – основание христианской религии.
ВОПРОС №21 ПОЛИТЕИЗМ И ДВА МОНОТЕИЗМА. На заре истории вера в Единого Бога — достояние всех людей. Люди, познав Бога, не прославили Его как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному, человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся… Они заменили истину Божию ложью и поклонялись… твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь, — так объясняет Апостол появление язычества — политеизма (Рим. 1, 21—23, 25). Ко времени Авраама монотеизм был достоянием немногих (Мелхиседек, царь Салимский). В потомстве Авраама монотеистическая вера была ограждена предписаниями Закона. Моисей: «Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6, 4). Исаия: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис. 44, 6), «Я Господь и нет иного» (Ис. 45, 6 и др. ). Истина единства в Новом завете: «Господь Бог наш есть Господь единый» (Мк. 12, 29). Апостол учит: нет иного Бога, кроме Единого (1 Кор. 8, 4). Монотеизм в НЗ встречал многих противников в лице язычников, и полухристианских сект гностиков и манихеев. Гностики допускали множество низших божеств — эонов, а учение манихеев было дуалистично. Язычество не знало единого личностного Бога. Над богами Эллады господствует «Необходимость» — высший мир красоты и безличностного бытия. В неоплатонизме — соединении с Божеством путем растворения в океане безличностного Божественного Абсолюта. Бог Библии — всегда Личность, это Абсолют, обладающий всеми совершенствами, к Которому мы обращаемся на «Ты». Даже на вершинах молитвенных созерцаний личность христианского подвижника не исчезает в глубинах Божества.
Сравнивая Ветхий и Новый Заветы, Апостол Павел говорит, что первый рождал в рабство, а второй даровал сыноположение (Гал. 4, 24—31). Если ветхозаветному Израилю и не чуждо было представление о Боге как об Отце, то есть как о Господине, защитнике и покровителе Своего народа, то в новозаветную эпоху идея Богоотцовства коренным образом переосмысливается и бесконечно углубляется. Во Христе человечество навсегда соединилось с Божеством. Такой глубочайшей близости Ветхий Завет, не знал. Абсолютный монотеизм выделял иудеев из среды языческих народов. Израиль не знал природы Божества и потому имел ограниченное представление о Божественном единстве как единичности Божества. В христианстве открывается тайна Божественного Триединства: Бог един потому, что в Святой Троице созерцается единое «Начало» — Личность Отца, от Которого вечно происходят Сын и Святой Дух. Последнее необходимо помнить, когда мы говорим о единстве Божества. «Когда я называю Бога, я называю Отца, Сына и Святого Духа. Не потому, что я предполагаю, что Божество рассеяно, — это значило бы вернуться к путанице ложных богов (политеизму); и не потому, чтобы я считал Божество собранным воедино (без различения Лиц), — это значило бы Его обеднить. Итак, я не хочу впадать ни в иудейство, ради божественного единодержавия, ни в эллинство, из-за множества богов», — пишет святитель Григорий Богослов. Христианское понимание Бога как Триединого превосходит узость иудейского монотеизма и отметает заблуждение языческого политеизма.
ВОПРОС №22 ДОГМАТ О СВЯТОЙ ТРОИЦЕ – ОСНОВАНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ. Божественное Триединства — вершина Откровения Бога человеку до этой тайны философия подняться не смогла. Исповедание догмата о Троице отличает христианство от других монотеистических религий (иудаизма и ислама). По Афанасиию Александрийскому христианская вера — это вера в «неизменяемую, совершенную и блаженную Троицу».
Для греческих отцов учение о Святой Троице было областью собственно богословия. На догмат о Святой Троице основываются другие важнейшие догматы: о сотворении мира и человека, о спасении и освящении человека, учение о Таинствах Церкви, и в целом все христианское веро- и нравоучение. В. Лосский: тайна Пресвятой Троицы, открытая Церкви, «есть не только основа, но и высшая цель богословия, ибо … познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте — это значит войти в совершенное соединение с Богом, достичь обожения своего существа, то есть войти и в Божественную жизнь: в саму жизнь Пресвятой Троицы». Божественная Троица — Начало и Конец — духовного пути. Исповеданием Святой Троицы мы начинаем свою духовную жизнь. Крещением во имя Божественной Троицы мы входим в Церковь и в ней обретаем путь ко Отцу, истину в Сыне и жизнь во Святом Духе. Вера Апостольской Церкви в Святую Троицу выразилась: в догматических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов, в Символе веры, в кратких и обширных исповеданиях веры древних Церквей и святых отцов разных эпох, в святоотеческой письменности. Вера в Троицу запечатлена в литургическом предании Церкви. Например, в малых славословиях: «Слава Отцу через Сына во Святом Духе» или «Слава Отцу и Сыну со Святым Духом», а также «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Святитель Василий Великий: «Хвалим Отца и Сына и Святаго Духа Божия».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|