45. Грехопадение и его последствия. Попечение Божие о человеке.
45. Грехопадение и его последствия. Попечение Божие о человеке. Грехопаде́ ние — первое преступление человека, связанное с нарушением Божьей заповеди о невкушении плодов с дерева познания добра и зла, повлекшее за собой катастрофические последствия как в отношении самого человека, так и в отношении окружающего мира. Грехопадение привело к страшному результату: — разладились отношения человека с Богом — человека с человеком — человека с окружающим миром; — разладился сам человек, сделавшись тленным и смертным, склонным ко злу, удобопреклонным к воздействию демонических сил. В чём состояли следствия грехопадения? На человеке следствия грехопадения сказались самым удручающим образом: помимо того, что он был изгнан из Рая (Быт. 3: 24), он сделался тленным, страстным, смертным; повредил главные силы души (разумную, волевую, раздражительную, чувствующую), нарушил их взаимную согласованность; душевное начало утратило господство над плотским, и более того, плоть взяла верх над душой. Пагубные следствия грехопадения отразилась не только на непосредственных виновниках, нарушителях заповеди. Порче подверглось само человеческое естество. С тех пор она стала носить наследственный характер, передаваться всем людям, от родителей к детям (см.: Грех первородный). В духовно-нравственном отношении порча проявлялась и проявляется до сих пор в том, что все потомки Адама (за исключением Господа Иисуса Христа) рождались и рождаются со склонностью большею ко злу, нежели к добру. В результате грехопадения люди подпали под власть падших духов. Эта власть проявлялась даже за гробом, ведь после смерти души всех без исключения людей оказывались в аду). Освободиться от власти диавола стало возможно лишь по Пришествии в мир Сына Божия, Искуплении, разорении ада, образовании Церкви.
Особым волеизъявлением Божьим за грех первозданного человека была проклята даже земля (Быт. 3: 17). Со времени этого страшного проклятья земля перестала давать людям пищу свободно, с избытком, как это было до грехопадения (Быт. 3: 18). Со времени изгнания из Рая человек вынужден был зарабатывать себе пищу тяжелым трудом (Быт. 3: 19). После утраты человеком Божественной благодати, славы и чистоты, из-под его послушания вышли животные. Кто-то из них просто перестали доверять человеку, но многие стали испытывать к человеку враждебность. Самое же страшное следствие — разрушение доверительных отношений человека и Бога. Помимо потери в лице Божьем Премудрого, Всемогущего и Благого Наставника, утратив общение с Ним, человек лишился высшей блаженной радости. Утратив общение с Источником подлинного неисчерпаемого блаженства, человек стал искать источники счастья и радости среди предметов тварного мира, устремился к греховным удовольствиям. Попечение Божие о человеке В судьбах мира и человека Божественное Промышление является силой, направляющей к развитию и совершенствованию духовных способностей, а через это—к устроению царства Божия на земле и подготовлению человечества к царству славы. Земная жизнь, предметы внешнего благополучия и неблагополучия, разнообразно применяемые, служат в руках Божественной Премудрости к достижению указанной цели. В Священном Писании учение о Промысле раскрывается в связи с историей откровения и утверждения царства Божия на земле и спасения каждой души в загробной жизни. Действие Божественного промысла направлено, главным образом, к распространению и утверждению царства Божия, к устранению препятствий для правильного утверждения и раскрытия этого царства. Этим объясняется то, что многие страшные бедствия в истории человеческого рода были фактически судом над врагами царства Божия: «Таковы пути всех, забывающих Бога, и надежда лицемера погибнет; ненавидящие тебя облекутся в стыд, и шатра нечестивых не станет». Так, например, такие общечеловеческие бедствия, как всемирный потоп, смешение языков, гибель Содома и Гоморры, —рассматриваются в Священном Писании именно следствием действия Промысла Божия, направленного на прекращение и устранение препятствий со стороны злых начал, действующих против распостранения царства Божия на земле.
Священное Писание Нового завета предлагает нам учение о Пастыре добром, душу свою полагающим за овцы. Промыслительная деятельность этого Пастыря направляется к приведению овец к Отцу. Сам Отец здесь представляется привлекающим к Себе верующих посредством благодати. Таким образом, если общее промыслительное отношение Бога к миру служит для приведения человека в царство славы, к созданию Царства Божия, то и все частные действия Бога в отношении к человеку должны иметь то же значение. Следовательно, в тех местах Священного Писания, где идет речь о путях Божиих, о судах Божиих над человеком, необходимо видеть указание на водительство Божие в отношении к царству славы и духовно-нравственному развитию человека. В этом и состоит идея Божественного Промышления, значит, каждое отдельное событие в жизни человека надо рассматривать как средство к достижению указанных целей. Например, даже географическое распределение племен содействует осуществлению этой высокой цели. «Я сотворил землю, человека и животных, которые на лице земли, великим могуществом Моим и простертою мышцею Моею, и отдал ее, кому Мне благоугодно было». У пророка Иеремии завоевание территории одного народа другим представляется как акт Божественной воли, ведущий к тому же развитию и созданию Царства Божия на земле через сохранение истинного Богопочитания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|