В) Период после Вселенских соборов.
В) Период после Вселенских соборов. Тритеисты отождествляли в Боге существо и Лицо. Они говорили, что Три Божественные Лица суть и Три Божественные сущности, отдельные и самостоятельные, а единство Святой Троицы они понимали, как мыслимое обобщение, как родовое понятие. Тетратеисты же, кроме Трех Лиц в Троице, представляли еще стоящую как бы позади и отдельно от Них Божественную сущность, в которой все Они участвуют, почерпают из нее свое Божество. В XI веке при папе Венедикте VIII учение о Святой Троице было искажено Римской Церковью введением догмата об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (филиокве). Впервые идею о филиокве высказал Блаженный Августин. В VII веке это учение распространилось в Испании, где было принято на Толедском Соборе 589 года. В VIII веке оно проникло во Францию и было утверждено на Соборе в Ахене. В XI веке — введено в самом Риме. Антитринитарное учение пытались возобновить протестанты. Михаил Сервет († 1604 г. ) в Троице видел всего лишь троицу Откровений. Он считал, что Бог по природе и по ипостаси один, а именно Отец, Сын и Дух — только Его различные проявления, или модусы. В этом учении возобновлена савеллианская ересь. Социн так же не мог примирить Троичность Лиц в Боге с единством Его существа. Он признавал, что в Боге — одно Божественное Лицо (Отец). Сын не есть самостоятельная Божественная Ипостась, а только человек. Сыном Божиим Он может быть назван не в собственном смысле, а в каком сынами Божиими называются и все верующие. По сравнению с другими Он только по преимуществу возлюбленный Сын Божий. Дух Святой есть некоторое Божественное дыхание или сила, действующая в верующих от Бога Отца через Иисуса Христа. Здесь возрождено динамистическое монархианство. В арминианстве повторился древний субординационизм. Яков Арминий († 1609 г. ), основатель секты, учил, что Сын и Дух ниже Отца по Божеству, так как от Него заимствуют Свое Божеское достоинство. Эммануил Сведенборг († 1772 г. ) возобновил патрипассианские воззрения (о воплощении Отца). Он учил, что существует только один Бог. Он принял человеческий образ, подверг себя страданиям и крестной смерти и через все это освободил человечество от власти адских сил.
Попытки представителей идеалистической философии Фихте, Шеллинга, Гегеля и других рассудочно уяснить сущность догмата о Святой Троице приводили к тому, что данный догмат истолковывался в пантеистическом смысле.
ВОПРОС №24 ТРОИЧНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ Главной задачей богословия в IV веке было выразить в точных понятиях учение Церкви о Триединстве Бога. В библейском тексте, как оказалось, нет соответствующих слов для выражения тройческой тайны. Это особенно остро почувствовали православные отцы в споре с арианами на Первом Вселенском Соборе. Для этого отцы Собора воспользовались не библейскими, а философскими понятиями. Для обозначения Природы Божества, общей для Трех Лиц, выбрали слово «сущность» (греч. — «усия»). Три Лица Святой Троицы имеют одну Божественную Сущность. Для исключить возможности говорить, что Сущность преимуществует в Каком-либо из Лиц (например, Отцу) или что Она равно или неравно поделена между Лицами, ввели понятие — «единосущный» (греч. — ο μ ο ο ύ σ ι ο ς ). «Единосущный» —тождественный. Слово «единосущный» определяет Сына как Бога, обладающего той же Сущностью, что и Отец. Вместе с тем, это понятие косвенно указывает на различие Лиц, потому что единосущным можно быть только с кем-либо другим, а не с самим собой. Для указания действительного различия Божественных Лиц, ввели понятие «ипостась» (греч. — υ π ο σ τ α σ ι ς ). Оно позволяло обозначить неповторимость, личностный характер каждого Лица Святой Троицы. «Ипостась» в богословии означает личность.
Греческие отцы не просто заимствовали философские термины и переносили их в богословие. Они создали новый богословский язык, чтобы можно выражать христианскую истину. Заслуга в установлении твердой богословской терминологии в учении о Святой Троице принадлежит святителю Василию Великому. До него употребляли различные термины, что создавало путаницу и непонимание. Во Святой Троице, три Ипостаси соединены в реальном единстве нераздельной Сущности. Каждая из Них не существует вне Двух Других. Единосущие Трех Божественных Лиц не имеет аналогов в тварном мире, поэтому понятия о «сущности» и «ипостаси» как «общем» и «частном» перенесены святителем Василием в троическое богословие не в строгом смысле, а с оговоркой, что Сущность Трех Ипостасей абсолютно едина. Восточным отцам потребовалось немало времени и труда, чтобы доказать Западу правомерность формулы: «единое существо и три ипостаси». Святитель Григорий Богослов писал, что «западные по бедности своего языка и по недостатку наименований не могут различать греческих терминов сущности и ипостаси». В признании Трех Ипостасей Западу чудилось исповедание трех сущностей, или трех богов, они предпочитали учение о трех лицах (persona), что, в свою очередь, настораживало восточных отцов т. к. слово «лицо» (греч. — π ρ ο σ ω π ο ν ) в древнегреческом языке личину или маску, то есть нечто внешнее, случайное. Терминологический барьер разрушил святитель Григорий Богослов, который в своих сочинениях отождествил слова «ипостась» и «лицо», понимая под ними личность. Только после Второго Вселенского Собора было достигнуто согласование богословского языка Востока и Запада: ипостась и лицо были признаны синонимами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|